Строение молекулы воды презентация. Свойства воды. VI. Химические свойства. Повторение

1 слайд

2 слайд

ВОДА - Н2О (оксид водорода) - простейшее устойчивое соединение водорода с кислородом.

3 слайд

3/4 поверхности земного шара покрыты водой в виде океанов, морей, рек и озер. ВОДА имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Происхождение жизни на Земле обязано ВОДЕ. Вода - это древний универсальный символ чистоты, плодородия и источник самой жизни ВОДА входит в состав комет, большинства планет солнечной системы и их спутников. ВОДА - самое распространенное вещество на Земле. Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве.

4 слайд

5 слайд

ВОДА не имеет запаха, цвета и вкуса. ВОДУ очень трудно окислить, сжечь или разложить на составные части. ВОДА - химически стойкое вещество. ВОДА - универсальный растворитель. Она растворяет больше солей и прочих веществ, чем любое другое вещество. Она окисляет почти все металлы и разрушает даже самые твердые горные породы. Вода очень необычная по своим физико-химическим свойствам. Многие свойства воды аномальны.

6 слайд

ВОДА - единственное известное нам вещество, которое встречается в естественных условиях на поверхности Земли в твердом, жидком и газообразном состояниях. Расположение молекул Стройными рядами Тесновато Простор

7 слайд

Среди существующих в природе жидкостей ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ВОДЫ уступает только ртути. ВОДА имеет большое сродство к самой себе, самое большое из всех жидкостей. Поэтому вода существует в форме сферических капель - сфера имеет наименьшую поверхность при заданном объеме. С поверхностным натяжением воды связано ее сильное смачивающее действие (способность «прилипать» к поверхности многих твердых тел).

8 слайд

ВОДА имеет аномально высокие температуры замерзания (0°С) и кипения (+100°С). (Морская вода замерзает при более низкой температуре: - 1,9° при солености 35%) Вода плохо проводит электрический ток, но становится хорошим проводником, если в ней растворены даже небольшие количества ионных веществ. Теплота испарения ВОДЫ выше теплоты испарения любых других жидкостей, а теплота кристаллизации уступает лишь аммиаку.

9 слайд

Вода имеет аномальную плотность. Она двоякая. Во-первых, после плавления льда при атмосферном давлении сопровождается уменьшением объема на 9%. ПРОВЕДЕМ ЭКСПЕРЕМЕНТ: Для определения разницы объема при переходе из твердого состояния воды в жидкое был взят лед в форме цилиндра радиусом R=4 см, высотой H=5 см. После таяния льда радиус водного столба 4 см, высота 4,55 см Объем цилиндра вычисляется по формуле: V=πR²H Объем льда: Vл=251,2 (см³) Объем воды: Vв=228.592 (см³) Результат: Vв < Vл на 9%

10 слайд

Это свойство воды очень ценно для жизни. При понижении температуры охлажденный слой, обладающий меньшей плотностью, остается на поверхности, замерзает и тем самым защищает лежащие ниже слои от дальнейшего охлаждения и замерзания. В жидком состоянии при 4°С ее плотность максимальна и больше плотности льда. Поэтому лед плавает на поверхности воды. Во-вторых, ПЛОТНОСТЬ ВОДЫ при переходе ее из твердого состояния в жидкое не уменьшается, как у других веществ, а возрастает. Плотность льда - 916,7 кг/м³ воды - 999,8 кг/м³

11 слайд

ВОДА обладает аномально высокой ТЕПЛОЕМКОСТЬЮ . Поэтому, в ночное время, а также при переходе от лета к зиме вода остывает медленно, а днем или при переходе от зимы к лету так же медленно нагревается, являясь, таким образом, РЕГУЛЯТОРОМ ТЕМПЕРАТУРЫ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ.

12 слайд

Молекула воды (H216O) состоит из двух атомов водорода (H) и одного атома кислорода (16O). Все многообразие свойств воды и необычность их проявления определяется физической природой этих атомов, способом их объединения в молекулу и группировкой образовавшихся молекул. Аномальные свойства воды объясняются существованием в ней водородных связей, которые связывают между собой молекулы как в жидком, так и в твердом состоянии. Аномальные свойства воды вызваны особенностями строения ее молекулы.

13 слайд

Особая группа свойств воды - П А М Я Т Ь В О Д Ы Особенности физических свойств воды и многочисленные короткоживущие водородные связи между соседними атомами водорода и кислорода в молекуле воды создают благоприятные возможности для образования особых структур-ассоциатов (кластеров), воспринимающих, хранящих и передающих самую различную информацию. В О Д А – хранитель и передатчик информации

14 слайд

ВОДА, состоящая из множества кластеров различных типов, образует иерархическую пространственную жидкокристаллическую структуру, которая может воспринимать и хранить огромные объемы информации. Исследования показали, что чувствительность информационной системы воды оказалась настолько высокой, что она способна ощущать влияние не только тех или иных полевых воздействий, но и форм окружающих предметов, воздействия человеческих эмоций и мыслей.

15 слайд

Кристалл дистиллированной воды, не подвергнутый никакому воздействию Кристалл ключевой воды Кристалл антарктического льда

Роль воды в организме человека Вода имеет огромное значение для нормального функционирования организма человека. Все физиологические жидкости: кровь, лимфа, слюна, желудочный сок, сок поджелудочной железы, желчь, межклеточная и внутриклеточная жидкость и все остальные представляют из себя водные растворы. Все биохимические и обменные процессы, весь метаболизм человеческого организма происходит в водной среде. Установлено, что у новорожденного ребенка вода составляет до 90% массы тела, у взрослого %. А критической считается цифра в 55% - именно столько воды содержится в организме человека, умирающего от старости. Не случайно про стариков часто говорят: высох, усох, иссохся... Оказывается, это вовсе не метафора...


