Занятие уж небо осеню дышало. Конспект совместной деятельности с детьми средней группы тема: « заучивание стихотворения а.с.пушкина «уж небо осенью дышало…» при помощи мнемотехники» Уж небо осенью дышало

Если вы хотите с детских лет привить вашему ребенку любовь к поэзии, мелодичности и ритму родного языка, расширить его кругозор и развить память и умение чувствовать тонко форму художественного произведения, то без такой полезной хитрости как мнемотаблица к стихотворению осень вам не обойтись.

Напомним, что мнемотехника — это особая техника которая поможет вам самостоятельно занимаясь с ребенком, помочь ему развить речь и память, научить эффективно использовать зрительную информацию и преобразовывать ее в образы и слова.

Мнемотаблица к стихотворению осень — представляет собой схему, состоящую из картинок, в которых заложена информация. Опираясь на зрительные образы, подобранные под строчки стихотворения, ваш ребенок быстрее и эффективнее запоминает строчки стихотворения и может в любой момент вспомнить их, опираясь на картинки схемы.

Создать собственную мнемотаблицу к стихотворению осень можно и самим, следуя нескольким простым правилам:

  • Для этого нужно выбрать стихотворение, которое вы хотите разучить с вашим ребенком.
  • Стихотворение нужно разбить на блоки (обычно это две или четыре строки) и на каждый из блоков подбираем или рисуем картинку, имеющую прямые ассоциации со смыслом строк.
  • Активно привлекайте ребенка к созданию ассоциаций к блокам — так ему будет проще и легче запоминать сюжет и слова к нему.
  • После того, как таблица изображений -символов нарисована, попросите ребенка воспроизвести по памяти строчки стихотворения, опираясь на картинки.
  • В конце концов, ваш ребенок должен быть способен рассказать заученное стихотворения без помощи картинок, опираясь только на запомненные им зрительные образы.

Цель : Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы .

Задачи :

Образовательные :

1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени .

2. Учить детей называть приметы осени , описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.

3.Разучить отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»

Развивающие :

1. Развивать мышление , память, связную речь, воображение и творчество.

2. Развивать разнонаправленные , слитные, плавные движения руки.

Воспитательные :

1. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – «Слободо-Туринский детский сад «Солнечный»

Конспект занятия по художественной литературе

в старшей группе.

Тема: Разучивание стихотворения

А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» .

Воспитатель:

Рямова Надежда Николаевна

2016г.

Цель : Учить детей видеть, чувствовать и понимать красоту осенней природы .

Задачи :

Образовательные :

1. Закреплять представления детей о характерных признаках осени .

2. Учить детей называть приметы осени, описывать изменения в природе, используя образные слова и выражения.

3.Разучить отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осенью дышало…»

Развивающие :

1. Развивать мышление, память, связную речь, воображение и творчество.

2. Развивать разнонаправленные, слитные, плавные движения руки.

Воспитательные :

1. Воспитывать положительное отношение к природе и желание заботиться о ней.

Материалы и оборудование : «Сундучок с осенними листочками », кукла-осень, мнемотаблицы, иллюстрации осенних месяцев.

Ход занятия

Воспитатель :

Ребята сегодня мы с вами будем говорить об удивительном времени года, а о каком вы узнаете,отгадав загадку :

Что за волшебница краски взяла?

Листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны,

Что за волшебница, скажите вы?

Дети : (осень )

Воспитатель :

Правильно, сегодня к нам пришла сама осень. (кукла - осень)

Воспитатель : - Какая бывает осень ? (золотая, разноцветная, скучна, хмурая, дождливая, пасмурная)

Осень предлагает сыграть в игру «Доскажи словечко».

1. На смену лету пришла (осень).

2. Люди осенью одеты (тепло).

3. Моросит мелкий… (дождь).

4. По небу гуляют серые (тучи).

5. Часто дует холодный… (ветер).

