Индивидуальное занятие по постановке звука ц. Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука “Цветы”. Развитие речевого внимания

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Ц» в словах.

Тема: «Автоматизация звука Ц в словах».

Цель: автоматизировать звук Ц в начале, середине, конце слов.

развивать фонематическое восприятие;

развивать артикуляционную моторику и мелкую моторику;

закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;

закреплять умение образовывать множественное число имен существительных;

развивать внимание, память.

Оборудование:

предметные картинки, в названиях которых есть звук Ц, бумажные цветы, модель колодца, магнитная палочка, фишка, мяч, игрушки: курица, цыпленок.

Ход занятия

I . Орг. момент.

Отгадай загадку: Явился в желтой шубке,

Прощайте две скорлупки.

Какой первый звук в этом слове? – Сегодня мы будем продолжать учиться правильно говорить звук Ц в словах.

Ой, а это кто? – Это же цыпленок Цып. Он потерял свою маму – кто у него мама? Давай поможем найти ему маму. Для этого нужно выполнить задания.

II . Задание «Веселого язычка»

    Очень нравится лягушкам, тянут губки прямо к ушкам.

    Очень нравится слону, губы хоботком тяну.

    Чередовать «улыбка» - «хоботок».

    Накажем непослушный язычок» (под счет до 5).

    Во дворе есть горочка, а под горкой норочка. В этой горке крот норку стережет.

6. Почистим зубки (слева –направо, сверху – вниз)

III . Речевая дыхательная разминка:

Подуем на плечо, подуем на другое

Нам солнце горячо пекло дневной порою (вверх)

Подуем мы на грудь и грудь свою остудим

Подуем мы на облака и остановимся пока (вверх)

Расскажи, как правильно нужно произносить Ц ?

Кончик языка за нижними зубами, боковые края прижаты к коренным зубам, сначала произносим Т , затем С . Получается Ц.

Первое задание выполнил, за это получаешь что? Цветок.

IV . Пальчиковая гимнастика.

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питание

Дружно дают под землей корешки.

V . Поиграем с цветочком. Это второе задание.

Услышишь Ц в слове, подними цветочек.

Кузнец, цапля, окно, рукавица, птица, дерево, леденец, кошка, царь, медведь, колодец.

С заданием справилась, получай еще цветок.

VI . Продолжаем поиски мамы Цыпа. Следующее задание – игра «Волшебный колодец».

С помощью магнитной палочки вылавливаешь картинки и называешь их. (в названиях картинок есть Ц ).

Еще один цветочек твой. Молодец!

VII . Шесть картинок выловил из колодца. Играем в игры «Какие картинки поменялись местами?», «Какой картинки не стало?»

Справился с заданием. Заслуженно получаешь еще цветок.

VIII . Физминутка.

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок все тише, тише

Деревцо все выше, выше.

IV . Еще задание.

Определи местоположение звука в слове и поставь фишку.

Получи цветок.

X . Игра с мячом « Один – много»

Танец – танцы, цапля-цапли, овца – овцы, заяц – зайцы, птица – птицы, птенец – птенцы.

Цветочектвой.

XI . Посчитай, сколько цветов собрала.

1 цветок, 2 цветка, 3 цветка, 4 цветка, 5 цветков, 6 цветков.

А вот и мама Цыпа. Ты помог ему найти маму, выполнив все задания. Давай подарим маме Цыпа букет из твоих цветов.

XII . Итог занятия.

Цели и задачи:

Упражнять в правильном произношении звука ц в словах, предложениях,

Продолжать учить отвечать на вопросы развёрнутыми предложениями.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, сюжетные картинки, мяч.

Ход урока.

I. Артикуляционная гимнастика

«Улыбочка», «заборчик», «хоботок», «бублик», «месим тесто», «чистим зубы», «горка».

II. Фонематическое восприятие.

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте две скорлупки! (цыплёнок)

Какой звук слышим в начале слова?
- Звук ц, какой?
- Когда произносим звук ц – губы в улыбке, язык поднимается вверх и опускается.

Жил-был цыплёнок. Он очень любил убегать от мамы, а с братьями и сёстрами играть в «Ловушки». Давайте и мы поиграем с цыплёнком в игру «Ловушки». Хлопните в ладоши, когда услышите звук ц.