К чему приводит избыток и недостаток воды в организме человека Сколько же воды надо пить? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется. Для нашего организма вредна как нехватка воды, так и ее излишек. При недостаточном потреблении воды может наступить обезвоживание организма - крайне неприятное состояние, приводящее к тяжелым нарушениям функций различных органов. Избыточное же потребление жидкости негативно сказывается на работе сердца, органов выделения, пищеварения и ряда других систем организма, перегружая их, усиливает потливость, способствует вымыванию витаминов и минеральных солей из органов.


Не надо забывать, что вода содержится в значительных количествах почти во всех продуктах, которые мы употребляем в пищу. Так, в большинстве овощей, фруктов и ягод содержится 75-90% воды, в мясе, яйцах, картофеле до 75%, в молоке, сливках, кефире, питьевых йогуртах %, в хлебе различных сортов %, конечно не в засохшем:).


В нашем организме имеется прекрасный индикатор нехватки воды - чувство жажды. надо различать жажду истинную и ложную. Истинная жажда вызывается действительной нехваткой воды в организме, а ложная - пересыханием слизистых оболочек дыхательных путей. Для утоления ложной жажды достаточно просто прополоскать рот или медленно выпить несколько небольших глотков воды. Нехватка воды в организме, вызывающая истинную жажду, может возникнуть либо из-за недостаточного поступления жидкости, так называемого водного голодания, либо в результате значительной потери воды (при сильной рвоте, избыточном потоотделении, при ожогах и др.). В первом случае жажду рекомендуется утолять простой водой, во втором - подсоленной или минеральной. А вот газированную воду лучше не пить: содержащийся в ней углекислый газ может усиливать жажду, да к тому же не самым благоприятным образом сказывается на работе пищеварительной системы. В нашем организме имеется прекрасный индикатор нехватки воды - чувство жажды. надо различать жажду истинную и ложную. Истинная жажда вызывается действительной нехваткой воды в организме, а ложная - пересыханием слизистых оболочек дыхательных путей. Для утоления ложной жажды достаточно просто прополоскать рот или медленно выпить несколько небольших глотков воды. Нехватка воды в организме, вызывающая истинную жажду, может возникнуть либо из-за недостаточного поступления жидкости, так называемого водного голодания, либо в результате значительной потери воды (при сильной рвоте, избыточном потоотделении, при ожогах и др.). В первом случае жажду рекомендуется утолять простой водой, во втором - подсоленной или минеральной. А вот газированную воду лучше не пить: содержащийся в ней углекислый газ может усиливать жажду, да к тому же не самым благоприятным образом сказывается на работе пищеварительной системы.


«Мнение о том, что чай, кофе, алкоголь и искусственные напитки способны удовлетворить потребности организма в чистой натуральной воде, - элементарная ошибка, особенно в ситуации, - когда организм испытывает стресс ежедневных проблем. Все эти напитки действительно содержат воду, но в большинстве из них содержится еще и обезвоживающие вещества, такие как кофеин. Они выводят из организма воду, а также какое-то количество воды из его запасов. Другой путь выведения воды после употребления горячих напитков – это повышенное потоотделение с целью охладить организм, разогретый изнутри. «Когда человек выпивает недостаточное количество воды и его организм обезвоживается, клетки отдают накопленную в них энергию. В результате они начинают больше зависеть от энергии, поступающей с пищей, чем от энергии, которую поставляет вода. В такой ситуации организм вынужден заниматься накоплением жира и использовать свои запасы белка и крахмала - ведь эти соединения ему расщепить легче, чем накопленный жир». «Мнение о том, что чай, кофе, алкоголь и искусственные напитки способны удовлетворить потребности организма в чистой натуральной воде, - элементарная ошибка, особенно в ситуации, - когда организм испытывает стресс ежедневных проблем. Все эти напитки действительно содержат воду, но в большинстве из них содержится еще и обезвоживающие вещества, такие как кофеин. Они выводят из организма воду, а также какое-то количество воды из его запасов. Другой путь выведения воды после употребления горячих напитков – это повышенное потоотделение с целью охладить организм, разогретый изнутри. «Когда человек выпивает недостаточное количество воды и его организм обезвоживается, клетки отдают накопленную в них энергию. В результате они начинают больше зависеть от энергии, поступающей с пищей, чем от энергии, которую поставляет вода. В такой ситуации организм вынужден заниматься накоплением жира и использовать свои запасы белка и крахмала - ведь эти соединения ему расщепить легче, чем накопленный жир».


Что происходит при избытке воды 28-летняя жительница Калифорнии Дженнифер Стрэндж, счастливая мать троих детей, победила в конкурсе по скоростному потреблению воды, проводимом местной радиостанцией. С главным призом - игровой приставкой - она отправилась домой. Увы, опробовать «игрушку» победительница не успела - через час Дженнифер почувствовала сильнейшую головную боль и мучительные спазмы в животе. На следующий день она была найдена в своём доме мёртвой. Так же скоропостижно скончались двое морских пехотинцев американской армии. Новобранцы после изнурительной тренировки выпили по нескольку литров жидкости. В обоих случаях причиной смерти стала водная интоксикация, или питьевая болезнь. Так врачи называют отравление чистой водой. Питьевая болезнь возникает исключительно при избыточном потреблении жидкости, В этом случае вода не успевает пройти через почки и начинает поступать в другие органы, которые из-за резкого притока жидкости набухают. Тяжелее всего приходится головному мозгу - он заключён в костную коробку, а потому набухание его клеток влечёт за собой судороги, остановку дыхания и в конечном результате - смерть. Замечено, что симптомы питьевой болезни часто наблюдаются у спортсменов, завсегдатаев дискотек и ночных клубов, а также женщин, сидящих на диетах, которые «заливают» водой чувство голода. В группе риска также наркоманы. Наркотики увеличивают жажду, и человек незаметно для себя может выпить «критическую дозу» - больше двух литров жидкости за час.


