Исчезнувшие поселения. Города, пропавшие с лица земли (15 фото). Деревни, которых нет

Как известно, наши самые любимые места для поиска монет и кладов — это старинные заброшенные деревни. Места, которые когда-то покинул человек и которые природа пытается вернуть обратно, стирая следы человеческой деятельности. Чем раньше покинул ее человек, тем менее заметны следы на местности. Наверное, каждый копатель бывал в заброшенных деревнях, но задавал ли он себе вопросы: Почему же исчезла эта деревня? Что заставило людей покинуть свои дома? Действительно, давайте же разберемся.

  • Начнем с самого старого. Деревни, исчезнувшие в до ПГМ-ую эпоху. В то время человек напрямую зависел от природы и ее ресурсов. Будь то вода, земля, и т. д. И вот к примеру в один «прекрасный» момент речка пересохла, или земля потеряла свое плодородие и перестала давать урожай. Тогда люди были вынуждены искать новое место для своего поселения. Исчезнувшие доПГМные деревни являются самым настоящим лакомым кусочком для кладоискателей, ведь там нет современного мусора и все, что попадется под катушку, будет относится к той эпохе. Будь то различная чешуя, предметы быта, украшения. Но найти такую деревню крайне сложно.
  • Деревни, исчезнувшие в период революции и гражданской войны. В то время на войну уходило все мужское население, следовательно костяк деревни просто напросто исчезал. Да и население деревень могли истреблять, а дома сжигать. В таких местах помимо монет возможны находки «Эха гражданской войны». Будь то сгнившие снаряды, оружие, осколки, гильзы, и т. д. Так что будьте аккуратнее. Найти такие населенные пункты можно только по царским картам.
  • Деревни, исчезнувшие в период ВОВ. Вот тут, как и в предыдущем варианте, может быть два варианта. Или деревня была покинута из-за всеобщей мобилизации населения, которое впоследствии не вернулось с войны или переехало жить в другое место. Или населенный пункт был уничтожен немецко-фашистскими захватчиками. В таких местах до сих пор лежит много взрывоопасных «сюрпризов».
  • Деревни, исчезнувшие в следствие процесса Хрущевского укрупнения деревень в 60-70-х годах прошлого века. Они составляют подавляющее число покинутых и забытых урочищ. Это когда в одну деревню сселяли население из других, близлежащих с целью увеличить население и слить маленькие колхозы в один крупный. Это те места, где копает основная масса копателей. Тут нам уже попадается и «советский» мусор: пробки бескозырки, алюминиевая проволока, и тому подобное. Но среди этого мусора попадаются интересные находки. Некоторые такие деревни уже могут быть отмечены на картах генерального штаба как урочища или с пометкой разв. или нежил. Лучше накладывать старую карту на генштаб. Ведь не все урочища были деревнями:)
  • Деревни, добровольно покинутые жителями. Молодежь стремится в город, а стареющее население остается дома, в деревне. Там же народ стареет и умирает, оставляя после себя никому ненужные дома, которые со временем рушатся. Классическая схема. Находки зависят от периода существования населенного пункта.
  • Деревни, доживающие свой век. Почти то же самое, что и предыдущий вариант. В них еще есть некоторой количество местных жителей, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. Ну или куда на летний период приезжают дачники. В таких местах значительным преимуществом и помощью является как раз местное население. Стоит только пообщаться со старожилами и вы узнаете много полезной информации. В таких местах людям почти нескем разговаривать и, если вести себя прилично, они рады будут с вами наладить контакт. Местные могут поведать где находилась барская усадьба или деревня, отсутствующая на карте, показать старую часть свой деревни, и так далее и тому подобное.

Ну чтож, вроде все основное перечислил. Есть конечно и еще другие факторы, но это уже совсем другая история. Ищите и вам обязательно улыбнется удача. До встречи на полях!

Переходим к фоткам:

Все, что осталось от небольшой деревни после переселения в 60-х годах.

Некогда крупная и зажиточная деревня, но забытая и никому ненужная. Когда-то было огромное количество добротных каменных домов.

Тоже некогда крупная деревня. В ней была даже школа. Но и ее, как и другие соседние деревни, тоже сселили.

Тут была длинная улица траковой деревни. Была когда-то…

Последний вариант. В деревне еще имеется достаточное количество населения, но магазин уже закрылся и за хлебом народ вынужден ходить в соседний поселок за 3 км. На втором фото контора колхоза. Естественно тоже покинутая.


Все, что осталось от богатенькой деревни.


Развалины большого двухэтажного каменного дома. На втором же фото домовая яма, на краю которой растут березки.


