Флорентийская уния и русь сообщение. Флорентийская уния. Россия и Флорентийская уния, изгнание митрополита Исидора

Флорентийская уния (1439 г.) Падение Константинополя (1453 г.) Падение татаро-монгольского ига (1480 г.) Активная внешняя политика на Западном и Северо-Западном направлениях Венчание на царство Ивана IV (1547 г.) Присоединение Казанского (1552 г.) и Астраханского (1556 г.) ханств







Памятники «Филофеевского цикла»: Послание великокняжескому дьяку М. Мисюрю-Мунехину (ок гг.) Послание вел. кн. Василию Ивановичу (не позднее марта 1526 г.) Сочинение «Об обидах церкви» (1530-е – начало 1540-х гг.)




«Старого убо Рима церкви падеся от Аполинариевы ереси, втораго же убо Рима Констянтинграда Церкви агаряне внуцы секирами и оскорды разсекоша дверия ея, сия же нынъ третьяго Рима, державного твоего царствиа святая соборная апостольская Церкви, иже в концъх вселенныя в православнъи христианстеи въре во всеи поднебеснъи паче солнца свътитца»


Эсхатологический Измена православию Падение 1-го и 2-го Рима Москва – единственное православное государство Падение Москвы Конец Света Назидательный Русский государь – единственный православный государь Обязан заботиться о Церкви и бороться с беззаконием Основные мотивы




Московские государи – потомки Пруса (сродника/брата императора Августа) Славные деяния русских князей-язычников (успешные походы Руси на Византию) Независимость русского православия от греческого (ап. Андрей, кн. Ольга, кн.Владимир) Идея преемственности столиц (Киев-Владимир- Москва)


Публикация посланий Филофея в «Православной собеседнике» в 1860-е гг. Влияние внешнеполитической ситуации на популярность идеи (Русско-турецкая война гг.) Внимание публицистов и философов к «геополитической» составляющей идеи Представление о теории как обосновании экспансионистской политики в западной историографии 1950-х гг.




Время создания: рубеж х гг. Создатель: Андрей, протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана IV, ближайший сотрудник митрополита Макария





Летописи (Никоновская, Воскресенская, Софийская I и др.) Русский Хронограф редакции 1512 г. Агиография (Киево-Печерский и Иерусалимский патерики, Память и похвала» Иакова Мниха, жития Ольги, Владимира, Александра Невского, Сергия Радонежского, митрополитов Петра, Алексея, Ионы и др.) Памятники церковного права (Устав Владимира, «Правила о церковных людях») Другие источники («Азбуковник» старшей редакции, Послание митрополита Фотия Василию I)




Рюрик – потомок императора Августа Осуждение язычества первых русских князей Княжеские междоусобицы как результат вмешательства сатаны и его слуг Краткое изложение или игнорирование периодов, богатых княжескими междоусобицами Преемственность столиц (Киев-Владимир- Москва)


Представление всех правителей Орды как принципиальных врагов христианской веры Значение Церкви и ее святых, которые обеспечивали богоизбранность всех «ступеней» «лествицы» российских правителей Восхваление богоизбранности русских самодержцев, их знания Св. Писания, забот о Церкви и чистоте веры



Ерусалимский К.Ю. История на посольской службе: дипломатия и память в России XVI в. М., Покровский Н.Н. Исторические концепции Степенной книги царского родословия // Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т. 1 / под. ред. Г. Д. Ленхофф и Н. Н. Покровского. М., С. 89–119. Усачев А.С. «Долгий XVI век» российской историографии // Общественные науки и современность С Усачев А.С. «Третий Рим» или «Третий Киев»? (Московское царство XVI века в восприятии современников) // Общественные науки и современность С

1. Флорентийская уния 2. Поместный Собор 1448 года 3. Монастыри в конце XV начале XVI века 4. Ереси в конце XV начале XVI века 5. Теория «Москва – Третий Рим» Чупров Л. А. МКОУ СОШ № 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края

В 1439 г. для того, чтобы обеспечить защиту Византии от нашествия турок на Вселенском соборе в итальянском городе Флоренция православная церковь подписала с католической церковью унию - документ об объединении восточной и западной христианских церквей.