Что происходит при недостатке воды При отрицательном балансе, т.е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность. Если человек теряет 2% воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда. Если проценты потерянной воды увеличатся до 10, то у человека начнутся галлюцинации. При потере в 12% человек не сможет восстановиться без помощи врача. При потере в 20% человек умирает. При отрицательном балансе, т.е. недостаточном поступлении в организм воды падает вес тела, увеличивается вязкость крови - при этом нарушается снабжение тканей кислородом и энергией и, как следствие, повышается температура тела, учащаются пульс и дыхание, возникает чувство жажды и тошнота, падает работоспособность. Если человек теряет 2% воды от массы своего тела, то у него возникает сильная жажда. Если проценты потерянной воды увеличатся до 10, то у человека начнутся галлюцинации. При потере в 12% человек не сможет восстановиться без помощи врача. При потере в 20% человек умирает.


Сколько жидкости нужно пить? - Проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что на каждую тысячу потребляемых килокалорий нужно выпивать около литра воды. Как правило, ежедневный рацион современного человека «тянет» на 2000 ккал. Но почти литр воды человек получает с пищей - супом, фруктами и овощами. Дополнительно заливать в себя 2 литра - значит создавать экстремальные условия для работы организма. - Пить больше 1,5 литра в день нужно только в жаркую погоду или при значительных физических нагрузках, А людям, страдающим повышенным артериальным давлением, заболеваниями сердца, почек, количество потребляемой жидкости вообще следует ограничить. Организм нуждается в усиленном потреблении жидкости: при отравлениях во время авиаперелетов в жаркую погоду при мочекаменной болезни при интенсивных занятиях спортом при инфекциях мочевыводящих путей при острых инфекционных заболеваниях - Проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что на каждую тысячу потребляемых килокалорий нужно выпивать около литра воды. Как правило, ежедневный рацион современного человека «тянет» на 2000 ккал. Но почти литр воды человек получает с пищей - супом, фруктами и овощами. Дополнительно заливать в себя 2 литра - значит создавать экстремальные условия для работы организма. - Пить больше 1,5 литра в день нужно только в жаркую погоду или при значительных физических нагрузках, А людям, страдающим повышенным артериальным давлением, заболеваниями сердца, почек, количество потребляемой жидкости вообще следует ограничить. Организм нуждается в усиленном потреблении жидкости: при отравлениях во время авиаперелетов в жаркую погоду при мочекаменной болезни при интенсивных занятиях спортом при инфекциях мочевыводящих путей при острых инфекционных заболеваниях



Интересные факты о воде Замерзая, вода расширяется на 9% по отно­шению к прежнему объему. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх, и потому редкий водоем промерзает до дна. Покрывающий его сверху лед хороший теплоизолятор: ведь теплопроводность льда, как и воды, очень мала. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно.


Все вещества, когда их нагревают, расширяются, а при охлаждении сжимаются. Вода тоже сжимается от холода. Но Сжимается пока температура падает, но при +4°С наступает предел. Тут она снова начинает расширяться, хотя температура продолжает понижаться. Поэтому самой плотной и тяжелой вода бывает при +4° С. Зимой, охладившись до +4° С, она опускается на дно и здесь сохраняется в течение всей зимы. Вот почему зимой на дне пруда, озера, реки сравнительно тепло. Эта удивительная аномалия спасает жизнь всем пресноводным животным.


Из всех жидкостей, кроме ртути, у воды самое большое поверхностное натяжение. Поверхность воды всегда затянута тончайшей пленкой из молекул. Чтобы разорвать ее, нужна сила, и сила немалая. По этой пленке, бегают насекомые вертячки и водомерки. За нее цепляются, повиснув вниз головой, личинки комаров, и даже улитки с массивными раковинами ползают по ней. Они тяжелее воды, но не проваливаются: пленка поддерживает их. Бегают по воде и не тонут даже ящерицы! Физики точно рассчитали, какую гирю надо подвесить к столбику воды толщиной в 3 сантиметра, чтобы разорвать его. Гиря потребуется огромная больше 100 тонн! Но это когда вода исключительно чистая. В природе такой воды нет. Всегда в ней что- то растворено, пусть хоть немного. Чужеродные вещества разрывают звенья в прочной цепи молекул воды, и силы сцепления между ними сильно уменьшаются. Но в лабораториях ученым удалось получить почти чистую воду, и разорвать ее было так же трудно, как сталь самого лучшего сорта. Силы поверхностного натяжения тянут вверх воду из глубин почвы, питая растения солями и влагой. Увлекаемая ими, течет она по корням и стеблям самих растений и наполняет кровью наши капилляры. Из всех жидкостей, кроме ртути, у воды самое большое поверхностное натяжение. Поверхность воды всегда затянута тончайшей пленкой из молекул. Чтобы разорвать ее, нужна сила, и сила немалая. По этой пленке, бегают насекомые вертячки и водомерки. За нее цепляются, повиснув вниз головой, личинки комаров, и даже улитки с массивными раковинами ползают по ней. Они тяжелее воды, но не проваливаются: пленка поддерживает их. Бегают по воде и не тонут даже ящерицы! Физики точно рассчитали, какую гирю надо подвесить к столбику воды толщиной в 3 сантиметра, чтобы разорвать его. Гиря потребуется огромная больше 100 тонн! Но это когда вода исключительно чистая. В природе такой воды нет. Всегда в ней что- то растворено, пусть хоть немного. Чужеродные вещества разрывают звенья в прочной цепи молекул воды, и силы сцепления между ними сильно уменьшаются. Но в лабораториях ученым удалось получить почти чистую воду, и разорвать ее было так же трудно, как сталь самого лучшего сорта. Силы поверхностного натяжения тянут вверх воду из глубин почвы, питая растения солями и влагой. Увлекаемая ими, течет она по корням и стеблям самих растений и наполняет кровью наши капилляры.


