Почему мусульмане не отмечают рождение пророка ‘Исы подобно тому, как отмечают они рождение пророка Аллаха Мухаммада, мир им обоим? Урок на тему "пророк мухаммед" Пророк Мухаммад и возникновение ислама

Тема: Пророк Мухаммед

Цели урока:

- Раскрыть пророка Мухаммеда как видного религиозного деятеля, основателя и распространителя исламской религии и халифата, повествовать о жизни пророка, выявить проблемы, возникшие на пути распространения ислама Мухаммедом и его сподвижниками, на примере пророка Мухаммеда показать безграничную любовь и преданность вере и ближним;

Развитие навыков системного и аналитического мышления, выделения главного, установления связей;

Формирование мировоззрения, религиозной культуры, нравственных качеств.

Оборудование: карта Ближнего Востока, изображения пророка Мухаммеда, городов Мекка и Медина, компьютер, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный

Методы : словесные, наглядные, интерактивные

Ход

1.Организационный момент

2. Опрос домашнего задания: тест

3. Подготовка к изучению нового материала

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодняшний урок я бы хотела начать словами Джорджа Бернарда Шоу, о ком мы будем сегодня говорить.

Джордж Бернард Шоу

«Если бы человеку, подобному Мухаммеду, суждено было единолично управлять нынешним миром, он преуспел бы в разрешении его проблем, что в свою очередь, принесло бы этому миру покой и счастье, которых ему так недостает».

(ответы учащихся)

Вступительное слово учителя: тема сегодняшнего нашего урока«Пророк Мухаммед». Урок мы будем изучать по плану:

1. Полуостров Аравия в доисламский период.

2. Рождение Мухаммеда

3. Детство Мухаммеда

4. Женитьба Мухаммеда

5. Пророчество.

6. Ислам после смерти Мухаммеда.

Ваши ответы будут оцениваться в виде фигур: розового цвета - отлично, голубого цвета- хорошо и желтого цвета- удовлетворительно. За правильные ответы вы будете получать по фигурке. Итак, мы приступаем.

Вступительное слово учителя:

В начале VII века нашей эры в так называемом се рдце Ближнего Востока на полуострове Аравия распространились политическая и религиозная неустойчивость. Из-за разногласия между кочевыми и оседлыми племенами арабов распалось когда-то мощнейшее государство и потеряло свой авторитет в округе. В северной части острова народ исповедовал иудаизм и многобожие. Это все чаще приводили к военным стычкам. В то время торговый караванный путь, связывающий Африку и Йемен, Палестину, Месопотамию, проходил через Византийскую империю и Сасанитский Иран и, кроме того, через царства Химьярит и Аксум. Воинственные арабские племена, населявшие Аравийский полуостров, враждовали между собой. У каждого племени существовали свои языческие верования, боги, созданные в их честь святилища.

Боги, которым поклонялись аравийцы бог- воитель Хубал (покровитель Мекки)

женские божества- Манат, аль-узза, ал-Лат

Ханифизм- религиозное учение до возникновения ислама

Для двух учащихся было задано опережаюшее задание о рождении, детстве и семьи Мухаммеда. (ролик- «Мухаммед.(сас).Посланник Аллаха.

2 ученика:

1 ученик: За два месяца до рождения Пророка скончался его отец, и после рождения, когда ему было 6 лет, скончалась мать. Он до 8 лет воспитывался у дедушки Абдумуталипа, после, опекунство над ним взял дядя, отец четвертого верного халифа Али - Абу Талиб. Он с детства был верным и правдивым, поэтому в народе его называли Мухаммедул - амин (в переводе верный Мухаммед). О детстве пророка в религиозных мифах говорится так: в те времена существовал обычай, чтобы младенец свободно дышал свежим воздухом, отдавали его на определенное время на воспитание женщинам в пригородную местность. Такие женщины приезжали в город и выбирали ребенка сами, чтобы кормить своей грудью. Никто из таких женщин не обращал внимания на сына Амина. И только одна из них обратила внимание на пророка. Ее звали Халима, Она жила очень бедно. Но после того, как она взяла на кормление Мухаммеда, у нее все пошло на лад, вода в колодце не кончалась, земля всегда была покрыта зеленью. Уже в три месяца ребенок стал ходить, а в семь Месяцев уже бегал, а когда ему исполнилось девять месяцев, он стал говорить такие слова, которым даже взрослые удивлялись. Когда ему исполнилось три года, он играл на улице, и к нему пришли два ангела и очистили его сердце от грехов, которые были накоплены со времен Адама и Евы, и наполнили его сердце лучом веры (иманом). В детстве с Мухаммедом произошёл случай, когда несторианский монах по имени Бахира предсказал ему великую судьбу. Абу Талиб поехал с караваном в Сирию, а Мухаммед, который был тогда ещё мальчиком, привязался к нему. Караван остановился в Бусре, где в келье жил монах Бахира, который был христианским учёным. Раньше, когда они проезжали мимо него, он не разговаривал с ними и вообще не появлялся. Утверждают, что сначала монах увидел Мухаммеда, над которым было облако, покрывающее его своей тенью и выделявшее его среди остальных. Потом он увидел, что тень облака упала на дерево, а ветки этого дерева склонились над Мухаммедом. После этого Бахира оказал гостеприимство курайшитам, удивив их этим. Когда он смотрел на Мухаммеда, то пытался увидеть особенности и признаки, которые сказали бы ему о том, что перед ним действительно будущий пророк. Он расспрашивал Мухаммада о его снах, внешности, делах и всё это совпадало с тем, что знал Бахира из описания пророка. Также он увидел печать пророчества между плечами именно на том месте, где она, по его сведениям, должна была быть.

2 ученик: Первую жену Мухаммеда звали Хадиша. В исламских источниках говорится, что Мухаммед женился, когда ему было 25 лет. Его жена была вдовой богатого торговца и на 15 лет старше. А в европейских источниках востоковедов, учитывая то, что Хадиша от этого брака имели 5 детей, высчитали, что ей тогда было 28 лет. Ясно одно, что Хадиша от этого брака родила четырех дочерей и одного сына, которого звали Касым. Следуя этому, Мухаммеда называли Абукасымом (отцом Касыма). Однако при жизни Мухаммеда все его дети, кроме Фатимы, скончались. Как бы там ни говорили, брак Мухаммеда с Хадишой был удачным и законным, и при Хадише, несмотря на то, что шариатом это дозволялось, Мухаммед больше не женился.

Объяснение учителя: Озарение пророка Мухаммеда в 40 лет

(просмотр ролика об озарении пророка)

В религиозных книгах пишут, что пророчество Мухаммеда пришло, когда ему было 40 лет. До этого он ездил караваном до Дамаска, и в дороге встречался со многими людьми, разговаривал с ними, и увидел много мест. Часто Мухаммед, уединившись на горе Хира, глубоко размышлял. Однажды, когда он в очередной раз уединился, ему послышался голос. Это был приказ: "Читай". Он спросил: «Что мне читать?». Тогда он услышал аят, откровение Корана. Мухаммед с удивлением смотрел по сторонам. Куда бы он ни повернул голову, везде перед глазами видел ангела Джебрайла в облике человека. Джебрайл сказал ему: «Мухаммад! Ты пророк Аллаха». Даже после этого он некоторое время ходил в сомнении. Однако и после были посланы аяты от Аллаха. Хадиша уверовала его, что это всепо велению всевышнего Аллаха и сама приняла мусульманство. Начавшееся таким образом пророчестве Мухаммеда одарило людей человеческими качествами. И своим лучом озарило весь мир.