6. Листья на деревьях стали… (желтые, красные, багряные, золотые, разноцветные).

7. С деревьев падают… (листья).

8. Птицы улетают… (в теплые края).

9. Зайчик меняет серую шубку на … (белую).

10. Солнце греет слишком… (мало).

11. Школьники идут с портфелями…(в школу)

Воспитатель :

Ребята, Осень хочет поиграть еще в одну игру.

Игра «Да и нет» , если ваш ответ означает «да» , то вы хлопаете в ладоши, а если «нет» , то топаете ножками.

Осенью цветут цветы? -нет

Осенью растут грибы?- да

Туманы осенью плывут? - да

Ну, а птицы гнёзда вьют?- нет

А букашки прилетают?- нет

Урожай все собирают?- да

Птичьи стаи улетают?- да

Солнце светит очень жарко? -нет

Можно детям загорать?- нет

Куртки, шапки надевать? - да

Часто, часто льют дожди?- да

С деревьев листья опадают? - да

Молодцы! Отвечали от души!

Осень умеет творить чудеса Раз, два, три… как листочки лети.

Физминутка. «Листики»

Дети садятся за столы.

Воспитатель :

А какие вы знаете осенние месяца ?

Дети : (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Воспитатель :

А знаете, как осенние месяца назывались в старину ? Кто знает?

Никто? Тогда слушайте.

1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время поспевают ягоды рябины) .

А сейчас послушайте стихотворение Алексея Николаевича Плещеева «Осень наступила» – читает ребёнок.

Воспитатель :

Многие поэты писали об осени, а сегодня мы послушаем, как Пушкин описывает осень в своём произведении:

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Сегодня мы постараемся запомнить это стихотворение Пушкина.

Помогут нам запомнить стихотворение рисунки.

«Уж небо осенью дышало…» показ рисунка

Небо какое осенью? (Хмурое, серое, низкое)

«Уж реже солнышко блистало…» показ рисунка

Почему? - Потому что его часто закрывают тучи.

«Короче становился день…» показ рисунка

Ночь становится длиннее, а день короче.

«Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…» показ рисунка

Как это понять? Листья с деревьев в лесу осыпаются, т.е. в лесу листопад.

«Ложился на поля туман…»

Туман это явление, когда холодный воздух опускается на тёплые поверхности земли или воды.

«Гусей крикливых караван тянулся к югу…» показ рисунка

Мы знаем, что осенью птицы… (что?) улетают… (куда?) на юг.

«Приближалась довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора…»

Какой сейчас месяц? (ноябрь – последний месяц осени.)

Давайте попробуем вместе рассказать стихотворение по рисункам (читаем)

Дети читают стихотворение по цепочке.

Заключительная часть.

Осень благодарит детей. Спасибо, ребята, мне очень понравилось, как много вы знаете об осени. Дарит листочки.


Ирина Борисова
Конспект НОД «Заучивание наизусть стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» с использованием мнемокартинок»

Целевые ориентиры:

Продолжать знакомить с творчеством А. С. Пушкина, в частности со стихотворением «Уж небо осенью дышало»;

Продолжать совершенствовать умение воспитанников рассказывать наизусть стихотворения с использованием мнемотехники.

Совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать умение грамматически правильно строить своё высказывание.

Закрепить знания воспитанников об осенних признаках;

Воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта,

интерес к художественному слову.

Предварительная работа: чтение произведений А. С. Пушкина, чтение стихотворений А. А. Фета, И. А. Бунина «Листопад»; наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе.

Оборудование : листочки - картинки с осенними явлениями, текст стихотворения, портрет А. С. Пушкина, доска, музыкальный центр, песня «Осень постучалась к нам золотым дождем»,

Ход нод :

(Дети с воспитателем под музыку песни «Осень постучалась к нам золотым дождем» стоят у окна, наблюдают за природой и погодой .)