Вода лучший в мире растворитель. Она растворяет очень многие вещества, но сама остается инертной, не изменяется от многих веществ, которые растворяет. Благодаря этому качеству вода смогла стать носителем жизни. Растворы всех веществ, циркулирующие в нашем теле, приготовлены на воде. Они мало изменяются в таком растворе, и сам растворитель - вода - может быть использован неоднократно.


Какая вода быстрее превратится в лед: горячая или холодная? Если рассуждать логически, то, конечно, холодная. Ведь горячей нужно сначала остыть, а потом уже замерзнуть, а вот холодной остывать не нужно. Однако опыты показывают, что в лед быстрее превращается именно горячая вода.


Что будет, если взять замерзшую чистую воду и продолжить охлаждение? С водой произойдут чудесные превращения. При минус 120 градусах по Цельсию вода становится сверхвязкой или тягучей, а при температуре ниже минус 135 градусов она превращается в "стеклянную" воду. "Стеклянная" вода – это твердое вещество, в котором отсутствует кристаллическая структура, как в стекле.




Где больше всего воды? Ответ кажется очевидным: в Мировом океане. Однако на самом деле, в мантии Земли воды содержится в раз больше, чем в Мировом океане. При этом почти вся имеющаяся на планете масса воды не пригодна для питья. Мы можем пить только 3% воды – именно столько у нас запасов пресной воды. Но даже большая часть этих 3% недоступна, так как содержится в ледниках.


С помощью воды можно бороться с лишним весом. Употребляя из напитков только воду, можно резко снизить общую калорийность рациона. Во-первых, потому, что человек прекращает пить калорийные сладкие газировки и соки, во-вторых, потому, что после воды меньше тянет взять сладостей, как в случае с чаем или кофе.







Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Молекула воды состоит из одного атома кислорода, связанного ковалентной связью с двумя атомами водорода H2O Строение молекулы воды

3 слайд

Описание слайда:

Вода – это бесцветная жидкость, без вкуса и запаха. Кипит вода при 100 градусах цельсия (при давлении 101,3 кПа) Замерзает при температуре 0 градусов. Максимальная плотность воды (при 4 градусах) равна 1 г/см3. Физические свойства

4 слайд

Описание слайда:

Вода имеет огромное значение для нормального функционирования организма человека. Все физиологические жидкости: кровь, лимфа, слюна, желудочный сок, сок поджелудочной железы, желчь, межклеточная и внутриклеточная жидкость и все остальные представляют из себя водные растворы. Все биохимические и обменные процессы, весь метаболизм человеческого организма происходит в водной среде. Установлено, что у новорожденного ребенка вода составляет до 90% массы тела, у взрослого - 70-80%. А критической считается цифра в 55% - именно столько воды содержится в организме человека, умирающего от старости. Не случайно про стариков часто говорят: высох, усох, иссохся... Оказывается, это вовсе не метафора... Роль воды в организме человека

5 слайд

Описание слайда:

Для нашего организма вредна как нехватка воды, так и ее излишек. При недостаточном потреблении воды может наступить обезвоживание организма - крайне неприятное состояние, приводящее к тяжелым нарушениям функций различных органов. Избыточное же потребление жидкости негативно сказывается на работе сердца, органов выделения, пищеварения и ряда других систем организма, перегружая их, усиливает потливость, способствует вымыванию витаминов и минеральных солей из органов. К чему приводит избыток и недостаток воды в организме человека

6 слайд

Описание слайда:

Не надо забывать, что вода содержится в значительных количествах почти во всех продуктах, которые мы употребляем в пищу. Так, в большинстве овощей, фруктов и ягод содержится 75-90% воды, в мясе, яйцах, картофеле до 75%, в молоке, сливках, кефире, питьевых йогуртах - 80-88%, в хлебе различных сортов - 35-45%, конечно не в засохшем:).

7 слайд

Описание слайда:

В нашем организме имеется прекрасный индикатор нехватки воды - чувство жажды. надо различать жажду истинную и ложную. Истинная жажда вызывается действительной нехваткой воды в организме, а ложная - пересыханием слизистых оболочек дыхательных путей. Для утоления ложной жажды достаточно просто прополоскать рот или медленно выпить несколько небольших глотков воды. Нехватка воды в организме, вызывающая истинную жажду, может возникнуть либо из-за недостаточного поступления жидкости, так называемого водного голодания, либо в результате значительной потери воды (при сильной рвоте, избыточном потоотделении, при ожогах и др.). В первом случае жажду рекомендуется утолять простой водой, во втором - подсоленной или минеральной. А вот газированную воду лучше не пить: содержащийся в ней углекислый газ может усиливать жажду, да к тому же не самым благоприятным образом сказывается на работе пищеварительной системы.

8 слайд

Описание слайда:

«Мнение о том, что чай, кофе, алкоголь и искусственные напитки способны удовлетворить потребности организма в чистой натуральной воде, - элементарная ошибка, особенно в ситуации, - когда организм испытывает стресс ежедневных проблем. Все эти напитки действительно содержат воду, но в большинстве из них содержится еще и обезвоживающие вещества, такие как кофеин. Они выводят из организма воду, а также какое-то количество воды из его запасов. Другой путь выведения воды после употребления горячих напитков – это повышенное потоотделение с целью охладить организм, разогретый изнутри. «Когда человек выпивает недостаточное количество воды и его организм обезвоживается, клетки отдают накопленную в них энергию. В результате они начинают больше зависеть от энергии, поступающей с пищей, чем от энергии, которую поставляет вода. В такой ситуации организм вынужден заниматься накоплением жира и использовать свои запасы белка и крахмала - ведь эти соединения ему расщепить легче, чем накопленный жир».