Мухаммед в проповеди

Задание:

работа по учебнику на стр.145 «Проповеди Мухаммеда » учащиеся находят ответы на стр.145 о проповедях Мухаммеда и зачитывают вслух

дополнение двух учащихся:

Первоначально Мухаммеда пугали начавшиеся откровения, лишь затем он осознал, что избран Всевышним в качестве посланника и пророка, чтобы нести людям слово Божье;

Проповеди Мухаммеда поначалу были восприняты в Мекке с недоверием и насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась сплоченная группа сторонников, среди которых были выходцы и из знатных родов, и из низших слоев обшества, включая рабов;

Среди первых последователей ислама были жена Мухаммеда Хадиджа, поверившая в пророческую миссию супруга, племянник Али и вольноотпущенник Зейд, считавшийся приемным сыном Мухаммеда;

Среди приверженцев новой религии были и курейтши, в том числе знатные мекканцы – Абу Бекр, Омар и Осман, впоследствии ставшие халифами (преемниками пророка Мухаммеда).

Следующий этап работы: Хиджра

Работа по учебнику: (ответы учащихся)

Что вы знаете о мусульманском летосчислении?

С каким событием оно связано?

Пояснение учителя: В 622 году 22 сентября (в одном источнике - 16 июля) пророк Мухаммед переселился в город Йасриб (Мидина). Здесь же открылась новая страница истории ислама. Это переселение на арабском языке называется "хиджра". И с этого времени началось новое мусульманское летоисчисление.

Город Йасриб с этого же дня получил новое название Мадинату-ан-набауия (город пророка). Позже он назывался просто городом Медина. На второй год хиджры на том месте где впервые выступил пророк, на мединской земле был построен Масжиду набауи (Мечеть пророка). Вначале и Медину с пророком переехало только 120 человек. Через восемь лет в Мекку отправились мусульманские войска из 10 тысяч воинов.


Город Мекка, который тоже расположен вдоль этого торгового пути, стал со временем возрастать и обогащаться за счет торговых ярмарок, которые проходили в округе Мекки, собирая каждый год почти все арабские племена. Во время этих собраний останавливались военные дв ижения по всему Арабскому полуострову. Этот месяц по времени совпадал с месяцем исповедования верующих священной Каабы в Мекке. Этот месяц назывался зульхиджа, в переводе - месяц хаджы. Особо нужно отметить, что Мекка и сегодня является священным местом паломничества всего мира.

В Медине была сформирована мусульманская община: (учащиеся работают вместе с учителем).

    Формирование устава;

    Выработала первые законы и предписания в области ритуала, культа и повседневной жизни;

    Сформулированы нравственные и правовые нормы, разрешения и запреты;

    Установлен запрет на употребление свинины и вина;

    Определены правила ведения торговли;

    Многоженство было ограничено четырьмя женами;

    Принята конституция города - «Сахифа» (все жители Медины наделены равными правами и свободами).

    Утвердилась правила культовой практики;

    Построена первая мечеть;

Просмотр ролика «Прощальная проповедь Мухаммеда» (учащиеся высказывают мнения по этому поводу).

Летом 632 г. Мухаммед скончался. Похоронен в главной мечети Медины.

Закрепление: Мусульманское государство после смерти Мухаммеда.

Ислам гласит, что "Мухаммед - печать всего пророчества », потому что ислам является самой последней истинной религией, которая должна была прийти к роду человечества. А Мухаммед считается самым последним пророком Аллаха. После него пророчество заканчивается.

Кто являлись преемниками духовной миссии Мухаммеда? (ответы учащихся).

Просмотр видеоролика «Сунна».

Подведение итога урока: учитель отмечает учащихся, которые набрали наибольшее количество фигур-розового, голубого и желтого цвета. А также учитель представляет следующий видеоролик «О пророке Мухаммеде (мир Ему)».

Учитель должен особо отметить, о том, что на этом уроке нет и небыло пропаганды изучения исламской религии насильно. Т.к. Республика Казахстан является светским государством и в Конституции РК отмечено о свободе слова и проповедовании любой религии, но не во вред государству. В соответствии с Конституцией и Законом Республики Казахстан «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» получил законодательное закрепление принцип свободы вероисповедания. Запрещены любые ограничения общечеловеческих и гражданских прав.

СШ № 44

Открытый урок по «Основам религиоведения»

на тему: «Пророк Мухаммед»

Учитель истории: Куренбаева А.Т.

2015г.

После того, как Всевышний Аллах вознес пророка ‘Ису (Иисуса) на небеса, прошло более 500 лет. И людей, исповедовавших истинную веру ‘Исы, стало очень мало. Распространились обычаи, противоречащие основам единобожия. Согласно Корану, пророки Муса и ‘Иса говорили своим последователям, что после них придет последний и самый почтенный Пророк. И в конце VI века на Аравийском полуострове родился последний Пророк и Посланник Всевышнего Аллаха – Мухаммад. Все, кто следовал учению Ибрахима, Мусы, ‘Исы, последовали за Пророком Мухаммадом, следуя их заветам.

Рождение пророка Мухаммада . Пророк Мухаммад родился в Священной Мекке, недалеко от каабы, на рассвете 12 числа месяца рабиуль-авваль 571 года по Григорианскому календарю. Дедушка и мать младенца Амина по внушению Всевышнего Аллаха назвали новорожденного Мухаммадом, что означает «больше всех Восхваляемый». Это имя не было распространено среди арабов. Но все же, когда приблизилось время рождения последнего Пророка, четырнадцать человек, которые хорошо разбирались в Торе и Евангелии, назвали своих сыновей именем Мухаммад в надежде, что их сыновья окажутся этим предвестником прежних пророков.

Маленького Мухаммада в основном кормили грудью и воспитывали Халима ас-Са‘адийя и еще несколько женщин. Родная мать Амина кормила его в течение нескольких дней. Все его кормилицы приняли Ислам из-за его благодати.

Поездки пророка в Шам . Когда Мухаммаду исполнилось 12 лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в Шам с торговым караваном. Когда Абу Талиб собирался в путь, Мухаммад привязался к нему с настойчивыми просьбами взять его с собой, и из-за жалости Абу Талиб уступил мальчику. Когда они дошли до города Бусра, один монах по имени Бахира узнал в Мухаммаде будущего пророка. Когда Бахира спросили, откуда он об этом узнал, он ответил, что находил его описания в прежних священных писаниях. Монах посоветовал Абу Талибу поскорее вернуться с мальчиком на родину, потому что ему грозит опасность от иудеев. И тогда Абу Талиб, быстро завершив свои торговые дела, вернулся с Мухаммадом в Мекку.

Впоследствии Мухаммад неоднократно ездил с караванами в Шам, в том числе сопровождая караваны своей будущей супруги – Хадиджи.

Участие пророка в перестройке Каабы . Когда Мухаммаду было 35 лет, арабы решили перестроить каабу, которая была значительно повреждена после сильных селевых потоков. Когда пришло время положить на место священный Черный камень (святилище мусульман в каабе), между ними возник спор по поводу того, кто сделает это, ибо все хотели удостоиться этой чести, и никто из них не желал уступить это другому роду. Дело чуть не дошло до кровопролития. Все стали клясться, что ради этого они готовы пожертвовать собой. В конце концов решили сделать так, как скажет человек, вошедший первым в мечеть через ворота «Бану Шайба» (ныне ворота «Бабу-ссалам»). И им оказался Мухаммад. Все выразили ему свое доверие. Он снял свой плащ, положил на него Черный камень и велел, чтобы по одному представителю каждого рода взялись за края плаща. Так его принесли к своему месту в каабе, и Мухаммад своими благословенными руками поставил камень на то место, где он находится и сейчас. Такое разрешение спора понравилось всем, и они еще больше стали почитать Мухаммада. Таким мудрым, честным и уважаемым человеком был Мухаммад еще до получения пророчества.