Этим документом признавался догмат о главенстве папы Римского над всеми христианскими церквями, но сохранялось для православия право совершать обряды по его каноническим правилам.

Флорентийская уния была отвергнута. Участвовавший во Вселенском соборе и подписавший унию ставленник Константинопольско го патриарха митрополит Исидор был низложен

В 1448 г. Собор русских епископов впервые без участия Константинополя избрал митрополитом русского человека - Иону. Русская Православная церковь стала независимой.

Ересь (греч. «выбор, направление, мнение») - сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины.

Дьякон Карп – новгородский цирюльник Ø выступали против взяточничества Ø отвергали церковные обряды Ø выступали против монашества Ø возрождали языческие ритуалы

Люди из свиты литовского князя – Великий Новгород Христос только пророк, а не сын Божий Отрицали Святую Троицу выступали против икон и икон, крестов, храмов против монашества выступали за западноевропейские порядки

Нил Сорский выступали против «стяжания» церковью земель и другого имущества за аскетизм церковь должна быть независима от государства за сильную княжескую власть

"Флорентийская уния" или как помог отступник от православной веры митрополит Исидор избрать патриарха всея Руси и князьям стать царями…

"Флорентийская уния"

Прикуплен златом и сребром, Исидор рвется к власти

Он во Флоренцию пришел, Русь разорвать на части

Лукавой речью князь, введен в прекрасные мотивы

И Исидор облобызал, папе его загривок

Он кардинала получил, как за Христа Иуда 30 серебряных монет

И мыслил – вот так чудо, сейчас в Руси я выше всех

Наместник папы буду, все православие смету

Латынь повсюду будет, не понимал, что Бог все зрел

И так как он задумал, он не допустит на Руси, прогонит он Иуду

Открыл Господь князю глаза, и он перстом направил на Исидора

И сказал ««Не пастырь, волк тут правит»

Сбежал предатель лобызать, папе теперь коленки

Ведь провалилась уния, в плен снова папой не взята,

СВЯТАЯ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ, И ВЕРА ПРАВОСЛАВНАЯ!

Ничего так просто в жизни нашей не случается, а тем более в истории государства Российского.

Так и история некоторых предательств –это всего лишь цепочка в нашей исторической правде выстроенной руками Божьими.

Все управляется и попускается Господом.

И даже предательство митрополита Исидора сыграло свою положительную роль в укреплении России, и ее духовного центра православной Церкви…

Написать об этом меня подтолкнул звонок моей знакомой, которая рассказала и попросила помолиться о православном мальчике 11 лет отроке Семене, которого сейчас избивают католики в одном колледже Швейцарии, только за то, что он православный.

Как сильна даже на генетическом уровне ненависть католиков к православию.

О каком воссоединении еще могут говорить верховные духовные вожди нашей православной церкви?

Это если и случится - это будет очередное предательство типа Исидора…

"Флорентийская уния"

Флорентийской унией называется договор, заключённый в 1439 году
между православной и римско-католической церквями и формально
объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-
католической). О необходимости воссоединения христианской церкви
говорили еще задолго до церковного собора, на котором была заключена
уния (Ферраро-Флорентийский собор), по этому поводу проводились
многочисленные переговоры и съезды, но все они были бесплодны.
Результат принес только Флорентийский собор. Почему же это произошло?

Дело в том, что в то время христианский мир как никогда нуждался
в объединении: католическая Европа была ослаблена крестовыми походами,
а православная подвергалась постоянной опасности со стороны восточных
соседей (Русь – монголо-татар; Византия – турков). В таких условиях
поддержка “братьев во Христе” очень сильно помогла бы и тем, и другим.
Кроме того, постоянно ширились торговые и культурные связи стран, в
которых были приняты разные направления христианства. Понятно, что для
этих связей было бы очень полезно хотя бы формальное примирение
церквей. Естественно, больше всего в возрождении единого христианства
были заинтересованы византийские, греческие власти, которые не имели
уже ни военной, ни экономической, ни даже дипломатической силы. Зато
они имели сильных врагов.