9 слайд

Описание слайда:

Проводились исследования, в ходе которых выяснилось, что на каждую тысячу потребляемых килокалорий нужно выпивать около литра воды. Как правило, ежедневный рацион современного человека «тянет» на 2000 ккал. Но почти литр воды человек получает с пищей - супом, фруктами и овощами. Дополнительно заливать в себя 2 литра - значит создавать экстремальные условия для работы организма. - Пить больше 1,5 литра в день нужно только в жаркую погоду или при значительных физических нагрузках, А людям, страдающим повышенным артериальным давлением, заболеваниями сердца, почек, количество потребляемой жидкости вообще следует ограничить. Организм нуждается в усиленном потреблении жидкости: при отравлениях во время авиаперелетов в жаркую погоду при мочекаменной болезни при интенсивных занятиях спортом при инфекциях мочевыводящих путей при острых инфекционных заболеваниях Сколько жидкости нужно пить?

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Замерзая, вода расширяется на 9% по отно­шению к прежнему объему. Поэтому лед всегда легче незамерзшей воды и всплывает вверх, и потому редкий водоем промерзает до дна. Покрывающий его сверху лед - хороший теплоизолятор: ведь теплопроводность льда, как и воды, очень мала. Под такой «шубой» даже зимой в Арктике морским животным не очень холодно. Интересные факты о воде

12 слайд

Описание слайда:

Все вещества, когда их нагревают, расширяются, а при охлаждении сжимаются. Вода тоже сжимается от холода. Но Сжимается пока температура падает, но при +4°С наступает предел. Тут она снова начинает расширяться, хотя температура продолжает понижаться. Поэтому самой плотной и тяжелой вода бывает при +4° С. Зимой, охладившись до +4° С, она опускается на дно и здесь сохраняется в течение всей зимы. Вот почему зимой на дне пруда, озера, реки сравнительно тепло. Эта удивительная аномалия спасает жизнь всем пресноводным животным.

13 слайд

Описание слайда:

Из всех жидкостей, кроме ртути, у воды самое большое поверхностное натяжение. Поверхность воды всегда затянута тончайшей пленкой из молекул. Чтобы разорвать ее, нужна сила, и сила немалая. По этой пленке, бегают насекомые - вертячки и водомерки. За нее цепляются, повиснув вниз головой, личинки комаров, и даже улитки с массивными раковинами ползают по ней. Они тяжелее воды, но не проваливаются: пленка поддерживает их. Бегают по воде и не тонут даже ящерицы! Физики точно рассчитали, какую гирю надо подвесить к столбику воды толщиной в 3 сантиметра, чтобы разорвать его. Гиря потребуется огромная - больше 100 тонн! Но это когда вода исключительно чистая. В природе такой воды нет. Всегда в ней что-то растворено, пусть хоть немного. Чужеродные вещества разрывают звенья в прочной цепи молекул воды, и силы сцепления между ними сильно уменьшаются. Но в лабораториях ученым удалось получить почти чистую воду, и разорвать ее было так же трудно, как сталь самого лучшего сорта. Силы поверхностного натяжения тянут вверх воду из глубин почвы, питая растения солями и влагой. Увлекаемая ими, течет она по корням и стеблям самих растений и наполняет кровью наши капилляры.

14 слайд

Описание слайда:

Вода - лучший в мире растворитель. Она растворяет очень многие вещества, но сама остается инертной, не изменяется от многих веществ, которые растворяет. Благодаря этому качеству вода смогла стать носителем жизни. Растворы всех веществ, циркулирующие в нашем теле, приготовлены на воде. Они мало изменяются в таком растворе, и сам растворитель - вода - может быть использован неоднократно.

15 слайд

Слайдов: 12 Слов: 1330 Звуков: 7 Эффектов: 130

Вода. Вода в природе. Вода - весьма распространенное на Земле вещество. Физические свойства воды. Чистая вода представляет собой бесцветную прозрачную жидкость. Химические свойства воды. Молекулы воды отличаются большой устойчивостью к нагреванию. Взаимодействие. C + H2O = H2 + CO. Гашение извести. - Вода.ppt

Вода урок

Слайдов: 17 Слов: 830 Звуков: 0 Эффектов: 0

Закрепить знания о составе, строении и свойствах воды. Показать, что вода – уникальное природное соединение. Расширить знания о роли воды и растворов в природе и жизни людей. Затронуть экологические и нравственные проблемы охраны воды. План урока: Легенды о воде. Многие божества были рождены в воде или могли ходить по воде. Могла и утопить, погубить ни за что. История открытия. 24 июня 1783 г. Лавуазье и Лаплас. Синтез воды из «горючего воздуха» (водорода) и «дефлогистированного воздуха» (кислорода). Лавуазье. Опыты по разложению воды. 1785 г. Лавуазье и Менье. Установили состав воды: 85% кислорода и 15% водорода. - Вода урок.ppt

Химия воды

Слайдов: 18 Слов: 629 Звуков: 0 Эффектов: 46

Цели и задачи. Вода. Химические и физические. Свойства. Вода в природе. Единственное вещество в природе, которое существует в трех агрегатных состояниях. Жидкое состояние. Твердое состояние. Газообразное состояние. Атом кислорода. Атомы водорода. Молекула воды. Агрегатные состояния воды. Физические свойства воды. (Вода). Твердое. (Лед). Газообразное. (Пар). Жидкое. Вода- растворитель. 1. Взаимодействие воды с активными металлами. Химические свойства воды. Холодный воздух. Теплый воздух. Пар. Кристаллы льда. Капли воды. Облако переносится. Воздушным течением. Осадки. Дождь. Снег. Град. - Химия воды.ppt

Химия Вода

Слайдов: 8 Слов: 404 Звуков: 1 Эффектов: 1

Интегрированный проект «Вода, вода, кругом вода». Авторы проекта. Время проведения проекта: 1-3 учебные четверти. Основополагающий вопрос В чём уникальность воды? Проблемные вопросы Где в природе находится вода? Какие химические свойства характерны для воды? Какие агрегатные состояния характерны для воды? Как по состоянию береговой растительности определить качество воды в водоёме? Какие особенности характерны для реки Мошляйки? Какое значение имеет река для села Тулиновка? Учебные предметы. География Химия Биология Физика Экология. Учебные темы Внутренние воды России. Растворы. Растворимость веществ в воде. - Химия вода.ppt