Первое откровение . Еще за семь месяцев до получения откровения Мухаммад видел правдивые сны, ясно указывавшие на то, что он будет пророком, но он никогда не испытывал стремления и желания стать пророком.

Он уединялся в пещере Хира’ в Мекке и проводил много времени в богослужении, где он в основном размышлял о смысле жизни, величии Создателя и удивительном порядке и гармонии, царящих во всех творениях Всевышнего. Потом он возвращался домой к Хадидже и снова уходил в пещеру. Он находил у нее поддержку и понимание. Это продолжалось до тех пор, пока не явилась ему истина, то есть во время его очередного уединения в пещере Хира’ вдруг появился архангел Джибриль (библ. Гавриил) и повелел ему:

– Читай!

Потом Джибриль прижал его к себе и повторил приказ, и Пророк повторил ответ. Третий раз архангел произнес слова Корана, имеющие следующий смысл:

– Читай! именем твоего Господа…

Посланник Аллаха повторил эти слова, которые оказались как бы высеченными в его сердце. Когда он закончил чтение, Небесный вестник провозгласил:

– О Мухаммад! Воистину ты Посланник Аллаха.

И после этого Пророк, взволнованный, с трепещущим от страха сердцем, вернулся домой, вошел к Хадидже и сообщил ей о произошедшем.

Хадиджа успокоила его, сказав: «Я поздравляю тебя с великой радостью. Клянусь Аллахом, Создатель никогда не унизит тебя, ибо ты крепко поддерживаешь родственные связи, всегда говоришь правду и справедлив и помогаешь слабым и нуждающимся в поддержке». Потом Хадиджа вместе с ним отправилась к своему дяде Вараке бин Навфалю – старцу, ученому, который следовал за истинной религией пророка ‘Исы. Он хорошо знал Евангелие (Инджиль). Когда Мухаммад рассказал ему обо всем, что увидел, Варака промолвил: «Это Намус (Джибриль), который являлся с божьим откровением и к пророку Мусе. Ох, если бы я был молод, чтобы помочь тебе, когда тебя будет изгонять твой народ». – «А меня будет изгонять мой народ?» – с удивлением спросил Пророк. «Да, будет», – ответил Варака. «Какой бы человек ни приходил с тем, с чем пришел ты, к нему относились враждебно, и если я застану твои времена, то окажу тебе всевозможную помощь», – добавил он. Однако Варака не дожил до этого.

С этого времени началось ниспослание Корана через Джибриля Пророку Мухаммаду. Продолжалось это в течение 23 лет. Коран ниспосылался человечеству по частям, каждый раз с разъяснением решения конкретной проблемы.

Пророк начал призывать людей к истине, после того как на протяжении сорока лет он жил как обычный араб среди арабов. До этого он не был известен ни как проповедник, ни как оратор, хотя был мудр и рассудителен. Он не был полководцем, даже не был известен как воин. Но когда он вышел из пещеры с посланием, он полностью преобразился. Вся Аравия восторгалась его красноречием и ораторскими способностями, которые проявлялись в его проповедях. Они были настолько удивительны и впечатляющи, что даже люди, ненавидевшие его, боялись слушать их, дабы его слова не проникли в сердце и не оторвали их от своих языческих верований. Ни один из выдающихся арабских поэтов, проповедников и ораторов не мог сравниться с ним в красноречии. Он явился перед народом как уникальный и великий реформатор, создатель новой культуры и цивилизации, политик и лидер, благочестивый судья и несравненный полководец. Он говорил с таким знанием и мудростью, с какими никто не говорил до него и не скажет после.

Посланническая миссия Мухаммада . Итак, когда Мухаммаду исполнилось сорок лет, Аллах сделал его Посланником. Он был послан как милость для миров. Всевышний укрепил его пророчество множеством удивительных чудес (муджизатов) , среди которых Коран, рассечение луны, Вознесение на небеса (Ми‘радж) , приветствие камней и деревьев, восхваление Аллаха (тасбих) камешками в его ладони, исцеление выколотого глаза одного из сподвижников и т. д.

Первые мусульмане . Первым человеком, последовавшим за Пророком Мухаммадом, была высокочтимая и любимая жена Пророка Хадиджа, а из мужчин – Абу Бакр, из детей – десятилетний Али Ибн Абу Талиб, из освобожденных рабов – Зайд бин Харис, из рабов – Билял. После них мусульманами стали Усман, Са‘ад, Са‘ид, Тальха, Абдуррахман бин ‘Авф и другие.

Вначале Пророк призывал к вере скрыто, так как не было веления Всевышнего призывать открыто. Все, кто принял веру, периодически собирались в доме человека по имени аль-Аркам и обсуждали вопросы, связанные с религией. Затем, когда было велено призывать открыто, Пророк начал призывать всех мекканцев к Единобожию. Тогда многобожники стали враждовать с мусульманами и выступать против них. Через 5 лет после получения Мухаммадом первых откровений его последователи, по велению Пророка и спасаясь от преследований язычников, отправились в Эфиопию, где был справедливый правитель. В это время Пророка защищал и поддерживал его дядя Абу Талиб, которого уважали курайшиты.

После смерти Абу Талиба в 10-м году после наделения Мухаммада посланнической миссией преследования со стороны курайшитов усилились. Тогда Пророк вместе с Зайдом бин Харисом отправился в Таиф призывать племя секиф в Ислам, надеясь на поддержку и понимание со стороны членов племени. Но они не только не приняли Пророка и Зайда, но и натравили на них детей и сумасшедших, которые закидали их камнями. Им пришлось бежать. Их ноги были в крови, у Зайда была окровавлена голова. Они укрылись на окраине города под виноградниками. Тогда появился ангел Джибриль и спросил Пророка, погубить ли людей Таифа, но Пророк не согласился, сказав, что из их числа могут выйти истинные мусульмане. Тогда ангел сказал: «Ты поистине такой милостивый и прощающий, как описал тебя Всевышний». Они вернулись в Мекку опечаленные.

В Мекку для совершения хаджа прибывали люди со всех уголков земли. Пророк воспользовался временем хаджа и стал призывать паломников к принятию Ислама. В это время к нему пришли несколько жителей Ясриба (ныне Медина), желающих принять Ислам. В последующие годы их количество возросло. Увидев, как унижают и притесняют мусульман в Мекке, они предложили Пророку и его последователям переселиться в Ясриб. Вначале Пророк отправил туда своих сподвижников, а после получения разрешения Аллаха отправился и сам.

Переселение мусульман в Эфиопию . По прошествии трех месяцев мусульмане, переселившиеся в Эфиопию, возвратились в Мекку. Их численность была небольшая, и им было тяжело жить на чужбине, ведь они вдобавок к этому были почитаемыми среди курайшитов людьми, вместе с ними были и их женщины. Поэтому они вернулись на родину.

Однако мусульмане вновь подверглись гонениям со стороны язычников. Тогда Пророк повелел переселиться в Эфиопию во второй раз. Среди переселенцев было примерно 83 мужчины и 18 (или 19) женщин. Возглавлял мусульман, которые переселились в Эфиопию во второй раз, Джа‘фар, сын Абу Талиба.

Таким образом, по велению Пророка сподвижники совершили переселение из Мекки в Эфиопию, чтобы получить там возможность поклоняться Всевышнему Аллаху. Мекканские неверные отправили своих послов к царю Эфиопии с просьбой отослать сподвижников Пророка обратно на родину.