В конце 1435 года было уже предрешено созвание так
интересовавшего византийцев Феррарского собора. Греки начали
готовиться к этому собору и не могли в ввиду этого оставить без
внимания русскую митрополичью кафедру, так как Московская митрополия
константинопольского патриарха была самой обширной, сильной и богатой
из всех заграничных (таких, как Болгария). Русский митрополит был бы
на таком посту для греков совсем нежелателен: как узкий националист,
он мог воспротивился союзу с католиками и вовсе не явиться на собор.
Поэтому московским митрополитом был назначен грек Исидор, считавший
своими соотечественниками очень высоко образованным человеком, крупным
философом, геополитиком практически... В русских летописях его
называют “многим языкам сказителем”. В 1433 году он уже представлял
Византию на переговорах об объединении церквей, проходивших на
очередном церковном соборе, где добился значительных успехов. Назначая
Исидора, византийские церковные и светские власти надеялись обеспечить
участие Руси в деле объединения с католиками. Но эти надежды греков на
Исидора нужно понимать не в том смысле, что в нем видели человека,
готового предать православие. Греческие церковные власти представляли
себе унию в совершенно другом виде: они надеялись, что им самим
удастся вынудить католиков на уступки. В Исидоре ценили не готовность
отречься от веры предков – напротив, этого-то от него не ожидали и не
хотели – а высокую образованность и ораторское искусство, которая, как
считали, поможет византийцам убедить католиков в своей правоте. Кроме
того, византийская казна была практически пуста, и, назначив
митрополитом соотечественника, греки могли надеяться на русские
деньги, столь необходимые для будущего собора.

Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени
настолько возросло, что митрополит из греков считался для неё уже
нежелательным. Среди русских начинала бродить мысль о том, чтобы не
только избирать митрополита у себя дома, но и делать это независимо от
Константинополя. Поэтому-то великий князь московский Василий
Владимирович, узнав о том, что на его кафедру назначен грек, вначале
не хотел даже пускать его в свои земли. Но потом он сменил гнев на
милость, прослышав об учености Исидора и прочих его достоинствах.
Будучи принят великим князем Василием как новый митрополит русской
земли, Исидор стал тут же собираться на церковный собор. А для этого
ему надо было сначала посвятить в свои планы князя. Естественно, князь
сначала удивился диковинным замыслам церковников и рьяно отговаривал
митрополита от каких бы то ни было уступок католикам–латинянам.
Однако, доверяя учёному греку, князь предоставил ему действовать по
своему усмотрению. Молва о том, что митрополит отправляется на доброе
дело обращения латинян к правой вере была настолько сильна, что даже
упрямых новгородцев она побудила уступить митрополиту Исидору те
доходные статьи, которые они так долго не отдавали его
предшественникам и существенно этим обеднить свой городской бюджет.
Выехав 8 сентября 1437 года из Москвы и проехав через Новгород, Псков,
Ригу, Германию и Альпы, митрополит Исидор со своей свитой прибыл 18
августа в итальянский город Феррару. Особенно пышно митрополита
чествовали в Пскове, где, помимо роскошного пира, ему были
преподнесены крупные денежные суммы, что объясняется, надо понимать,
давними торговыми контактами Пскова с представителями католичества и
существенные к ним симпатии. Таким образом, псковчан интересовала уния
между христианскими церквами с коммерческой точки зрения. В Пскове
Исидор устроил себе новый источник доходов, переведя этот город под
своё прямое управление и отобрав его у новгородского архиепископа (с
тем, чтобы самостоятельно собирать все церковные подати с этой земли и
спокойно их прикарманивать)

На соборе ожидалось присутствие многих европейских монархов, но
никто из низ не приехал. В январе 1939 года собор был перенесён во
Флоренцию по экономическим причинам (в Ферраре кормили плохо).