Вещество вода

Слайдов: 23 Слов: 527 Звуков: 3 Эффектов: 124

Вода – самое удивительное вещество на Земле. Любая ли вода полезна? Работа в группах Вода! Предмет ХИМИЯ Исполнители «Теоретики»-учащиеся группы 29 -ПКД. Имеет цвет; не имеет цвета. Имеет вкус; не имеет вкуса. Имеет запах; не имеет запаха. Прозрачна; не прозрачна Обладает текучестью; не обладает текучестью. Имеет форму; не имеет формы. Долго сохраняет тепло; быстро остывает. Растворяет песок и мел; растворяет соль, сахар. Проводит электрический ток; не проводит электрический ток Полярна; не полярна. Вода – источник жизни. Предмет БИОЛОГИЯ, ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ Исполнители «Экологи»-учащиеся группы 28 -ПКД. - Вещество вода.ppt

Вода как вещество

Слайдов: 13 Слов: 803 Звуков: 0 Эффектов: 0

Вода. Содержание. Состав и строение молекулы. Методы определения состава веществ. Вода в природе. Методы очистки воды. Физические свойства. Химические свойства. Применение воды. Какая бывает вода? Молекула воды состоит из одного атома кислорода и двух атомов водорода. Между атомами ковалентная полярная связь. Молекула имеет угловое строение. Методы определения состава вещества. Вода самое распространенное вещество на Земле. Ею заполнены реки, моря, океаны, озера. Пары воды содержатся в воздухе. Вода содержится в организмах животных и растений. При определенных условиях встречается во всех трех агрегатных состояниях. - Вода как вещество.ppt

Вода - это вещество

Слайдов: 26 Слов: 918 Звуков: 0 Эффектов: 15

Вода – уникальное вещество природы. Вода. Тема урока. Распространение воды. Гидросфера - водная оболочка Земли. Реки, озёра, атмосферная влага. Вода в организме человека. Методы определения состава воды. Состав молекулы воды Н2О - молекулярная формула. Физические свойства воды. Особенности воды. У воды очень высокая удельная теплота парообразования. Высокая теплоёмкость. Химические свойства воды. Реакция разложения воды. Фотосинтез. Круговорот воды в природе. Загрязнение мирового океана нефтью. Гидроэлектростанции. - Вода - это вещество.ppt

Очистка воды

Слайдов: 12 Слов: 504 Звуков: 0 Эффектов: 11

I. Общие рекомендации II. Очистка воды 1. Кипячение 2. Фильтрование 3. Обеззараживание IV. Опреснение воды 1. Замораживание 2. Дистиллятор V. Выводы. I. Общие рекомендации. Поиск водного источника – одна из главных задач. Добывать воду можно при помощи конденсаторов влаги, полиэтиленовых мешков. Не пить морскую воду или мыльную воду. Есть снег бесполезно. Очистка воды. 1. КИПЯЧЕНИЕ (10 мин.). Очистка воды 2. ФИЛЬТРОВАНИЕ. 3. Обеззараживание. Опреснение воды 1. Замораживание. Лед, если замерзла не вся вода, преснее исходной воды. Опреснение воды 2. Дистиллятор. Сколько воды человек должен выпивать в сутки? - Очистка воды.ppt

Отстаивание воды

Слайдов: 7 Слов: 643 Звуков: 0 Эффектов: 0

Очистка воды в домашних условиях как жизненная необходимость. Отстаивание Порядок проведения: Налил в одну некоторое количество водопроводной воды. Накрыв тканью во избежание попадания в воду посторонних примесей. Выпадения осадка различно по насыщенности цвета и по количеству. После отстаивания воду нужно кипятить.(Часть 2). Кипячение Порядок проведения: Наливаю воду из крана на вид совершено прозрачную. Кипячу воду. При нагревание вода меняет цвет на жёлтый (выпадение солей железа). С повышением температуры вода приобретает рыжий оттенок. После кипячения воды продолжительностью не менее 5 минут провожу отстаивание. - Отстаивание воды.ppt

Вода в жизни человека

Слайдов: 28 Слов: 1027 Звуков: 0 Эффектов: 134

Интегрированный урок по химии и географии. «Вода- основа жизни на Земле». Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…» Антуан де Сент-Экзюпери. Строение молекулы воды. Физические свойства н2о. Гидросфера. Пресная вода. Соленая вода. Вода в атмосфере. Воды суши. Ледники. Подземные воды. Озера. Реки. Болота. Схема Мирового круговорота воды. Байкал. Разложение(электролиз) воды. Длина реки – 3530 километров (до постройки водохранилищ – 3690 километров). Из 100 городов страны с наиболее загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Волги. - Вода в жизни человека.ppt

Роль воды в организме человека

Слайдов: 35 Слов: 2951 Звуков: 0 Эффектов: 232

Роль воды в организме человека. Что такое вода. Роль воды. Роль воды в организме человека с точки зрения физики. Теплоемкость и теплопроводность. Теплота испарения и охлаждение тела. Роль воды в организме человека с точки зрения химии. Анион. Химический состав воды. Неорганические соединения. Свинец. Отрицательное воздействие веществ на организм человека. Железо. Положительное воздействие веществ. Калий. Баланс. Стандарты воды. Вода. Комплекс минеральных веществ. Очистка воды. Роль воды в организме человека с точки зрения биологии. Количество воды. Кровь. Жизненный процесс. - Роль воды в организме человека.pptx