м-р-ц-ш-з-ц-ч-ф-р-ц
ма-ша-ца-ро-цо-жу-шу-цу

III. Работа со слогами.

Понравилось цыплёнку играть с вами. Он предлагает поиграть в игру «Мячик».

Игра с мячом.

Мяч бросай и слог повторяй.

ац-оц-уц-ыц-ец
ца-цо-цу-цы

IV. Работа со словами.

Клохчет, квохчет,
Детей созывает
Всех под крыло собирает. (курица)

Не может курица найти цыплёнка. Зовёт, а он не откликается. Помогите ей позвать цыплёнка.
- Как зовут цыплят? (цып-цып-цып)
- Услышал цыплёнок, что его зовут, и побежал к другим цыплятам.

Работа по картинке.

Сколько цыплят у курицы?

V. Работа со словосочетанием.

Работа по картинке.

Собрала курица всех цыплят.
Цыплята и курица
Целый день на улице.
Цыплята около курицы
Цыплята на курице
Цыплята под курицей.


VI. Работа с предложением.

Работа с сюжетной картинкой.


Составление предложений. Проговаривание предложений хором, каждым учащимся.

VII. Итог занятия.

Любовалась цыплятами курица,
Что не цыплёнок, то умница.

С кем играли на занятии?
- С каким звуком работали?

Медведева Наталья Геннадьевна,
учитель-логопед КГС(К)ОУ
«Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида»

Тема:

Цели:

Задачи:

Оборудование:

План занятия:

1. Организационный момент.

Ход занятия:

  1. Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал - картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) - проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по автоматизации свистящих звуков.»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация свистящих звуков».

Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.

Оборудование: индивидуальный наглядный материал.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.

3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.

4. Автоматизация звука [Ц] в словах.

5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.

6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим зубки», «Дудочка», «Ветерок».

    Автоматизация звука [С]. Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука. Автоматизация звука [С]: - в словах, насыщенных звуком [C]: сосулька, состав, способ, спуск, соска и пр.; - в словосочетаниях: стеклянный стакан, соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.; - в предложениях: смелый солдат спешит сражаться, у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.

    Автоматизация звука [Сь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука. Автоматизация звука [Сь]: Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели): - проговаривание слов, насыщенных звуком : синий, сельдь, система, соседи, спасибо и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: веселые гуси, синие васильки, десять слов и пр.

    Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал – картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

Игра «Чего не стало» - на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных: - в словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах - сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад - если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

6. Автоматизация звука [З]. Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука. Автоматизация звука [З]: - в словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.; - в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.; - в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Конспект открытого подгруппового занятия

по теме: «Постановка звука Ц»

для обучающихся с ФФНР

учителя – логопеда

МБОУ «Новоселовская школа»

Комогорцевой Любови Ивановны

2016 – 2017 учебный год

Цель: обучение детей приемам сохранения здоровья, стимуляция работоспособности, мышления и речевой активности.

Коррекционно-образовательные задачи: уточнить произношение звука [ц]; развивать фонематическй слух, совершенствовать звуко-слоговой анализ слов. Коррекционно-развивающие задачи: развивать интонационную выразительность речи, мышление, слуховую память, зрительное восприятие, связную речь, речевое дыхание.

Коррекционно-воспитательная задача: формировать взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, предметные картинки, пальчиковые куклы «цыплята», тростевые куклы: лошадь, цыпленок, лиса, заяц, медведь, сюжетная картинка «Во дворе», мультфильм «Два справедливых цыпленка»

1. Организационный момент.

Логопед: - Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.

Послушайте, какое стихотворение я вам прочитаю:

Придумано кем – то просто и мудро,

При встрече здороваться:

Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера.


- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Дети, отгадайте загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте, две скорлупки. Кто это?» (Цыпленок)
Психогимнастика: Изобразить цыпленка, сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом - правое крылышко, затем – левое. Цыпленок под дождем, цыпленок греется на солнышке.
Посмотрите мультипликационный фильм о том, какая история приключилась однажды с двумя справедливыми цыплятами.(просмотр фильма «Два справедливых цыпленка»

Как цыплята помогли колодцу – журавлю?
3. Характеристика звука

Рассматривание игрушечных цыплят в игре «Кто в домике живет?»

Какие звуки произносят цыплята?

Какой звук стоит первым в слове цыпленок?

Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
Логопед: -Какой звук [ц]? Дети: (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)

4. Упражнение в произношении звука ц:

Ца – ца – ца – вот овца

Цы – цы – цы – много шерсти у овцы

Цу – цу – цу – мы пасем овцу.

Логопед: теперь пойдем гулять Лошадке Царицы расскажем стихотворение, чтобы она показала нам дорогу::

а.) Произношение стихотворения
Проговаривание стихотворения с отстукиванием каждого слога пальцами обеих рук поочередно с большого до мизинца (аппликаторные слепки).
Цок-цок-цок!
Ты лошадка, серый бок.
Ты копытцем постучи,
Нас домой скорей домчи.

б.) произношение слогов
скачет весело по камушкам: ца-цо-ца-цо
аккуратно перескакивает через ручейки: ац-оц-уц
тяжело поднимается в гору: цва-цву-цвы

Лошадка: Пройдите от колодца две клеточки вправо и одну вниз. Там под елкой сидит яцза, он вам дальше дорогу покажет. (Один из детей выполняет ход на листе разлинованном в клеточку)
Логопед: Дети, а кто это яц-за? (Заяц).

5. Произношение звука в словах, развитие фонематических представлений.

Заяц: Подскажу дорогу, если вы мне поможете слова назвать а). Игра «Будь внимательным». - Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).

(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)

Заяц: Пройдите две клеточки вниз и три влево, там возле старой мельницы вас кто-то ждет (Дети отгадывают по первым звукам слово лисица)

6. Развитие слухового внимания и памяти, звуко-слоговой анализ и синтез слова «курица».

Лисица: Ах, какие замечательные дети. Вы хотите со мной поиграть
Игра «Запомни-повтори» с элементами самомассажа
Открывайся, третий глаз
Научи скорее нас. Массажируем точку на переносице
Лучше станет наша память
Вы проверьте это сами. Массажируем точки на висках.
Предлагаются слова цапля, кольцо, ножницы, цветы
Скворец, певец, леденец, молодец
Лисица: Скажите, как зовут маму у цыпленка?
Дети: Курица.
Звуковой анализ слова курица

Логопед:
-Сколько слогов в слове курица? (Три)
-Назовите первый слог. (Ку)
-Сколько в нем звуков, назовите их. (К, у)
Аналогично разбираются слоги «ри» и «ца».
Дети самостоятельно выкладывают схему слова.

7. Формирование длительного речевого выдоха, релаксация.

Упражнение «Ах, как пахнет леденец!»

Вместе с логопедом дети поднимаются на носочки, делая вдох, на выдохе- опускаются на всю ступню, протяжно произносят: «У-у-у». Упражнение повторяется 3 раза.

8. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Логопед: Посмотрите, какая красивая бабочка летает над поляной.

Давайте глазками проследим полет бабочки. (Тренажер «Бабочка»)
Дети следят глазами по заданной траектории.

Логопед:

Ну, что, ребятки, отдохнули? Послушайте, куда вам дальше идти: пройдите три клеточки вправо и одну вверх, там на окраине села дом, в котором живет цыпленок.

(Выставляется картинка «Цыпленок»)

Цыплёнок Цыпы очень любит слушать сны-небылицы, которые придумывают дети.

9. Развитие связной речи.

Дети придумывают сон-небылицу о том, что случилось с цыпленком и тем предметом, который нарисован на картинке.

10. Рефлексия.

Логопед: Мы сегодня с вами наблюдали, какое доброе дело сделали два справедливых цыпленка. Кого встречали цыплята? Кто им помог расколдовать колодец - журавля.

(Ответы детей).

Елена Соловьева
Конспект индивидуального занятия «Автоматизация звука [ц] в слогах»

Занятие 2

В слогах слогах .

Цель : автоматизировать звук [ц] в обратных слогах , в слогах (интервокальное положение, в прямых открытых слогах .

Задачи :

1. Развитие артикуляционных мышц, мышц языка.

2. Развитием речевого дыхания.

3. Развитие мелкой моторики.

4. Работа над автоматизацией звука [с] в обратных слогах , в слогах (интервокальное положение, в прямых открытых слогах .

5. Развитие фонематического восприятия.

Ход занятия

I.Орг. момент

Сегодня мы отправимся в путешествие на маленьких корабликах. А кто главный на корабле?

Правильно, капитан.