Долгое время на соборе шли богословские споры, подкреплённые
экономическими и военными аргументами; дебаты по поводу того, как надо
объединяться и какая ветвь христианства станет доминирующей, но все
они были бесплодны: каждая стороны ожидала уступок от другой. В конце
концов, не видя перспектив, Римский папа предложил грекам крутую
альтернативу: либо они к Пасхе принимают католичество полностью и без
исключений, либо уезжают восвояси несолоно хлебавши. Было пущено в ход
и золото. Несчастные греки заколебались. Каждого из них обрабатывали
по отдельности, находя аргументы в пользу католичества, особенно
важные для него и его метрополии. Под влиянием различных притеснений и
постоянного давления на предложенную унию согласились все православные
церковные иерархи, кроме епископа Марка. 5 июля 1439 года они скрепя
сердце подписались под актом унии, где чёрным по белому было написано,
что православная церковь входит в состав католической.

Митрополиту Исидору принадлежала в организации Флорентийского собора
не какая-нибудь заурядная роль, напротив, он фактически был его
инициатором. Он первый согласился на предложенные папой условия и
первый поставил свою подпись на документе, закреплявшем унию. Именно
Исидор склонил византийского императора в сторону подчинения Риму,
пользуясь для этого доверием императора и своим громадным авторитетом.
А о том, как он был велик, можно судить по тому, что Исидора пророчили
в приемники скончавшемуся во время собора патриарху.

На Руси отношение к унии с самого начала было резко
отрицательным. Так, сопровождавший Исидора на собор русский монах
называет католиков “еретиками” (как это делалось и всегда), а
греческих православных иерархов – отступниками и даже обвиняет во
взяточничестве. А рязанского епископа Иону Исидор смог “убедить”
подписать унию, только продержав его неделю в темнице. На Руси о
заключении унии было известно еще до возвращения Исидора. В народе
сформировалось к ней резко враждебное отношение. Вернувшись в Москву в
сане католического кардинала, Исидор стал стремительно вводить
католические обычаи: заменять православную символику католической
(восьмиконечный православный крест на простой четырехконечный),
поминать в молитвах римского Папу прежде константинопольского
патриарха, проводить православные службы в костёлах и участвовать в их
освящении. Не ожидавшие такого резкого поворота князь Василий и бояре
некоторое время не предпринимали никаких действий. Но буквально через
неделю Исидор был лишён должности главы русской церкви и заключён в
монастырь. Его склоняли к отказу от унии, пугая страшной казнью, но
Исидор был неподкупен. Конечно же, московский князь не посмел бы не то
что казнить, но даже изгнать митрополита – ведь такие действия были бы
прямым нарушением воли патриарха и самой настоящей ересью. Московское
государство дорожило своими отношениями с Византией, которые давали
ему право называться “Третьим Римом” и не хотело их разрыва. С другой
стороны, Москва стремилась к максимальной независимости от всех
“старших братьев”. Вслед за татарским “царём” пришла очередь
византийского. Исидор сам помог князю Василию, бежав из своей тюрьмы
ночью на 15 сентября. Такой расклад всех устраивал, так что князь
приказал не преследовать беглеца.

15 декабря 1448 года съезд русского духовенства, выражавшего
общенациональное неприятие унии, уничтожавшей православие, избрал
“митрополитом всей Руси” рязанского епископа Иону*. Это было сделано
против воли Константинопольского патриарха, который с тех пор уже не
назначал глав русской церкви. Московские власти ожидали бурной реакции
из Константинополя, вплоть до отлучения от церкви, но её не
последовало. С тех пор в Византии еще несколько раз менялось отношение
к унии, правители колебались между ортодоксальным православием и
католичеством, но Москву это уже не волновало – она уже обладала
собственной совершенно независимой от внешних сил, автокефальной
церковью. Благодаря этой независимости московское православие довольно
спокойно пережило скорый захват Византии турками и уничтожение этой
“колыбели православия” . Она позволила главам русской православной
церкви вскоре присвоить себе звание патриарха, а московским князьям –
звание царей.