Минеральные воды

Слайдов: 12 Слов: 536 Звуков: 0 Эффектов: 1

Значение минеральной воды для человека. Минеральные воды чаще всего бывают подземными, реже – поверхностными. Подземные воды подразделяются на лечебно-столовые, лечебные и столовые. Различные слои почвы служат своеобразным фильтром. Воздействие минеральных вод очень разнообразно и затрагивает все органы и системы. Казалось бы, что может быть проще – минералы и газы, растворенные в воде. В противном случае можно получить действие, обратное лечебному. Что общего у "Бон аквы" и "Боржоми"? Практически ничего. Вторая - к лечебно-столовым, перебарщивать с которой нельзя. -



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать знания учащихся о составе, строении и свойствах воды, закрепить знания о типах химических реакций, повторить ОВР, научить комментировать слайды и работать с компьютерными схемами. Продолжить формирование умений работать самостоятельно с учебником, тетрадью, тестами.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, память при просмотре компьютерной презентации и проведении демонстрационного эксперимента. Развивать умение сравнивать, прогнозировать, обобщать и делать выводы. Развивать информационную культуру учащихся.
  • Воспитательные: воспитывать бережное и экономное отношение к водным ресурсам, продолжить экологическое просвещение школьников, прививать заботу к окружающей среде и своему здоровью, развивать чувство прекрасного.

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических и химических свойствах, областях применения воды, расширение знаний учащихся об экологических проблемах, связанных с очисткой воды.

Формируемые компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом, быть способными решать следующие жизненно-практические задачи: умение давать оценку состояния окружающей среды, выдвижение своих идей по охране водных ресурсов родного края;
  • информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;
  • коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, практическая работа, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Формы организации работы учителя: организует эмоциональный настрой учащихся, вводит детей в тему урока, обобщает ранее полученные знания, организует беседу по слайдам и опытам, анализирует и дополняет ответы детей, создает проблемные ситуации.

Компьютерная презентация к уроку позволяет у чащимся :

  1. Получить знания о свойствах и значении воды.
  2. Приобрести навыки работы с веществами и оборудованием.
  3. Получить представление о распространенности воды в природе.
  4. Получить знания о проблемах уменьшения количества пресной воды.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор.

Лабораторное оборудование: чашка с водой, металлический натрий, фенолфталеин, стаканы с водой из разных источников (водопроводная, морская, дистиллированная).

Межпредметная связь : химия, биология, география, экология, литература, русский язык, физика.

Ход урока

I. Вступление.

Эпиграф (1 слайд).

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы познакомимся с удивительным веществом жизни водой, ее физическими свойствами, аномалиями, нахождением в природе, значением и природными запасами.

«Вода… Ты не имеешь ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать – тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть сама жизнь. Ты божество, ты совершенство, ты самое большое богатство на свете.»

Такие слова написал о воде французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.

И наш урок посвящается самому знакомому и в то же время самому загадочному веществу – воде.

Записываем в тетрадях: Тема урока: « Вода». (2 слайд).

Цель урока: Изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение, а так же выяснить экологические проблемы, связанные с загрязнением воды.

(на доске написан план урока)

  1. Распространение воды.
  2. Физические свойства воды.
  3. Особенности воды.
  4. Строение молекулы воды
  5. Химические свойства воды.
  6. Круговорот воды в природе.
  7. Охрана водных ресурсов.

Учитель . Прежде чем мы приступим к изучению воды, давайте послушаем как воспевали воду поэты разных времён. (3 слайд).

В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода.
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности, это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя,
Большие морские суда.
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега...
А время придет - все растает,
И будет простая вода.
А. Фет

II. Распространение воды.

4 слайд, 5 слайд

Учитель. Из курса географии вам известно, что вода это самое распространенное вещество на Земле.

Сообщение 1. «Вода на Земле»

Вода – это самое главное, самое важное вещество в окружающем нас мире. Она и знакома, и незнакома, и известна, и загадочна… Природная вода! Взгляните на небо, и вы увидите облака или тучи, которые тянутся на многие километры. Как легко плывут они! Но не воображайте, что они невесомы. Масса 1 км 3 облаков составляет около 2000 т, а в атмосфере Земли водяного пара около 12300 км 3 , и это тоже природная вода. Все знают текущие по суше потоки: ручьи, речушки, реки. Иногда они широко и вольно разливаются по равнине, иногда образуют мощные стремнины, падают с высоты десятков и сотен метров водопадами, неся свои воды в океаны и моря. Около 71% поверхности нашей Земли покрыто Мировым океаном, составляющим около 97% всех поверхностных вод и половину литосферных.

Так много или мало воды на Земле? Очень мало! От всего объема Земли на воду приходится около 2,5 млрд. км 3 .

Водная оболочка Земли составляет 1,5 млрд. км 3 , а остальная находится в глубоких слоях земной коры. Большая часть воды соленая, а пригодной для жизни, пресной, всего около 5 млн. км 3 . Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Человечеству угрожает кризис из –за загрязнения воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из – за рубежа. Воду надо беречь.

Учитель : Но оказывается вода есть и в космосе.

Сообщение 2. «Вода в космосе»

Первые сведения о внеземной воде были получены итальянцем Пезали в 1864 году при исследовании метеорита. В нем оказалось 13,9% воды. В хронике Венгрии за 1802 год указано падение ледяных глыб массой 0,5 т и в Голландии массой 6 кг.

При помощи телескопа РАТАН – 600 было обнаружено излучение с длиной волны 1,35 см. Такое излучение дают молекулы воды. Космические путешественники – кометы, приближаясь к Солнцу из глубин космоса, украшаются длинным шлейфом. Этот хвост состоит их газов, одним из которых является водяной пар. Исследование Венеры в шестидесятых годах космическими аппаратами показали, что там, в облаках, содержится около 1% водяного пара.

8 декабря 1900 года в телеграмме В. Пикеринг сообщил о яркой вспышке, наблюдаемой на Марсе в течение 70 минут. В атмосфере Марса обнаружен водяной шар в виде льда. Яркие вспышки объясняются отражением солнечных лучей от ледяных поверхностей. А есть ли водоемы на Марсе? Телекамеры не передали ничего похожего на площади, покрытые водой.