А вы задумывались, что через несколько тысяч лет, вместо вашего города может возникнуть огромная пустыня, а может на месте вашего любимого(или не очень)офиса будет заповедник? Жители этих городов тоже вряд ли осознавали, что их родные города исчезнут с лица земли.

Аркаим

Раскопки древнеарийского города Аркаим, построенного на рубеже III-II тыс. до н.э., стали одним из главных археологических открытий 20-го века. Во времена своего расцвет Аркаим – город Солнца, храм и астрономическая обсерватория – считался духовным центром всей Сибири и Урала, но и в итоге был заброшен в результате пожара. В 1987 году аркаимскую долину решили затопить за ненадобностью. Однако суровые челябинские археологи грудью встали на защиту памятника древнейшей индоевропейской цивилизации, и теперь там находится заповедник.

Вавилон

Вавилон был одним из красивейших городов древнего мира. По легенде, там находилась та самая башня, из-за которой человечеству уже которое тысячелетие приходится изучать иностранные языки, и Висячие сады – чудо света, которое царь Навуходоносор II построил для своей жены Семирамиды. Все эти достоинства не уклонились от внимания Александра Македонского, который в 331 году до н.э. завоевал Вавилон и сделал его центром своей империи. Тем не менее, в результате бесконечных войн к началу II века нашей эры Вавилон пришел в упадок и до сих пор лежит в руинах в 85 километрах к югу от Багдада.

Греки основали Трою на месте современного холма Гиссарлык на северо-западе Турции, недалеко от пролива Дарданеллы, в стратегически важном месте, позволявшем контролировать пути, соединявшие Европу и Азию на суше, а потому вокруг Трои с древних времен разгорались конфликты. Самый известный из них, о котором Гомер рассказал всем в «Илиаде», закончился падением города в 1260 году до н.э. Спасибо археологу Шлиману, в 19-м веке откопавшему Трою и фактически нанесшему ее на современную карту мира – правда, теперь уже скорее в качестве культового места для историков и туристов.

Помпея

Как жители Помпеи провели свой последний день, представляет себе каждый школьник благодаря трудам художника Карла Брюллова. Живописные развалины в окрестностях Неаполя когда-то были процветающим торговым центром, жители которого занимались рыбной ловлей и производством оливкового масла. На их беду, в 79 году до н.э. вулкан Везувий, у подножия которого были расположены Помпеи, неожиданно пробудился – со всеми вытекающими и вылетающими оттуда последствиями. Помпеи полностью откопали только в XX веке и превратили в неплохо сохранившийся музей под открытым небом.

Крепость Убар, или Ирам, построенная вокруг оазиса в аравийской пустыне, с 3 века до н.э. и вплоть до 4 века н.э. была одним из самых богатых населенных пунктов на территории современного Омана. В Ираме была развита наука, алхимия и военное дело, а торговые караваны из Персии, Греции и Рима так и текли в город за благовониями и миррой. Согласно исламским преданиям, Убар был разрушен по воле Аллаха, однако в 1980-е годы археологи выдвинули более прозаическую (и ужасающую) версию: город целиком провалился в подземную карстовую воронку, которая и была причиной нахождения цветущего оазиса в пустыне. В течение многих столетий, пока беспечные горожане выкачивали из-под земли воду, воронка разрасталась, и наконец земля разверзлась и поглотила Убар со всем его содержимым.

Мохенджо-Даро

Город, чье название переводится с хинди как «Холм мёртвых», исчез с лица земли около трёх с половиной тысяч лет назад. Гибель одного из центров Индской цивилизации около 1700 года до н.э. описана в индийской поэме «Махабхарата». Судя по ней, город был уничтожен мощным взрывом, в результате которого оплавились камни, вскипели воды и поджарились рыбы, не говоря уже о людях. Впоследствии ученые предположили, что город был разрушен в результате природного явления – так называемых чёрных молний, или не успевших «разгореться» шаровых молний. Взрыв одной из них повлёк за собой цепную реакцию, в результате которой на месте Мохенджо-Даро остался только пепел.

Пальмира

Пальмира была важным перевалочным пунктом для пересекавших Сирийскую пустыню караванов, а также монументальным культурным и экономическим центром древнего мира. Слухи о красотах этого города вдохновляли поэтов именовать Северной Пальмирой, например, Санкт-Петербург, а Южной, например, Одессу. Сейчас на месте Пальмиры торчат из песка обломки колонн, остатки храмов и акведуков и прочие руины, бережно охраняемые ЮНЕСКО. Правда, в свете гражданской войны в Сирии неизвестно, сколько они простоят.