II.Основная часть

1. Развитие речевого дыхания

Ты будешь капитаном этого корабля, а я этого. Устроим соревнования. Чей быстрее? (дуем длинной воздушной струёй посередине)

Вот мы подплыли к берегу и посигналили : у-у-у-у

2. Пальчиковая гимнастика «Мышки»

Услышав наш сигнал, прибежали мышки.

Вышли мышки как-то раз .

Посмотреть который час (отодвигаем рукав на левой руке правой рукой)

Раз, два, три, четыре (ставим локти на стол и загибаем поочерёдно четыре пальца)

Мышки дёрнули за гири (сжимаем и разжимаем кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем поочерёдно пять пальцев)

И пошли гулять опять (перебираем пальчиками обеих рук по столу) .

3. Артикуляционная гимнастика

На берегу мы встретили своих друзей и обрадовались «Улыбка» , поцеловались «Трубочка» .

Друзья пригласили нас в гости. Налили нам чаю в «Чашечки» . Давай покажем. Угостили «Вкусным вареньем» (круговые движения широким языком по губам) . И лесными грибами «Грибочек» .

4. Уточнение артикуляции звука (Ц)

Наши друзья кузнечики обрадовались нашей встречи и застрекотали. Вспомним, какой звук произносит кузнечик ? (Ц-Ц-Ц) . Вспомним артикуляцию этого звука . (Губы в улыбке, язык за нижними зубами) . Расскажи это какой звук ? (согласный)

5. Автоматизация звука [ц] в обратных слогах

Затрещал кузнечик Ц-Ц-Ц, а потом

АЦ – АЦ – АЦ – АЦ – АЦ

ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ – ОЦ

УЦ – УЦ – УЦ – УЦ – УЦ

ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ – ЫЦ

ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ – ИЦ

ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ – ЕЦ

ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ – ЁЦ

ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ – ЮЦ

ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ – ЯЦ

6. Автоматизация звука [ц] в прямых слогах

Мышки предложили поиграть в игру «Повторяшка» .

ЦА – ЦА ЦА ЦА ЦА

ЦО – ЦО ЦО ЦО ЦО

ЦУ – ЦУ ЦУ ЦУ ЦУ

ЦЫ – ЦЫ ЦЫ ЦЫ ЦЫ

ЦЕ – ЦЕ ЦЕ ЦЕ ЦЕ

7. Автоматизация звука [ц] в интервокальных слогах

А цыплята предложили спеть песенку :

АЦА – АЦО – АЦУ – АЦИ – АЦЕ

УЦА – УЦО – УЦУ – УЦИ – УЦЕ

ЫЦА – ЫЦО – ЫЦУ – ЫЦИ – ЫЦЕ

ЕЦА – ЕЦО – ЕЦУ – ЕЦИ – ЕЦЕ

ОЦА – ОЦО – ОЦУ – ОЦИ – ОЦЕ

ИЦА – ИЦО – ИЦУ – ИЦИ – ИЦЕ

8. Фонематический анализ слова курица. Словарная работа.

Вдруг цыплёнок увидел какие-то листы. Никак не может понять, что же там нарисовано. Попробуй собрать рисунок ты.

(Собирает рисунок, разрезанный на кусочки) .

Кто изображен на рисунке? (Курица) .

А кто она такая? (Курица - домашняя птица) .

Где находится звук (Ц? (в середине слова)

Раздели слово курица на слоги , сколько слогов в этом слове ?

9. Итог :

Мы очень хорошо сегодня позанимались. Скажи, с каким звуком мы сегодня играли ? Понравилось тебе занятие ? Наши друзья прощаются с тобой и просят тебя выполнить домашнее задание, которое они для тебя приготовили.

Публикации по теме:

Конспект индивидуального коррекционного занятия «Автоматизация звука [р] в слогах» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка», г. Жиздра Структура индивидуального коррекционного.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [Л] в слогах и словах. Наш гость - Лунтик» Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ Л] в слогах,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах» Учитель-логопед Вишнякова О. А. Цель: автоматизировать.

Цель: автоматизировать звук [р] в слогах, словах. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука [р].

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Ж] в слогах и словах. («В гостях у жука Жана») Цель: автоматизация звука [Ж] в cлогах, словах. Задачи: коррекционно – образовательные: уточнить артикуляцию и изолированное произношение.