Из больших планет только на Юпитере предполагают наличие воды в трех состояниях. Сведения о других планетах очень скудны. О воде на Сатурне можно судить только по наличию снежных колец.

Учитель. Из курса биологии вам известно, что вода неразделимо связана с существованием жизни на Земле.

Сколько воды в организме человека? (65–75%)

А известно ли вам, что мозг содержит 80% воды. 6 слайд.

Сообщение 3. «Вода в живом организме»

Все живое на нашей планете на 2/3 состоит из воды. На первом месте в живом веществе по массе стоят микроорганизмы, на втором – растения, на третьем – животные, на последнем – человек.

Бактерии на 81% состоят из воды, споры на 50%, ткани животных в среднем на 70%, лимфа – 90%. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза, которое содержит до 99% влаги, самая бедная – зубная эмаль – всего лишь 0,2%.

Вода в организме выполняет несколько функций: растворенные в ней вещества реагируют друг с другом, вода помогает удалению отходов обмена веществ, служит регулятором температуры, являясь хорошим переносчиком тепла, а так же смазочным веществом.

У живых организмов вода может синтезироваться в тканях. Так, например, у верблюда жир в горбу, окисляясь, может дать до 40 л воды. Человек, выпивая 2,5 л воды в сутки, ежедневно промывает желудок 10 л жидкости и испаряет 0,7 л воды.

III . Физические свойства (работа с учебником).

7 слайд .

На доске таблица «Свойства воды».

Расскажите, какими физическими свойствами обладает вода (ответ учащихся).

IV. Особенности воды.

8 слайд.

Сообщение 4. Аномалии воды.

В 1913 году печальное известие облетело весь мир. Погиб, столкнувшись с айсбергом, гигантский океанический лайнер «Титаник». По-разному объясняли эксперты причины катастрофы. Сошлись на том, что в тумане капитан не разглядел огромную плавающую ледяную гору и, налетев на нее корабль, окончил свое земное существование. Если мы посмотрим на это прискорбное событие глазами химика, то придем к весьма неожиданному выводу: «Титаник» пал жертвой одной из аномалий воды. Устрашающие ледяные глыбы – айсберги плавают, подобно пробке, на поверхности воды.

Глыбы в десятки тысяч тонн не тонут и все потому, что лед легче воды. Попробуйте расплавить любой металл и в расплав бросить кусочек того же металла: он моментально утонет. Твердое состояние любого вещества имеет большую плотность, чем жидкое. Лед и вода – удивительное исключение из этого правила. Не будь этого исключения, все водоемы средних широт быстро промерзли бы до дна: все живое бы погибло.

Чтобы растаял лед, нужно много тепла. Несравненно больше, чем для плавления любого другого вещества, взятого в таком же количестве. Когда вода замерзнет, это тепло снова выделяется. Лед и снег, отдавая тепло обратно, подогревают землю и воздух. Они смягчают резкий переход к суровой зиме и позволяют осени воцариться на несколько недель. Весной же таяние льда задерживает наступление знойных дней. Космический холод давно проник бы на Землю, если бы она не была одета в теплую шубу. Шуба – атмосфера планеты, а роль теплой воды выполняют водяные пары. Если бы не чрезвычайная теплоемкость воды, наша планета давно бы остыла и жизнь на ней угасла.

Вода обладает большим поверхностным натяжением. По утверждению К.С. Лосева, у абсолютно чистой воды, эта величина столь велика, что по ней можно было бы кататься на коньках, как по льду.

Температура кипения воды 100°С, плавления – 0°С. Это тоже аномально высокие значения. Учёные объясняют такой факт тем, что молекулы воды способны соединяться в агрегаты с помощью водородных связей на разрыв, которых и затрачивается большое количество тепловой энергии при нагревании.

V. Строение молекулы воды.

9 слайд.

Учитель. Вы знаете, что связь между атомами в молекуле воды ковалентная полярная.

Куда смещаются электроны?

Молекула воды полярна. Она имеет угловое строение 9демонстрация схемы).

Этим объясняется способность молекул воды объединяться в более крупные комплексы. Это называется ассоциация.

А противоположный процесс? – диссоциация

Ассоциацией молекул воды объясняется высокая температура кипения.

(проектор выключается)

В силу высокой полярности молекул – вода способна растворять многие вещества с ионной и ковалентной полярной связью.

По отношению к воде вещества делятся на:

  • растворимые
  • нерастворимые
  • малорастворимые

Рассмотреть таблицу растворимости веществ.

Работа по карточкам. (1ученик выполняет задание на доске)

Задание 1. Пользуясь таблицей растворимости, распределите вещества по группам.

Даны вещества:

Ba(OH) 2 , KCl, BaSO 4 , CaSO 4 , NaNO 3 , CuSO 4 , HNO 3 , AgCl, FeS, Ca(OH) 2

VI. Химические свойства. Повторение.

Вода – одно из наиболее реакционно-способных веществ.

Из пройденного материала вам известно, что с водой взаимодействуют оксиды.

  1. Что образуется при взаимодействии кислотного оксида с водой?
  2. Что образуется при взаимодействии основного оксида с водой?

Работа по карточкам (2 ученика работают на доске)

Задание 2. Закончите уравнения реакций. Назовите тип реакций

  • SO 2 + H 2 O =
  • СaO + H 2 O =
  • CuO + H 2 O =
  • N 2 O 5 + H 2 O =
  • SiO 2 + H 2 O =

Дополнительные вопросы.

  1. Какие оксиды не взаимодействуют с водой?
  2. Назовите тип реакций
  3. Изменяется ли степень окисления в этих реакциях?

Есть реакции с участием воды, в которых изменяется степень окисления. Вода проявляет окислительные свойства в реакции с активными металлами, например с натрием.

Демонстрационный опыт (проводит учитель)