Воспитатель : - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Осень.) Давайте скажем, какая бывает осень? (Дети поочереди называют: осень бывает золотая, холодная, пасмурная, дождливая, волшебная, красивая, ранняя, поздняя, разноцветная и т. д.) Молодцы! Садитесь на стульчики.

Ребята, посмотрите, осень и у нас в группе побывала, какой ковер из разноцветных листьев оставила. Какие они яркие, надо их собрать. Берите себе по одному листочку (дети поднимают листья, а с другой стороны на них картинки, изображающие осенние признаки) Посмотрите, осень, наверное, хотела, чтобы вы рассказали о ней, составьте по своей картинке предложение.

(Детям дается немного времени, чтобы составить предложение, затем дети по очереди проговаривают их)

– Что сейчас делал каждый из вас? (Составлял предложение по картинке)

Что мы с вами сейчас составили из предложений? (Рассказ об осени.)

Что можно написать еще об осени, кроме рассказа? (Сказку, песню, стихотворение, картину.)

Кто пишет сказки и рассказы? (писатель)

Картины? (художник)

Песни? (композитор)

А стихи? (поэт)

(Выставляется портрет А. С. Пушкина )

Воспитатель : - Подскажите, ребята, кто из поэтов изображен на портрете?

Верно А. С. Пушкин, один из величайших русских поэтов, который написал много чудесных стихотворений, в том числе и о временах года. А сейчас давайте отдохнем. (Дети встают вкруг)

Физминутка:

Ветер гуляет осенним леском, (идут шагом)

Листья срывает: листок за листком, (имитация срывания и бросания листьев)

Он в ручеек эти листья бросает,

Их ручеек словно письма читает. (ритмичное похлопывание в ладоши)

Листья летят все быстрей и быстрей, (бег с ускорением)

И ручеек все грустней и грустней. (бег с замедлением)

Вот он забрался под старый пенек, (останавливаются)

Тихо вздохнул - и свернулся в клубок. (приседают) (после физминутки садятся на стульчики)

Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочту вам стихотворение. А вы обратите внимание, какое время года и настроение описывает поэт. Еще вы услышите несколько новых для вас слов «сень», «обнажилась», «караван»

Воспитатель читает и обсуждает прочитанное стихотворение с детьми:

Какое настроение вы почувствовали в этом стихотворении?

Чем дышало небо в стихотворении?

Какие приметы осени вы в нем услышали?

Это приметы какой осени? Ранней или поздней?

Как А. С. Пушкин написал про таинственную сень?

Что значит таинственная? (содержит в себе тайну, загадку)

Как вы понимаете слово «сень»? (укрытие или покров) «Обнажалась»? (разделась, осталась без листвы) «Караван»? (группа людей или животных, идущих друг за другом)

Какой месяц стоял у двора, какой он по счету среди осенних месяцев? (Ноябрь – третий по счету месяц)

Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и подумайте, какие картинки подойдут к нашему стихотворению? (картинки расположены на доске в хаотичном порядке) Они помогут вам при заучивании этого стихотворения.

(После чтения дети расставляют картинки в смысловом порядке.)

Воспитатель: - А теперь давайте отдохнем.

(Дети под музыку выполняют физминутку «Осенние картинки» муз. и слова А. Яранова)

Осень, осень золотая ходит по тропинкам (Шаги на месте)

И рисует для ребят желтые картинки. (Волнообразные движения кистями рук поочереди)

Рисовала осень дождик, лужи на дорожках. (Руки вверх-вниз, круговые движения руками) (на проигрыш: руки на поясе, шаги вокруг себя)

Одеваем мы с утра теплые сапожки. (Имитация одевания сапожек)

А деревья нарядила в платья расписные. (Повороты туловища влево - вправо)

И летят, летят, летят листики цветные. (Руки вверх, покачивания вправо-влево)

Холоднее стали дни и длиннее ночи. (Обеими руками обнимают себя, одна рука вверху одна внизу)

Только дети все равно осень любят очень. (Прыжки на обеих ногах влево - вправо)

Воспитатель читает стихотворение еще раз с установкой на последующее рассказывание, во время чтения один ребенок у доски следит за текстом по картинкам, остальные на местах. Для чтения стихотворения вызываются 3-4 ребенка, остальные заслушиваются в свободной деятельности.