Теночтитлан

Древние ацтеки, основавшие в 1325 году Теночтитлан, недолго думали над его названием – назвали «место колючих кактусов». За двести лет существования альтепетль, или город-государство, превратилось в один из великолепнейших городов западного полушария той эпохи: в нем были каменные пирамиды, храмы, насыпные дороги и даже каменный водопровод. Испанские конкистадоры, однако, не ставили перед собой задачу сохранить богатства ацтеков для будущих поколений, и в 1521 году Теночтитлан был разрушен армией под предводительством Эрнана Кортеса.

Двиград

Крепость XI века, расположенная на территории современной Хорватии, во времена Римской империи была небольшим, но важным поселением, построенным на пересечении главных торговых путей. Однако в 17-м веке население города подчистую выкосила эпидемия чумы, а оставшиеся в живых сбежали без оглядки, даже не устроив пира на прощание. Благодаря безлюдности, а также отсутствию всякого желания со стороны хорватских властей заниматься реконструкцией Двиграда, остатки средневекового замка, городские ворота, сторожевые башни и куски могильных плит можно увидеть и сейчас.

Маджар

На месте Буденновска на Северном Кавказе в XII-XIV веках находился средневековый город Маджар. В период своего расцвета Маджар являлся главной резиденцией хана Золотой орды: в нем чекинились ханы и чеканились собственные монеты, строились мечети и минареты, был городской водопровод. Маджар с трудом пережил нашествие войск Тамерлана, во время которого город разграбили его военачальники, и влачил жалкое существование еще полтора века, до самого падения астраханского ханства.

Мачу-Пикчу

На языке индейцев кечуа Мачу-Пикчу означает «старая гора». По преданиям, древние инки считали это не самое подходящее для постройки города место на территории современного Перу священным центром Земли и использовали его для общения с богами. В лучшие времена в городе проживало всего лишь около 1200 человек, а в 1532 году жители по таинственным причинам покинули город. После включения Мачу-Пикчу в список Всемирного наследия ЮНЕСКО город стал вызывать небывалый интерес со стороны туристов. Для сильных духом и лёгкими путешественников (город находится на высоте 2,430 м над уровнем моря) на Мачу-Пикчу водят организованные экскурсии, а за отдельную плату перуанские проводники таскают багаж не привыкших к длительным восхождениям европейцев или американцев.

Небольшой калифорнийский городок Боди в середине 19-го века был одним из центров Золотой лихорадки, куда стекались мечтающие разбогатеть золотоискатели со всей Америки. В 1880-е город стал отличной декорацией для вестернов - обзавелся салунами, пивоварнями, железнодорожной станцией и, разумеется, кварталом красных фонарей. Однако падение цен на золото привело к вымиранию Боди, и к 1915 году он пришел в запустение. По слухам, в нем водятся привидения – как и полагается городу-призраку.

Этот порт в Карибском море считался колыбелью порока и пристанищем разврата: европейские мореплаватели называли его «Содомом нового мира». Его население состояло из пиратов, головорезов, шлюх и прочих сомнительных личностей. До наших дней это чудное местечко, однако, не сохранилось: в 1692 году на Ямайке произошло разрушительное землетрясение, вызвавшее цунами, в результате которого город с двумя тысячами жителей за две минуты почти целиком погрузился под воду. Те, кто уцелел во время катастрофы, умерли в результате болезней, в разрухе и от нехватки питьевой воды. Впоследствии Порт-Ройал неоднократно пытались отстроить заново, но каждый раз он становился жертвой новых катаклизмов – то пожара, то урагана, то землетрясения 1907 года, пока власти острова не оставили всякие попытки его возродить.

Галвестон

Галвестон был одним из наиболее занятых торговых городов на берегу Мексиканского залива, пока 8 сентября 1900 года его не смёл с лица земли могучий ураган. В те времена ураганам ещё не давали имен, однако известно, что это был шторм 4-й категории, и порывы ветра достигали 200 км/ч. В результате катастрофы погибли 8 000 человек, а на месте города остались одни развалины. Полностью Галвестон не исчез, но из культурной столицы Техаса и крупного экономического центра он превратился в захолустную гавань: производство и экономика переместились в Хьюстон, туда же утекла и большая часть населения.