Но царь Эфиопии ответил, что сначала он должен выслушать этих переселенцев. Он позвал их к себе и спросил их: «Что это за религия, которую вы исповедуете, оставив религию отцов и не вступив в нашу религию?». Из группы сподвижников выступил Джа‘фар бину Абу Талиб и сказал: «О царь, мы были из тех, кто погряз в невежестве, поклонялся идолам, ел мертвечину, совершал зло и непристойные поступки, разрывал отношения с родней, не чтил соседей; те, у кого есть сила, не щадили слабых и были готовы растерзать их словно хищный зверь. Так продолжалось до тех пор, пока Аллах не послал к нам Пророка, чтобы научить нас тому, что Аллах – един и поклоняться нужно лишь только одному Аллаху… Пророк призвал нас говорить только истину, укреплять родственные отношения, оставить зло и непристойное и совершать только благое. Мы последовали за ним и уверовали во все, что пришло к нему от Аллаха. И по этой причине нас начали притеснять и мучить, хотели насильно заставить отказаться от истинной религии и поклоняться идолам. Насилие и притеснения не прекращались, и, когда нам стало невыносимо, мы переселились к вам в надежде на то, что вы не допустите притеснения по отношению к нам».

Тогда выступили послы из Мекки и сказали, что эти сподвижники говорят недопустимые вещи про пророка Ису (Иисуса). И царь спросил сподвижников, что они могут сказать об Иисусе. Они прочитали аят из Корана и ответили, что Иисус (Иса) – это Божий раб и Его посланник, матерью которого является Марьям.

Тогда царь Эфиопии поднял с земли соломинку, говоря, что они не отошли от того, что говорил Иисус, даже на размер этой соломинки. Послов из Мекки он отправил домой ни с чем.

Ночное путешествие и Вознесение Пророка на небеса.

Всевышний Аллах особо возвеличил Пророка Мухаммада, одарив его ночным путешествием (Исраъ) и вознесением на небеса (Ми‘радж). Пророк душой и телом совершил ночное путешествие из Мекки в Иерусалим (Байт аль-Мукаддас) и оттуда вознесся в небесное царство. Одарить Своего самого любимого раба таким благом не трудно для Аллаха, Властелина и Создателя всего сущего. Это было в 27-ю ночь благословенного месяца раджаб, за полтора года до хиджры. В ту ночь к нему явились ангелы Джибриль, Микаиль и Исрафиль и повели его в священную мечеть Мекки и к источнику Зам-зам. Они искупали его водой Зам-зам, омыли его сердце в золотом тазу три раза и наполнили его мудростью и верой (иман). Потом его посадили на особое райское животное Бурак, которое преодолевает расстояния со скоростью света. На Бураке он добрался до Байт аль-Мукаддаса (Иерусалим) и там совершил в качестве имама перед всеми пророками два ракаата намаза. По пути туда ему было показано множество таинств и чудес. Все это ему показывал и объяснял Джибриль, который являлся путеводителем Пророка в этом путешествии. Потом ему принесли особою лестницу из драгоценных камней, и по ней он поднялся на небеса, где ему было показано все небесное царство и множество чудес, в том числе рай и ад с их обитателями. Затем состоялся разговор с Всевышним без посредника. Всевышний даровал ему самый ценный дар – пятикратный намаз, за совершение которого Аллах обещал великое вознаграждение.

Переселение в Медину (хиджра) . Пророк переселился в Медину, когда ему исполнилось 53 года. Сопровождал его в этом путешествии самый любимый и преданный друг Абу Бакр. За ними была погоня, но Аллах защитил их. За их поимку было обещано сто верблюдов, поэтому множество людей вышло искать их. В этой поездке проявилось множество чудес Пророка. По пути они укрылись в пещере Савр. Там им помогли два голубя и паук. Голуби у входа в пещеру свили свое гнездо, а паук закрыл вход паутиной. Увидев все это, курайшиты подумали, что в пещере никого нет. В этой пещере они провели трое суток, пищу им приносил сын Абу Бакра Абдуллах. Потом, в ночь на понедельник, они вышли верхом на верблюде Джад‘аъ. Вскоре их настиг один из преследователей по имени Суракат, но по знаку Пророка его вместе с конем земля поглотила до пояса. Потом Пророк по просьбе Сураката отпустил его с условием, что тот не расскажет об их местонахождении курайшитам. Он дал обещание и выполнил его. Позже он принял Ислам.

По пути в Медину им повстречалось и много иудеев. Но с помощью Всевышнего они избежали всех опасностей. В понедельник, 12-го числа месяца рабиуль-авваль, они прибыли в Медину, где все мусульмане ждали их с нетерпением и встретили с большой радостью, распевая приветственные стихи. Люди толпами начали принимать Ислам.

Формирование первой мусульманской общины . Переселение Посланника в Медину подразумевало возникновение первого дома Ислама, становление первого исламского государства, основателем и руководителем которого является Пророк Мухаммад. Первым делом он начал закладывать важнейшие основы, фундамент этого государства:

1) строительство мечети;

2) установление общего братства между всеми мусульманами, особенно между ансарами (помощниками) и мухаджирами (совершившими хиджру);

3) составление документа, устанавливающего порядок жизни и взаимоотношений мусульман между собой, их отношения с немусульманами в общем и с евреями – в частности.

После того, как Пророк переселился в Медину и обосновался там, он приступил к созданию крепкого исламского общества, образованного из мусульман ансаров и мухаджиров. Первый шаг к этому – строительство мечети, строительство важнейшего центра опоры в создании исламского общества. Ведь мечеть является источником духовного воздействия на общество.

Цель Ислама – объединение мусульман узами братства и любви. Таким образом, когда мусульмане ежедневно, по нескольку раз в день собираются в доме Аллаха, где они все равны, где стирается разница в достоинстве и почете, братство и любовь между ними достигают всей своей полноты.

Цель Ислама – обобщение духа равенства и справедливости между мусульманами при различных обстоятельствах и состояниях, которое не может достичь всей своей полноты без ежедневных встреч мусульман, без совместных богослужений, когда их сердца связаны друг с другом Всевышним Аллахом. Если бы они поклонялись Аллаху поодиночке, каждый у себя дома, то идея равенства и справедливости не преобладала бы над идеей диктаторства, высокомерия и внутреннего я.

Цель Ислама – объединение разобщённых мусульман законом Божьим, исламским шариатом. Но такое единство подвержено разобщению, развитию разногласий между индивидуумами по причине их различного понимания законов шариата до тех пор, пока повсеместно не будут возведены мечети, где мусульмане могли бы собираться и изучать законы шариата, придерживаться их с полным знанием и пониманием.

Для достижения всех вышеперечисленных целей в мусульманском обществе и в их новом государстве Пророк Мухаммад в первую очередь построил мечеть.

Вторая основа: братство между мусульманами . Между сподвижниками ансарами и мухаджирами Пророк установил истинное братство. Они могли наследовать имущество друг друга, т. к. Права исламского братства преобладали над правами кровного родства (позднее такое наследование было отменено). Пророк сделал братьями Жаъфара, сына Абу Талиба, и Маъада, сына Шабаля; Хамзата, сына Абуль-Муталлиба, и Зейда, сына Харисат; Абу Бакра и Харижата, сына Загьира; Умара, сына Хаттаба, и Атбана, сына Малика, и др. (да будет доволен ими Аллах!) Посланник Аллаха закрепил узами исламского братства всех сподвижников, и продолжалось оно до великого сражения «Бадра».

В создании исламского общества и исламского государства Посланник опирался на основу братства. Значение этой основы заключалось в следующем:

1) Только на основе взаимной любви и поддержки, братства и единства общины возможны подъём и обустройство государства. Также общество должно иметь одно вероубеждение. В противном случае, если в нем есть два человека со своими идеями и вероубеждениями, противоречащими друг другу, это лишь суеверие.