1. ЗЕМНОЕ И НЕБЕСНОЕ (сериал)

Http://prisno.livejournal.com/314881.html

2. ПРАВОСЛАВИЕ И ЛАТИНСТВО

Http://pravaya.ru/side/584/674

3. "Русские Украины. Будущее, которое определяется сегодня"

Http://www.otechestvo.org.ua/main/20067/402.htm

4.Выбор неба и земли http://www.radostmoya.ru/projects/Vybor_neba_i_zemli/

Епископа Иону* - http://days.pravoslavie.ru/Life/life751.htm

См.фото собор Святой Марии, где была подписана отступником митрополитом Исидором "Флорентийская уния"

Флорентийская уния была принята в 1439 на соборе в Базеле и Флоренции в трудных обстоятельствах для Византийской империи. В 1430 году турки захватили Фессалонику, и государство практически утратило территории, от него сохранилась лишь столица, которая была окружена владениями турок. Такая сложная ситуация привела к тому, что император Иоанн VIII Палеолог вынужден был обратиться с просьбой о содействии к Евгению IV, папе Римскому, надеясь на организацию крестового похода против османских завоевателей. Он сделал предложение начать переговоры о том, чтобы объединить Западную католическую и Восточную православную церковь. Папа охотно согласился на это предложение. Это объясняется возможностью осуществить многовековое желание подчинить восточную церковь, византийский император получил возможность шанс победить в противостоянии с участниками соборного движения.

Соглашение

В 1431 году в городе Базель созван вселенский собор, вскоре папа решил его распустить, но продолжить заседания. Евгений IV использовал свое предложение для того чтобы расколоть ряды оппонентов. Он призывает собравшихся представителей церкви поменять место проведения, большая часть собора собралась в Ферраре, позже – во Флоренции.

Заседания Флорентийского собора проходили в присутствии 700 членов византийской делегации во главе с императором и константинопольским монархом, также присутствовал митрополит Киевский. Здесь проходили долгие богословские диспуты, в результате которых 6 июня 1439 года была подписана уния, объединившая католическую и православную церковь.

Заключая соглашение, восточная церковь вынуждена пойти на серьезные уступки: было признано верховенство римского папы, приняты некоторые католические догмы, при этом сохранялись православные обряды.

На протяжении последующих 6 лет собор во Флоренции принял соглашения о слиянии с прочими христианскими течениями. Флорентийская уния подняла авторитет папы в западноевропейских странах, но выявилась ее нежизнеспособность. Католическая церковь изображала это соглашение как важнейший акт, объединяющий христиан и спасающий Византию от турецких завоевателей. На самом деле уния предназначена была стать послушным орудием политики папы, которая была направлена на подчинение католической церкви ослабленной Византии и русского государства. Население Византийской империи и Руси пришло в раздражение от унии, большинство православного духовенства не признало документ.

Как была воспринята уния на Руси

После возвращения с собора митрополита Исидора, по русским землям рассылались послания о Флорентийском соборе, началось приобщение верующих к католическим храмам. В Москве его ждало множество верующих, местом встречи патриарха стал Успенский собор. Перед Исидором несли католический крест. Во время богослужения в молитве поминался папа. После службы торжественно прочитали грамоту о Флорентийской унии.

Митрополит Исидор, подписавший соглашение, был подвергнут заключению. Это было сделано по приказу Великого Московского князя, Василия ІІ Темного. Исидор - последний патриарх, грек по происхождению. Впоследствии возглавляли церковь только русские, Московский патриархат стал самостоятельным.

Отказ от унии

Большинство православных епископов, вернувшись в Константинополь, отказалось от унии, они утверждали, что их заставили пойти на соглашение с католиками. Униаты признаны еретиками.

Марк Эфесский - единственный епископ, отказавшийся на соборе 1439 подписать унию, православные священники объединились вокруг него. Патриархами Александрии, Антиохи и Иерусалима в 1443 году был созван собор в Иерусалиме, на нем произошло отлучение сторонников соглашения.

Повторное осуждение восточными патриархами Флорентийской унии осуществилось в 1450 году на Константинопольском соборе. На нем же был низложен униат, Константинопольский патриарх Григорий Мамм. Новым главой церкви избран Афанасий, сторонник православной веры.