Платонова Наталья

Данная работа по краеведению отражает историю деревни Терешок Починковского района Смоленской области. В Терешке находится уникальная деревянная церковь, которой около 200 лет. Материал был собран у местных жителей, также обращались к архивным документам.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение……………………………………………………стр.2
  2. Основная часть:

Глава 1. Деревня – это наша Родина……………………стр.5

Глава 2. Причины исчезновения деревень……………..стр.7

Глава 3. История села Терешок

И храма Святителя Николая…………………………….стр.9

Глава 4.Семья священника И.А. Солнцева…………….стр.10

Глава 5. Деятельность храма в XX веке………………..стр.12

  1. Заключение…………………………………………....стр.13
  2. Список используемой литературы…………………....стр.14
  3. Приложения……………………………………………..стр.15

«Моя деревня! Хорошо, когда ты есть. Там дорожки к твоему незабвенному детству, все вокруг до кочки и кустика родное и близкое. И даже когда уже нет деревни, все равно все тебе помнится, все тебе дорого. Там похоронены твои родные и близкие».

Ф.И.Меженцев

Введение

Много страданий, много горя и бед выпало на долю России и ее народа в ушедшем ХХ веке. В вихре исторических событий рушился привычный уклад, гибли миллионы наших сограждан, менялась эпоха. В России изменился строй в результате Великой Октябрьской Социалистической революции, знаменательные вехи в истории страны: НЭП, индустриализация, коллективизация. Неизгладимый след в памяти народа оставили гражданская и Великая Отечественная войны, послевоенные лихолетья и распад Советского Союза. Но, вспоминая ушедший век, нам есть чем гордиться. Великая Победа в 1941-1945 годах – наша. Первый шаг человека в космосе – наш. Мы знаем, какой ценой досталось нам каждое свершение, сколько жизней, судеб, сколько в них трагедий и драматизма.

Почти не слышна на этом фоне трагедия тысяч обыкновенных деревень и сёл, как-то незаметно исчезнувших с нашей земли и географических карт. Мне эта тема интересна, потому что таких населенных пунктов в нашем крае насчитывается несколько десятков. Как и почему это произошло? Что выиграла страна, потеряв эти «неперспективные» деревни и села?

Актуальность темы исследования обусловлена исчезновением сёл и деревень, как населённых пунктов; сокращением количества сельских жителей; возрождением православной церкви на селе.

Цель работы - обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению истории родного края для дальнейшего её использования в учебно-воспитательном процессе.

В работе решались следующие задачи:

1. Собрать материал об истории села и её уникальной деревянной церкви;

2.Изучить и собрать сведения об истории церкви и её настоятелях.

Объектом исследования являются исчезающая деревня Терешок Починковского района и храм Святителя Николая, который не закрывался в советское время.

Предметом исследования является поиск путей, направленных на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей познавательного интереса в пределах своего родного края.

Гипотеза исследования – если я соберу материал об исчезающей деревне, то тем самым я восстановлю ещё одну страницу истории нашего района, сделаю шаг к тому, что будущее поколение будет хранить и помнить прошлое своей малой родины, будет гордиться и своим селом и его жителями, и тем, что они здесь родились и живут.

Практическая значимость темы заключается в изучении поставленных задач, вопросов краеведения. Анализ результатов позволили выдвинуть следующие моменты значимости выполненной работы:

Приобретение навыков исследовательской работы;

Поэтапное формирование в работе навыков, умений;

Работа на уроках и внеклассных мероприятиях;

В работе использованы следующие методы:

  1. Работа с архивными документами;
  2. Изучение литературы;
  3. Анализ;
  4. Беседа;
  5. Поиск;
  6. Обобщение;
  7. Систематизация.

Глава 1. Деревня – это наша родина

Деревня – это целый мир, яркий, цельный, своеобразный, полный жизни, полускрытой от постороннего глаза. Чтобы познать её, нужны не часы и дни, а месяцы и годы.

Отчего так дышится легко, когда приезжаешь в деревню, отчего душе здесь вольнее, но и томительнее, чем в городе? Взамен скуке здесь – печаль, а радость здесь ярче и открытее. Мы часто не отдаем себе отчета в этом, принимая деревню скорее не умом, а сердцем. А ответ, кажется, прост – деревня – это наша прародина, близкая или дальняя. Но, приняв сердцем, нужно понять и умом – чем же так провинилась деревня, перед кем, и нет ли тут и нашей вины в том, что до нее, как до далекой матери или бабушки так редко доходят весточки нашего сыновнего внимания. И речью новой своей, и повадками, и заимствованными мыслями мы словно предаем ее, терпеливо и бессловесно, без выраженной укоризны ждущую нас и готовую каждую минуту приветить всякого, не считаясь ни с числом их, ни с происхождением. И так же по-матерински она ко всякому сердобольна и милостива, приветлива и хлебосольна, сострадательна и внимательна…

Но уходят люди, уходит традиционный быт, исчезают с ними вместе целые деревни…

Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе - задушевная песня и меткое, красивое слово звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души того самого народа, хранителя языка и культуры. Но что видим мы сегодня: запустение, уход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков наш удел, людей, проживающих на этой земле? Сегодня мы все – здесь, и нам решать, как быть русской деревне. Никто, никакая столица, никакой «чужой дядя» помочь нам не могут и не желают. Нет сегодня проблемы деревни в средствах массовой информации: шоубизнес, деньги, проблемы миллиардеров и склоки власти – вот то, что сегодня интересует «их», навязывается и нам.