Рефлексия:

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Мне очень понравилось, как вы рассказывали стихотворение А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» А вам? Если у вас было хорошее настроение и вам все понравилось, то прикрепите к желтому листочку солнышко, а если было грустно и что-то не понравилось, то к синему листочку прикрепите тучку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи. Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Семицветик» городского округа город.

Конспект НОД во второй младшей группе «Заучивание стихотворения Н. Саксонской «Где мой пальчик?». Приоритетная образовательная область: речевое развитие Образовательные области в интеграции: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В. Берестов» Конспект ООД по чтению художественной литературы «Заучивание стихотворения «Октябрь» В. Берестов» (вторая младшая группа) Кокурина Ю. С. ,воспитатель.

Программное содержание Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Развивать память, интонационную выразительность речи.

(Для детей подготовительной к школе группы)

Цель: заучивание наизусть отрывка из поэмы А.С.Пушкина с использованием мнемотехники.

Развивающие - совершенствовать интонационную выразительность речи, интерес к творчеству великого русского поэта.

Образовательные – продолжать знакомить с творчеством А.С.Пушкина, закреплять знания об отличии стихотворных текстов от прозы, учить подбирать рифмы к заданным словам.

Воспитательные – интерес к художественному слову.

Интеграция областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Словарная работа: таинственная сень,обнажалась, караван.

Предшествующая работа: чтение произведений А.С.Пушкина, наблюдение за осенними изменениями в природе.

Оборудование: картинки с осенними явлениями, текст отрывка из поэмы, мольберт, музыкальный центр, песня «Золотая осень», осенние листья.

Методы и приемы:

Игровые (пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять», подвижная игра «Ветер гуляет…»),

Наглядные (сюжетные картинки),

Словесные (чтение, обсуждение),

Практические (рассказывание, подбор рифм).

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети с воспитателем под музыку песни «Золотая осень» заходят в группу, на полу разбросаны желтые листья.

Кто же у нас в группе нашалил и разбросал листья? (Осень.)

Какие они красивые, надо их собрать. Возьмите себе по одному листику. (дети поднимают листья, а с другой стороны на них картинки об осенних признаках) Посмотрите, осень, наверное, хотела, чтобы вы рассказали о ней, составьте по своей картинке предложение.

Детям дается немного времени, чтобы составить предложение, затем дети по очереди проговаривают их.

Что мы с вами сейчас составили? (Рассказ об осени.)

Что можно написать еще об осени, кроме рассказа? (Сказку, песню, стихотворение, картину.)

Кто пишет картины? Песни? А стихи?

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать стихотворение А.С.Пушкина, обязательно обратить внимание на его настроение.

А еще вы услышите новое слово «сень».

Читает и обсуждает прочитанное стихотворение с детьми:

Какое настроение вы почувствовали в этом стихотворении?

Чем дышало небо в стихотворении?

Какие приметы осени вы в нем услышали?

Как А.С. Пушкин написал про таинственную сень?

Как вы понимаете слово «сень»?

Какой месяц стоял у двора, какой он по счету среди осенних месяцев?

Сейчас я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы его внимательно послушайте и подумайте, какие картинки по которым вы составляли рассказ об осени подойдут к стихам? Эти картинки будут вам помогать при пересказе стихотворения.

После чтения картинки расставляются в смысловом порядке.