В 1453 году произошел захват Константинополя войском османской империи, о Флорентийской унии окончательно забыли.

Флорентийской унией называется договор, заключённый в 1439 году между православной и римско-католической церквями и формально объединивший их (подчинивший греко-православную церковь римско-католической). О необходимости воссоединения христианской церкви говорили еще задолго до церковного собора, на котором была заключена уния (Ферраро-Флорентийский собор), по этому поводу проводились многочисленные переговоры и съезды, но все они были бесплодны. Результат принес только Флорентийский собор. Почему же это произошло?

Дело в том, что в то время христианский мир как никогда нуждался в объединении: католическая Европа была ослаблена крестовыми походами, а православная подвергалась постоянной опасности со стороны восточных соседей (Русь - монголо-татар; Византия - турков). В таких условиях поддержка "братьев во Христе" очень сильно помогла бы и тем, и другим. Кроме того, постоянно ширились торговые и культурные связи стран, в которых были приняты разные направления христианства. Понятно, что для этих связей было бы очень полезно хотя бы формальное примирение церквей. Естественно, больше всего в возрождении единого христианства были заинтересованы византийские, греческие власти, которые не имели уже ни военной, ни экономической, ни даже дипломатической силы. Зато они имели сильных врагов.

В конце 1435 года было уже предрешено созвание так интересовавшего византийцев Феррарского собора. Греки начали готовиться к этому собору и не могли в ввиду этого оставить без внимания русскую митрополичью кафедру, так как Московская митрополия константинопольского патриарха была самой обширной, сильной и богатой из всех заграничных (таких, как Болгария). Русский митрополит был бы на таком посту для греков совсем нежелателен: как узкий националист, он мог воспротивился союзу с католиками и вовсе не явиться на собор. Поэтому московским митрополитом был назначен грек Исидор, считавший своими соотечественниками очень высоко образованным человеком, крупным философом, геополитиком практически... В русских летописях его называют "многим языкам сказителем". В 1433 году он уже представлял Византию на переговорах об объединении церквей, проходивших на очередном церковном соборе, где добился значительных успехов. Назначая Исидора, византийские церковные и светские власти надеялись обеспечить участие Руси в деле объединения с католиками. Но эти надежды греков на Исидора нужно понимать не в том смысле, что в нем видели человека, готового предать православие. Греческие церковные власти представляли себе унию в совершенно другом виде: они надеялись, что им самим удастся вынудить католиков на уступки. В Исидоре ценили не готовность отречься от веры предков - напротив, этого-то от него не ожидали и не хотели - а высокую образованность и ораторское искусство, которая, как считали, поможет византийцам убедить католиков в своей правоте. Кроме того, византийская казна была практически пуста, и, назначив митрополитом соотечественника, греки могли надеяться на русские деньги, столь необходимые для будущего собора.

Национально-политическое самосознание Москвы к этому времени настолько возросло, что митрополит из греков считался для неё уже нежелательным. Среди русских начинала бродить мысль о том, чтобы не только избирать митрополита у себя дома, но и делать это независимо от Константинополя. Поэтому-то великий князь московский Василий Владимирович, узнав о том, что на его кафедру назначен грек, вначале не хотел даже пускать его в свои земли. Но потом он сменил гнев на милость, прослышав об учености Исидора и прочих его достоинствах. Будучи принят великим князем Василием как новый митрополит русской земли, Исидор стал тут же собираться на церковный собор. А для этого ему надо было сначала посвятить в свои планы князя. Естественно, князь сначала удивился диковинным замыслам церковников и рьяно отговаривал митрополита от каких бы то ни было уступок католикам-латинянам. Однако, доверяя учёному греку, князь предоставил ему действовать по своему усмотрению. Молва о том, что митрополит отправляется на доброе дело обращения латинян к правой вере была настолько сильна, что даже упрямых новгородцев она побудила уступить митрополиту Исидору те доходные статьи, которые они так долго не отдавали его предшественникам и существенно этим обеднить свой городской бюджет. Выехав 8 сентября 1437 года из Москвы и проехав через Новгород, Псков, Ригу, Германию и Альпы, митрополит Исидор со своей свитой прибыл 18 августа в итальянский город Феррару. Особенно пышно митрополита чествовали в Пскове, где, помимо роскошного пира, ему были преподнесены крупные денежные суммы, что объясняется, надо понимать, давними торговыми контактами Пскова с представителями католичества и существенные к ним симпатии. Таким образом, псковчан интересовала уния между христианскими церквами с коммерческой точки зрения. В Пскове Исидор устроил себе новый источник доходов, переведя этот город под своё прямое управление и отобрав его у новгородского архиепископа (с тем, чтобы самостоятельно собирать все церковные подати с этой земли и спокойно их прикарманивать)