Поэтому Пророк установил в своём обществе основу братства с исламским вероубеждением и объединил вокруг него людей, в сердцах которых – поклонение Всевышнему Аллаху, богобоязненность и хорошие поступки.

2) Общество отличается от группы разрозненных людей тем, что основано на взаимопомощи между его членами во всех случаях жизни.

Фундаментом для строительства самого гуманного общества на земле Пророк Мухаммад взял истинное братство ансаров и мухаджиров, основанное на исламском вероучении.

Третья основа: составление документа для мусульман.

Этот документ – важнейшая основа конституционных ценностей нового государства. Арабский историк Ибну Хишам передает, что когда Пророк прибыл в Медину, то вокруг Ислама сразу же объединились все жители этого города из числа арабов. Не осталось ни одного дома, в котором бы не приняли Ислам, кроме некоторых из племени Авс. И тогда Пророк составил документ для мухаджиров и ансаров, призывающий к прекращению враждебных отношений с иудеями и заключению с ними договорённости о сохранении их имущества и терпимости к их религии, соблюдению определённых условий с обеих сторон.

В документе были указаны следующие важные пункты:

1) Мусульмане, независимо от того, кто они: курайшиты, мединцы, их последователи или те, кто принимал участие в газавате, – это единая умма. Все равны между собой.

2) Мусульмане должны помогать друг другу морально и материально. Не должны оставлять друг друга в тяжелом положении, обременёнными долгами или большой семьёй.

3) Богобоязненные верующие не должны оставлять без справедливого наказания никого, даже своих сыновей, если они совершили грех, за который положено наказание.

4) Защита Всевышнего едина. Он – покровитель всех, а верующие – покровители друг друга.

5) Верующему, который принял и подтвердил содержание этого документа, уверовал в Аллаха, и в Судный день не разрешается помогать тому, кто вводит в практику противоречия этим нормам, давать ему приют. Тому, кто помог и приютил, – проклятие Аллаха и гнев Его в Судный день. И не будут приняты никакие его деяния: ни фарз, ни сунна.

6) иудеи племени Бану Авс – мусульманская община. У иудеев есть своя религия, а у мусульман – своя. Если кто-нибудь будет притеснять другого или совершать греховное, то он погубит только себя и своих домочадцев.

7) иудеи должны содержать себя, мусульмане – себя. И должны помогать друг другу против тех, кто воюет с живущими согласно этому документу.

8) каждая ссора или конфликт между живущими согласно документу подвергается объяснениям Всевышнего Аллаха и Его Пророка.

9) каждый, кто находится в Медине или выходит за её пределы, является застрахованным, за исключением тех, кто грешит и угнетает других.

10) Поистине, Всевышний утвердил содержание этого документа. Он заботится о богобоязненных.

На современном языке этот документ можно назвать конституцией. Он охватывает все аспекты общественной жизни, внутренней и внешней политики. Это конституция, составленная по откровению Аллаха и зафиксированная сподвижниками. Она положена в основу отношений между мусульманами и иудеями. Это является фактом того, что с самого зарождения исламское государство основывалось на прочных конституционных и административных ценностях.

Вышесказанное опровергает идею некоторых личностей, которые желают скрыть от людей эту простую истину и оспаривают то, что Ислам объясняет только нормы отношений между рабом и богом, пытаясь тем самым сузить область действий Ислама в обществе. Этот документ указывает на следующие пункты законы:

1) в первом пункте говорится, что Ислам объединил всех в одну сплочённую общину и в этом единстве стёр все различия между людьми;

2) объясняется суть равноправия, справедливости и взаимопонимания, их ответственность друг перед другом. Законы шариата основаны именно на ответственности и взаимопонимании;

3) говорится о деликатности и важности вопроса равноправия между мусульманами;

4) указано, что при вынесении решений нельзя отходить от предписаний Всевышнего Аллаха и Его решений. В противном случае они обрекают себя на несчастия и мучения в обоих мирах.

Мусульманское общество во времена Пророка и его последователей опиралось на прочный фундамент и со временем стало самым сильным и благополучным во всём мире.

Прощальный хадж пророка . В течение двадцати трех лет Посланник Аллаха призывал народ к истинной религии. И плоды его деятельности созрели: Ислам распространился по всему Аравийскому полуострову. Будучи в лучезарной Медине, Посланник Аллаха обучил мусульман выполнению всех предписаний Всевышнего, таких как намаз, пост, закят, разъяснил им дозволенное (халал) и запретное (харам), желательное для совершения и полезное и т. д. Но как досконально совершать обряды хаджа, он еще не обучил мусульманскую общину. С целью обучить мусульман этому Пророк объявил всем, что он собирается совершить хадж, и все желающие выполнить это обязательство вместе с ним пусть выходят в путь.

И количество желающих совершить хадж с Посланником Аллаха превысило сто тысяч. Пророк сказал им: «изучайте обряды хаджа у меня». В день стояния в долине Арафа (священная гора около Мекки) избранник Аллаха обратился к мусульманам с общей проповедью. Он сказал собравшимся, что, возможно, после этого раза он больше не встретится с ними, сообщил им, что вредные и бесполезные обычаи эпохи невежества (джахилийи) отменяются, рассказал о необходимости почитания и соблюдения этических норм заповедной территории Мекки и Медины и почитания священных дней и месяцев. Рассказал о взаимных правах и обязанностях супругов, о запретности насилия, притеснения, о необходимости сохранения имущества и крови людей, постоянного пребывания в братстве друг с другом и уважительного отношения ко всем окружающим.

Потом, исполнив оставшиеся обряды хаджа, Посланник Аллаха вернулся в Медину.

Кончина пророка Мухаммада . Когда Пророку исполнилось 63 года по лунному календарю (в 632 году по Григорианскому календарю), он, полностью выполнив свою пророческую миссию, которую возложил на него Всевышний Аллах, передав людям все, что ему было велено Создателем, покинул этот бренный мир и перешел в мир вечный. Он завершил свою благословенную жизнь в Лучезарной Медине и похоронен там же, в комнате матери правоверных, любимой жены Пророка ‘Аиши, расположенной ныне внутри мечети Пророка. Мусульмане обязаны быть убежденными в том, что Пророк Мухаммад был самым благонравным, совершеннейшим во всех отношениях, самым почитаемым и благороднейшим и истинным рабом Всевышнего.

Вопросы и задания

1. Когда родился Пророк Мухаммад, его родители и детство?

2. Расскажите историю о том, как был поставлен на место Черный камень каабы.

3. Первое откровение Мухаммада.

4. Кто стал первым человеком, принявшим Ислам?

5. Переселение в Эфиопию.

6. Ночное путешествие и вознесение Пророка.

7. Что означает «хиджра»?

8. Основы «исламской конституции»?

9. Прощальный хадж и кончина Пророка.

План – конспект занятия по ОПК в 11 классе

Тема занятия: Ислам


Цель урока: Познакомить с культурно-историческими условиями возникновения ислама и жизнью пророка Мухаммеда.

Сформировать чувство уважения к духовным памятникам народов мира.

Развить интерес к изучению мировых религий
Тип занятия: Урок – путешествие.
Оборудование:

для учителя:

доска, мел, мультимедийная презентация, конспект; раздаточный материал;

для учащихся:

рабочая тетрадь.
План занятия.
1.Организационная часть.

2.Повторение изученного материала

3.Объяснение нового материала

4.Подведение итогов урока

5.Задание на дом

Ход занятия

2. Какие мировые религии известны вам, ребята?.. \христианство, буддизм, ислам \

Назовите регионы земного шара, где распространен буддизм \Центральная, Южная, Юго-Восточная Азия, Восточная Азия \.

Основная форма буддийской архитектуры?\ ступа \

Что такое Дхаммапада? \приписываемые Будде изречения, содержащие основные морально-этические принципы раннего буддизма\.