Подвижная игра

Речь с движением «Ветер гуляет…»

Ветер гуляет осенним леском, (идут шагом)

Листья срывает: листок за листком, (имитация срывания и бросания листьев)

Он в ручеек эти листья бросает,

Их ручеек словно письма читает. (ритмичное похлопывание в ладоши)

Листья летят все быстрей и быстрей, (бег с ускорением)

И ручеек все грустней и грустней. (бег с замедлением)

Вот он забрался под старый пенек, (останавливаются)

Тихо вздохнул - и свернулся в клубок. (приседают)

Воспитатель читает стихотворение еще раз с установкой на последующее рассказывание, во время чтения дети следят за текстом по картинкам. Для чтения стихотворения вызываются 5-6 детей.

Анализ непосредственно образовательной деятельности:

Что вам помогло быстро запомнить стихотворение? (картинки-подсказки).

- Чем отличается стихотворение от рассказа? (рифмой).

Представьте, что вам сказали написать стихотворение, какую бы рифму вы подобрали к словам - подушка, ручка, ложка, пирог (варианты: подушка-лягушка, ручка-тучка, ложка-дорожка, пирог-творог).

1108710-720090
КОНСПЕКТ
СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: « ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
А.С.ПУШКИНА «УЖ НЕБО
ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ».
МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 87
СОСТАВИЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ
КОКАЕВА
ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
.
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
ТЕМА: « ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С. ПУШКИНА «УЖ НЕБО ОСЕНЬЮ ДЫШАЛО…» ПРИ ПОМОЩИ МНЕМОТЕХНИКИ».
ЗАДАЧИ:
Образовательная: учить детей разучивать и запоминать стихотворение при помощи мнемотехники (показ иллюстраций).
Развивающая: развивать воображение, зрительную память, внимание, выразительность речи, используя иллюстрации, слушая музыку.
Воспитательная: воспитывать умение видеть прекрасное в природе в осеннее время года, ассоциировать осеннюю природу с музыкой Ф. Шопена «Осенний вальс».
Предварительная работа.
Беседы об осени и изменениях происходящих в природе. Праздник Осени. Показ иллюстраций, разучивание стихотворений, беседы о красоте и волшебстве осенней природы.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВОСП. Ребята, сегодня к нам в окошко залетел осенний листок! Это не простой листочек – он волшебный! Его прислала нам Королева Осень!
ВОСП. Ребята вы её помните?
Как же вы с ней познакомились?
Напомните мне, а как мы с вами готовились к празднику?
ДЕТИ: Учили стихи, пели песни, играли в игры.
ВОСП. Ребята, весёлый получился праздник? Праздник понравился вам?
Ребята, Королева Осень просит нас выучить ещё одно стихотворение об осени. Это стихотворение написал великий русский поэт А.С. Пушкин. Называется оно « Уж небо осенью дышало…».
Помогать нам, разучивать стихотворение будут картинки об осени. Давайте его послушаем.
Читая стихотворение, воспитатель по очереди открывает иллюстрации об осени подходящие по смыслу к строчке стихотворения.
«Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора».
Вопросы к детям:
-Ребята, как вы думаете это стихотворение грустное или весёлое?
-О чём говорится в стихотворении?
-Как вы думаете, что обозначает слово сень?
ВОСП. – Это тень ребята, тень от листьев и поэт подобрал такое интересное слово – СЕНЬ – ТЕНЬ.
Ребята, а сейчас мы с вами послушаем музыку и превратимся при помощи нашего волшебного листочка в осенние деревья в лесу (дети берут листочки, лежащие на полу, и под музыку выполняют движения по их желанию). Показывают, как качаются деревья, как падают листья, как летят и кружатся на ветру.
ВОСП. Молодцы ребята, как красиво вы танцевали.
Ребята, давайте ещё раз послушаем стихотворение.
Ребята, кто из вас может рассказать стихотворение по картинкам?
Самира, Лиза, Софа.
-4229101022350Ребята, мы с вами каждый день приходим в нашу группу, и на нас смотрит великий русский поэт, его стихи живут века. Давайте расскажем это стихотворение А.С. Пушкин для Осени и для наших гостей, а наш волшебный листочек расскажет всё Королеве Осени и она снова придёт к нам с подарками.