На соборе ожидалось присутствие многих европейских монархов, но никто из них не приехал. В январе 1939 года собор был перенесён во Флоренцию по экономическим причинам (в Ферраре кормили плохо).

Долгое время на соборе шли богословские споры, подкреплённые экономическими и военными аргументами; дебаты по поводу того, как надо объединяться и какая ветвь христианства станет доминирующей, но все они были бесплодны: каждая стороны ожидала уступок от другой. В конце концов, не видя перспектив, Римский папа предложил грекам крутую альтернативу: либо они к Пасхе принимают католичество полностью и без исключений, либо уезжают восвояси несолоно хлебавши. Было пущено в ход и золото. Несчастные греки заколебались. Каждого из них обрабатывали по отдельности, находя аргументы в пользу католичества, особенно важные для него и его метрополии. Под влиянием различных притеснений и постоянного давления на предложенную унию согласились все православные церковные иерархи, кроме епископа Марка. 5 июля 1439 года они скрепя сердце подписались под актом унии, где чёрным по белому было написано, что православная церковь входит в состав католической.

Митрополиту Исидору принадлежала в организации Флорентийского собора не какая-нибудь заурядная роль, напротив, он фактически был его инициатором. Он первый согласился на предложенные папой условия и первый поставил свою подпись на документе, закреплявшем унию. Именно Исидор склонил византийского императора в сторону подчинения Риму, пользуясь для этого доверием императора и своим громадным авторитетом. А о том, как он был велик, можно судить по тому, что Исидора пророчили в приемники скончавшемуся во время собора патриарху.

На Руси отношение к унии с самого начала было резко отрицательным. Так, сопровождавший Исидора на собор русский монах называет католиков "еретиками" (как это делалось и всегда), а греческих православных иерархов - отступниками и даже обвиняет во взяточничестве. А рязанского епископа Иону Исидор смог "убедить" подписать унию, только продержав его неделю в темнице. На Руси о заключении унии было известно еще до возвращения Исидора. В народе сформировалось к ней резко враждебное отношение. Вернувшись в Москву в сане католического кардинала, Исидор стал стремительно вводить католические обычаи: заменять православную символику католической (восьмиконечный православный крест на простой четырехконечный), поминать в молитвах римского Папу прежде константинопольского патриарха, проводить православные службы в костёлах и участвовать в их освящении. Не ожидавшие такого резкого поворота князь Василий и бояре некоторое время не предпринимали никаких действий. Но буквально через неделю Исидор был лишён должности главы русской церкви и заключён в монастырь. Его склоняли к отказу от унии, пугая страшной казнью, но Исидор был неподкупен. Конечно же, московский князь не посмел бы не то что казнить, но даже изгнать митрополита - ведь такие действия были бы прямым нарушением воли патриарха и самой настоящей ересью. Московское государство дорожило своими отношениями с Византией, которыые давали ему право называться "Третьим Римом" и не хотело их разрыва. С другой стороны, Москва стремилась к максимальной независимости от всех "старших братьев". Вслед за татарским "царём" пришла очередь византийского. Исидор сам помог князю Василию, бежав из своей тюрьмы ночью на 15 сентября. Такой расклад всех устраивал, так что князь приказал не преследовать беглеца.