3. В Хиджазе - западной части Аравийского полуострова в VII веке шел процесс объединения племен для противодействия агрессивным намерениям соседних стран: Ирана и Византии. Часто для объединения использовался религиозный мотив. Процесс был длительным, храмы и боги наиболее сильных родов стали занимать главное положение в обществе.

В Мекке – торговом и культурном центре Хиджаза – древний храм Кааба \ игральная кость, куб – по форме/ стал важнейшим религиозным центром Западной Аравии. В Мекке древние арабы устраивали ярмарки, на которые съезжались многие племена. Время ярмарок. Длившихся четыре месяца в году, объявлялось священным. Господствовавшее в Мекке племя курейшитов добилось от обитавших поблизости арабских племен участия в ярмарках и паломничествах к заповедным местам в окрестностях Мекки. Ключи от Каабы и руководство к богослужениям удерживались в руках курейшитов; потомки рода сохраняют это право до настоящего времени.

По легенде Исмаил –сын Ибрахима- положил основание Каабы, воздвиг ее. Затем поселился в Мекке и «многочисленное потомство» его изгнало из Мекки племя амаликитов. Но борьба потомков за жизненное пространство заставила рассыпаться по стране род Ибрахима: «никто не покидал Мекки, не взяв с собой камня из Святилища. И где бы они не селились, этот камень ставили и обходили вокруг него. Так культ Каабы был почитанием камней по всей Аравии.

Легенда о черном камне сообщает об окаменевшем ангеле, спущенном из рая, который в день страшного суда оживет и предстанет в роли заступника за целовавших его верующих.

Черный камень - куски базальта- вмурованы в восточную стену Каабы, скреплены серебряным обручем на высоте полутора метров. Во внутреннем дворе Большой мекканской мечети находятся «счастливый камень» и камень «стояние Ибрахима».

Среди множества племенных богов в VII веке на первое место выдвинулся бог Аллах \от арабского «илах» - божество\ - древний бог племени курейшитов.

Среди арабов, живших в Мекке, были последователи идей раннего монотеизма. Это движение получило название: движение ханифов \ искателей истины \. Среди искателей были лица, выдавшие себя за пророков – наби. По их словам, истина, которую они возвещали, внушалась им верховным божеством. В Мекке таким пророком был курейшит Мухаммед. Он рано осиротел, нанялся пастухом, затем стал приказчиком, сопровождая торговые караваны; позднее, женившись в 24 года на богатой вдове Хадидже, Мухаммед вел ее торговые дела.

Проповедническую деятельность начал около 610 года, когда ему было около 40 лет. Проповедь Мухаммеда не получила поддержки в Мекке, где главенствовала родоплеменная жреческая верхушка. После кончины жены и главы его рода, хорошо относящегося к новоявленному пророку-племяннику, род возглавил непримиримый к его деятельности дядя.

В поисках поддержки Мухаммед обращается к роду матери, живущему в городе Йасриб \ позже Медина \. Город населяли различные арабские племена, племена иудеев. Туда Мухаммед переселяет своих последователей, а вслед за ними и сам совершил хиджру – переселение в этот город. Здесь он встречае свою любимую жену десятилетнюю Аишу- дочь богатого купца.

Изгнание Мухаммеда и его последователей из Мекки повлекло усиление борьбы между городами. Община мухаджиров вместе с Мухаммедом устраивают хлебную блокаду Мекки, нападают на караваны мекканцев даже в запретные \ харам \ месяцы, безопасные традиционно для арабов.

Новая вера обретает формы и название: ислам \ покорность, предание себя единому богу \. Принявшие покорность стали именоваться преданными – «муслимами», мусульманами \ ханифами \.

Помимо вопросов веры Мухаммеду приходилось обращаться к судопроизводству и праву, торговле, финансов, семьи, брака, что нашло отражение в Коране.

В медине определяется, в какую сторону должно обращать лицо молящегося, то есть кыблой мусульман становится Мекка, Кааба.

Сложились ежегодные посты \ саум, ураза, орудж \. в месяц рамадан, в который Аллах впервые ниспослал «откровение» \часть Корана\ Мухаммеду, отмечать праздник жертвоприношения \ курбан- байрам \, совершать паломничество – хадж в месяц зу-ль-хиджжа, праздновать ежегодный праздник»вознесения» \мирадж, раджаб-байрам \ в месяц раджаб, в 27-ю ночь которого пророк совершил мгновенное путешествие из Мекки в Иерусалим и оттуда на седьмое небо, к престолу Аллаха.

Соединение старых традиций с учением Мухаммеда подготовило почву для капитуляции Мекки, которая произошла в 630 году. Через два года Мухаммед с мухаджирами Медины совершили паломничество в Мекку. В том же 632 году Мухаммед умер.

Вначале, ребята, хочу предложить небольшую презентацию.

…И вспомни в писании Марйам.

Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила перед ними себе завесу.

Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека.

…Я только посланник Господа твоего, чтобы даровать тебе мальчика чистого…

«Как может быть у меня

мальчик? Меня не касался человек и не была я распутницей.»

Он сказал: «Так сказал твой Господь: Это для меня легко. И сделаем Мы его Она пришла с ним к своему народу, неся его.

Это Иса, сын Марйам, по слову истины, в котором они сомневаются.

знамением для людей и Нашим милосердием. Дело это решено».

И понесла она его и удалилась в далекое место.

Как вы думаете, ребята, текст какого источника прозвучал, в сопровождении презентации? \ответы детей \.

В продолжение разговора об исламе мы обратимся к источнику этого учения.


Мединская община объединилась с влиятельными кругами мекканцев, потерявших поддержку убитого иранского шаха Хосрова II, сформировав со временем арабское теократическое государство – Халифат. Халифы представляли высшую духовную власть- имамат, светскую, политическую и военную- эмират. Уже при их правлении в Медине стал собираться и составляться Коран. Для установления порядка на завоеванных территориях Халифата и удержания арабов в официальной идеологии ислама, стали разрабатываться нормы мусульманского права, создаваться богослужебные руководства, закладываться основы литературы, священных книг. Халиф Абу Бекр в 634 году поручил мединцу Зейду ибн Сабиту, бывшему писцом в последние годы жизни Мухаммеда собрать высказывания Мухаммеда, рассказы его современников. Зейд, под руководством Омара, собрал отовсюду отрывки Корана, записанные на пергаменте, на костях, на пальмовых листьях, на камешках, или хранимые памятью. Сборник был отдан на сбережение Хефсе, вдове пророка. Он носил название «эс-сохоф» и предназначался для частного употребления Абу-Бекра и Омара. Остальные мусульмане продолжали читать Коран по своим отрывкам как хотели, и понемногу отдельные редакции стали различаться между собой, особенно в правописании и языке. Написаный куфическим письмом, не имеющим диактрических знаков, позволяющих разделять арабские буквы в письме, текст мог быть прочитан с разным смысловым значением. Первоначально не были озаглавлены суры.

Появление разрозненных источников «откровений Аллаха», содержащих разночтения, заставило халифа Османа в 644 году дать поручение Зейду ибн Сабиту подготовить единый текст Корана. Новая редакция была переписана в четырех экземплярах и разослана в важнейшие центры Халифата, она стала канонической. Один экземпляр был оставлен в Медине, другие отправлены в Куфу, Басру и Дамаск. Остальные записи Корана приказано было отбирать у их владетелей и сжигать, чтобы разом покончить со всеми спорами (а листы самого Зейда были сожжены)

По вероучению ислама, Коран – книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог Аллах; она его «слово». Коран \по-арабски «аль- Куръан» от глагола читать вслух речитативом \ - текст на арабском языке. Сегодня существуют несколько «школ» чтения Корана, появившихся в X веке.

Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги, суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айет», т. е. чудо.

По жанру это сборник высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм.

По предписанию мусульманин обязан ежедневно пятикратно молиться \намаз \, что не нашло отражения в Коране, а появилось под воздействием культов Ирана.

Тесная связь просматривается в Коране с христианством. Большая часть книги посвящена пророкам, имена которых соответствуют библейским персонажам. В их числе: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Лут (Лот), Исхак (Исаак), Исмаил (Измаил), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Мусса (Моисей), Харун (Аарон), Айюб (Иов), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Илйас (Илия), Иса ибн Марйам (Иисус Христос, сын Марии).

Предлагаю ученикам прочесть некоторые айяты из сур Корана.

Христиане и иудеи признаются «людьми писания», Коран принимает на себя миссию исправления искажений пророчеств в их учениях. А единство сказаниях обусловлено единой семитской группой арабов и евреев.

Упоминаются в Коране ждинны - духи, демоны, созданные Аллахом. Легенда о падшем ангеле Иблисе, отвращающем мусульман от веры, породила обряд «побиение шайтана камнями».

Существо Даджжаль по писанию, прикованный цепями на необитаемом острове, установит свое господство на земле перед концом мира, чье царство разрушит пришествие Иса ибн Марйам.

В иерархии приближенных к Аллаху имеются ангелы, через которых осуществляется связь седьмого неба с преисподней и пророками. Это Джибриль Гавриил \, Михаиль, Исрафиль, Израиль.

Имен у Аллаха- 99, сотым непроявленным он творит чудеса.

Сотворение Аллахом Вселенной длилось шесть дней: « И сотворили мы небеса, и землю, и то, что между ними, в шесть дней, и не коснулась нас усталость». В одном из хадисов приведены такие сведения о «мироздании»: «Земля \держится\ на роге быка, а бык на рыбе, а рыба на воде, а вода на воздухе, а воздух на влажности, а на влажности обрывается знание знающих.

В Коране говорится: «Аллах сотворил всякое животное из воды. Из них есть такие, что ходят на животе, и есть из них такие, что ходят на двух ногах…»

Первым человеком стал Адам: « из глины его творец вылепил, потом выровнял его и вдул в него от своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце».Адаму была дана роль «наместника» Аллаха на земле, ему была дана тайна имен ангелов, один из которых не стал кланяться человеку и стал падшим.

Среди имен пророков упоминается в Коране историческое лицо. Но без имени, а по прозвищу: Зу-ль-Карнайна – Александр Македонский

Коран регламентирует брачные отношения, оговаривает имущественное положение женщины. От имени Аллаха сказано: «Мы ниспослали его, как арабский судебник», что способствовало разработке в дальнейшем шариатской законодательной системы.

В странах, где ислам – государственная религия, на Коране присягают и дают клятвы.

Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран на переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку, в России по указу Петра I напечатан первый русский перевод Корана Постникова с французского в 1716 году «Алкоран о Магомете или закон турецкий». При Екатерине II был издан арабский текст Корана. Первый перевод с арабского на русский язык сделал востоковед Саблуков в 1878 году.

Позднейшие мусульманские предания:

Хадис- высказывания и поступки Мухаммеда \ 9 в \

Сунна – святое предание \ 9 в \ вышло из хадиса

Хабар- предание, перекликается с хадисами

Тафсир – толкования Корана.

4.Подведение итогов урока.

Мы познакомились с религиозной культурой народов Аравийского полуострова, с причинами зарождения нового учения в этом регионе, с его проповедником. Учение нашло последователей и заняло место в ряду мировых религий. Изучение религий народов различных регионов земли – это прежде всего знакомство с культурой этих народов, позволяющей лучше понять каждый народ планеты.
5. Задание на дом: Подготовить сообщение по преданиям мусульман.
Литература:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, М., 2006

Л.И.Климович Книга о Коране М., 1988

Аллах особо указывает нам в Коране, что пророк Иса (мир ему), с самого мига зачатия и рождения и вплоть до предстоящей смерти во всех отношениях обладал удивительными, чудесными особенностями, отличавшими его от всех людей.

Прежде всего, пророк Иса (мир ему), был зачат и появился на свет, минуя закономерные этапы рождения любого человека, ибо был сотворен без отца. Всевышний Аллах еще до его рождения на свет сообщил через Своих ангелов его матери, праведной Марйам о многих чудесных особенностях ее будущего дитя и благую весть о том, что он ниспослан ей Аллахом, дабы стать Мессией для рода людского.

Одной из особенностей пророка Исы (м.е.) является то, что он - есть «слово от Аллаха». …Ведь Мессия, Иса, сын Марйам, - посланник Аллаха и Его слово [Свершись!], которое Он направил Марйам, дух от Него … (Сура «Ан Ниса"а», 4:171) И сказали ангелы: «О Марйам! Воистину, Аллах радует тебя благой вестью о Слове от Него. Имя его - Мессия "Иса, сын Марйам. Он [будет] почитаем, [избран и славен] в этом и будущем мире и из тех, кто приближен [к Аллаху]». (Сура «Аль"Имран»,3:45) Выражение «слово от Аллаха» употреблено в Коране лишь в отношении пророка Исы (м.е.).

Аллах сообщил праведной Марйам имя будущего дитя еще до того, как он появился на свет. Все люди на земле получают свое имя от родителей, тогда как положение пророка Исы было иным: Аллах нарек его Словом от Себя, даровав ему имя «Иса Мессия». Это одно из ясных знамений того, что пророк Иса (м.е.) был рожден твореньем, отличным от иных людей. Многие чудесные явления из жизни пророка, как-то удивительные деяния или вознесение при жизни к Аллаху, так же как и его рождение, свидетельствуют об этом отличии. Как известно, рождение ребенка - процесс сложный и требующий очень хорошего ухода за роженицей. Женщине, которой предстоят роды, очень сложно одной справиться с ними, без помощи опытного помощника или медицинского вмешательства.

Однако праведная Марйам, не имевшая ни малейшего опыта в этом деле, уповая на Милость Всевышнего и Его Волю, одна справилась с этим нелегким процессом. Она подошла к стволу пальмы, не в силах терпеть родовые схватки, и воскликнула: «Как бы я хотела умереть до этого и быть навсегда забытой!» Тогда ["Иса] воззвал из лона: «Не печалься, твой Господь сотворил возле тебя ручей. Так потряси ствол пальмы - на тебя посыплются свежие финики. Теперь ешь, пей и возрадуй взор свой. Если же увидишь какого-нибудь человека, то скажи: „Воистину, я дала Милостивому обет поста и не стану сегодня говорить ни с кем“». (Сура «Марйам», 19:23-26)

Аллах помогал ей Своими откровениями, когда родовые схватки усиливались. Господь направлял ее, подсказывая то, что необходимо было делать, и обеспечил все, чтобы роды прошли самым легким путем и в лучших условиях. Это великое благо, дарованное Всевышним Аллахом праведной Марйам: Когда праведная Марйам вернулась в родительский дом вместе с ребенком, младенцем пророком Исой (м.е.), люди не позволил ей хоть как-либо объяснить произошедшее с ней. Народ измыслил ужасающую клевету на Марйам и, строя свои предположения и подозрения, обвинили праведную женщину в совершении недостойного и постыдного деяни

В Евангелии сказано, что Пророк Иса (Иисус) родился в Вифлееме, так что этот город счтается священным для всех христиан. [Марйам] пришла к своим родным, неся [новорожденного]. Они сказали: «О Марйам! Ты совершила беспримерную оплошность. О, сестра Харуна! Твой отец не был дурным человеком, да и мать твоя не была женщиной распутной…». (Сура «Марйам», 19:27-28)

Тогда как многие из обвинявших знали ее со дня рождения, знали также, сколь преданной Аллаху была она и ее семья, сколь богобоязненным была семейство Имрана. Однако эти жестокие, несправедливые обвинения в адрес праведной Марйам были испытанием от Аллаха. Было совершенно очевидно, что женщина, в высшей степени преданная Аллаху и хранящая свою непорочность, никогда не совершила бы того, в чем ее обвиняли. Обвинения и косые взгляды людей были для нее особым испытанием, сотворенным Аллахом. Всевышний Аллах с первой минуты ее рождения всегда помогал ей во всем, в каждом деле сотворял самый праведный итог.

Праведная Марйам знала, что все в этом мире находится в Воле Аллаха и только Он избавит ее от всех необоснованных обвинений и явит всем ее праведность. К примеру, даже в этой ситуации Всевышний дал праведной Марйам облегчение, Он внушил ей соблюдать «обет молчания». Когда к ней приходили люди из ее народа, чтобы разговаривать с ней, она должна была хранить молчание, а если к ней приближались те, которые хотели оскорбить или обвинить ее, она должна была молча указать на младенца Ису (м.е.). Таким образом, Аллах облегчал ее положение, избавляя ее от всех огорчений словами людей и удерживал ее от разговоров. Однако самые верные ответы на вопросы людей стал давать сам младенец Иса.

Когда Аллах даровал Марйам благую весть о предстоящем рождении Исы (м.е.), Он также сообщил ей, что пророк Иса будет разговаривать еще в колыбели, будучи младенцем:) Он будет разговаривать с людьми [еще] в колыбели, и уже зрелым. Он будет из числа праведников. (Сура «Аль "Имран», 3:46) Таким образом, Всевышний Аллах и здесь даровал Марйам облегчение, ибо новорожденный младенец чудесным образом стал разговаривать и разъяснил людям положение своей матери, праведной Марйам, так что все «радетели» морали были вынуждены прекратить оскорбления в адрес Марйам.

Это событие описывается в Коране так: Она показала на младенца, и они спросили: «Как мы можем разговаривать с дитем в колыбели?» ["Иса] сказал: «Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и послал пророком. И где бы я ни был, Он сделал меня благословенным [для людей], завещал мне в обязанность молитву и закят, пока я буду жив; сделал меня почтительным к матери моей, и Он не создал меня не внемлющим [Господу своему], лишенным [Его] благословения. И будет мир надо мной и в день, когда я родился, и в день, когда я умру, и в день, когда буду воскрешен». (Сура «Марйам», 19:29-33)

Несомненно, способность здравого разговора у младенца, находящегося еще в колыбели, является чудесным событием. Но более всего было удивительным то, что младенец Иса (м.е.), только появившись на свет, знал то, что не мог знать ни один ребенок. Это чудесное событие заставило сынов Израилевых признать, что они столкнулись с невероятным явлением. Все эти чудесные события указывали, что младенец, находящийся в колыбели, является посланником Аллаха. Всевышний Аллах даровал праведной Марйам, которая каждый миг своей жизни уповала на Милость и Волю Аллаха, облегчение во всех мирских испытаниях. Аллах, устами младенца дал твердый ответ на клевету, которую затеял против нее народ, явил невиданное чудо, повергшее всех в изумление и трепет.

Аллах сообщил, что те из людей, которые не перестанут свои обвинения и оскорбления в адрес праведной Марйам, отказавшись принять Божественные чудесные знамения, встретят великую кару Аллаха (Сура «Ниса», 156-157).

(Иисуса) имеет очень высокий статус среди пророков в Коране. В отличие от других пророков, которые по воле Аллаха совершили чудо, Иса сам был чудом, так как родился от беспорочного зачатия. Всевышний его и его мать Марьям описывает в Коране:

«Мы вдохнули в нее посредством Нашего духа (Джибрила) и сделали ее и ее сына (Ису) знамением для миров» (21:91).

При этом в Коране описывается, что Исе были дарованы знамения, как и другим пророкам: «Мы даровали Исе (Иисусу), сыну Марьям (Марии), ясные знамения» (2:87).

  • Трапеза с неба

В пятой главе Корана, названной в честь чуда Исы, сказано, как его последователи попросили его попросить Всевышнего ниспослать стол с угощениями.

Вот сказали апостолы: «О Иса (Иисус), сын Марьям (Марии)! Может ли твой Господь ниспослать нам трапезу с неба?» Он сказал: «Бойтесь Аллаха, если вы являетесь верующими». Они сказали: «Мы хотим отведать ее, чтобы наши сердца успокоились, чтобы мы узнали, что ты сказал нам правду, и чтобы мы были свидетелями о ней». Иса (Иисус), сын Марьям (Марии), сказал: «О Аллах, Господь наш! Ниспошли нам трапезу с неба, которая была бы праздником для всех нас, от первого до последнего, и знамением от Тебя. Надели нас уделом, ведь Ты - Наилучший из дарующих удел» (5:112-14).

Люди попросили о трапезе, которая была бы праздником для них, также ее называют евхаристия, Тайная Вечеря, Вечеря Господня. Синоптические Евангелия повествуют о том, что в первый день опресноков Иисус отправил двух учеников, Петра и Иоанна, в город, то есть в Иерусалим, приготовить пасху (пасхальную трапезу), и они приготовили. Вечером Иисус возлег с двенадцатью учениками на трапезу, во время которой Он предсказал предательство одного из них. На Тайной Вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия, что в переводе с греческого означает «благодарение».

  • Говорящий младенец

Одним из чудес, описанных в Коране, но не описанных в Библии, является то, что Иса, в заговорил еще в колыбели, чтобы защитить свою маму Марьям от людей, которые обвинили ее в бесчестии.

Люди набросились на нее с самыми тяжкими обвинениями. В ответ на это Марьям лишь молча указала на младенца. И тогда заговорил младенец Иса.

«Он будет разговаривать с людьми в колыбели и взрослым и станет одним из праведников» (3:46).
Иса сказал людям:

«Воистину, я - раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал мне совершать намаз и раздавать закят, пока я буду жив. Он сделал меня почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в тот день, когда я буду воскрешен к жизни» (19:30-3).

  • Ожившая птица

В Коране сказано о чуде, дарованном только Исе, которое схоже с тем, как сам Всевышний создал Адама. В Коране Иса говорит:

«Я принес вам знамение от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с позволения Аллаха» (3:49).

Исцеление слепого и прокаженного

Так же, как и в Новом Завете, в Коране сказано об исцеление Исой слепого и больного.

«Я исцелю слепого (или лишенного зрения от рождения; или обладающего слабым зрением) и прокаженного» (3:49).

  • Оживление мертвого

«И оживлю мертвых с позволения Аллаха» (3:49).

Так же, как и сотворение птицы Исой, это чудо не соответствует законам природы. Благодаря этому чуду иудеи поверили в пророчество Исы. Это чудо является одним из самых невероятных.

  • Знание запасов

Исе было даровано чудо знания того, что ели люди и что у них припасено на будущее.

«Я поведаю вам о том, что вы едите и что припасаете в своих домах. Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).

  • Открытие истины

Подобно другим пророкам, Иса был дарован чудесами, чтобы убедить неверующих в своей праведности, а не демонстрации его возможностей. В Коране сказано:

«Воистину, в этом есть знамение для вас, если только вы являетесь верующими» (3:49).

Все эти чудеса были сотворены только по воле Аллаха, без желания которого они бы никогда не состоялись. В Коране сказано:
«...с позволения Аллаха» (3:49).

«А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, окажутся обитателями Ада» (5:10).