А что с деревней?

Результаты переписи, проведенной в 2010 году, показали, что больше трети российских деревень – мёртвые, либо находятся на грани исчезновения. В Починковском районе около 50 деревень исчезли с лица земли, а ещё около десятка находятся на грани исчезновения. В оставшихся жилых домах проживают старые или пожилые люди, которые вынуждены жить здесь. Практически, большая трудоспособная часть населения, уезжает на заработки или устраивается работать в крупных городах. Это ли не настоящая трагедия для нас?

Мне, как жителю сельской глубинки, очень близки, понятны переживания простых крестьян о разорении сёл и деревень. И я не хочу, чтобы такое произошло с моей родной деревней. К сожалению, если своей деревне я ещё могу чем-то помочь, то десяткам других деревень Починковского района уже никто не поможет. Поэтому я считаю своим долгом сделать всё, чтобы память о них и их жителях не исчезла. Перед вашими глазами пройдёт судьба деревни с интересным прошлым, полным жизни, праздника, счастья, но угасшим по чьему- то злому замыслу или недальновидной политике.

Глава 2. Причины исчезновения деревень

В марте 1965 года выходит Постановление ЦК КПСС «О неотложных мерах по развитию сельского хозяйства страны». Была принята попытка вдохнуть жизнь в сельское хозяйство. Произошли изменения в жизни колхозников, а именно: они получили возможность сдавать государству сверхплановый продукт по более высоким ценам. Каждый месяц крестьяне стали получать своего рода заработную плату как аванс в счет будущих колхозных договоров. Они обрели право на пенсию, социальное страхование, прекращен натиск на личное подсобное хозяйство. Начинается прокладка дорог, электрификация. Однако результаты оказались довольно скромными, продолжался массовый отток людей из деревни. Вместо того, чтобы прокладывать к отдаленным населенным пунктам дороги, линии электропередач, средства связи, тогдашние руководители страны предпочли объявить их «бесперспективными», перевозя оттуда коровники, птичники, свинофермы, закрыв там медпункты, школы, магазины. Курс на массовую ликвидацию таких деревень уходит корнями в борьбу с хуторской системой 30-х годов, достигает рассвета в 70-е годы. Социологи в союзе с чиновниками Агропрома доказывали, что курс на агропромышленную интеграцию, концентрацию сельскохозяйственного производства неизбежно ведет к концентрации местожительства работников на Центральной усадьбе. Лишь «перспективные» деревни могут быть социально обустроены. Так началась политика «укрупнения колхозов», которая привела уничтожению сотни маленьких «неперспективных деревень». На местах цветущих садов, зеленеющих огородов, дышащих полной жизнью домов, остались несколько покосившихся избушек без окон и дверей, заросшие бурьяном улицы, разрушенные фундаменты. А ведь когда-то здесь была большая деревня. В оставшихся без хозяев пустых домах печально смотрят на мир глаза-окна. От их взгляда становится тоскливо на душе, сердце готово выпрыгнуть из груди. И, кажется, что вот-вот услышишь мольбу: «Не проходи мимо, остановись, поговори с нами».

Стены пустых домов помнят и лица своих хозяев, их разговоры, радости, печали, прощание с родной деревней, звонкие голоса бегающих по деревенской улице детей… А сейчас здесь тишина. В таких деревнях, кажется, даже птицы поют тоскливее. Посаженные людьми черёмухи, яблони как будто раньше времени постарели – согнулись, высохли. В такое время даже на красоту родного края не обращаешь внимание. Всё побеждает черно-белый цвет.

Заброшенные деревни невозможно восстановить. Сердца уехавших из этих деревень людей до сих пор кровоточат… Вынужденное прощание с родной деревней навсегда оставили в их сердцах глубокие шрамы. Таким образом, последствия большой политики видны и сейчас, задевают жизни тысячи людей.

Оживут ли вновь исчезнувшие деревни, невозможно предсказать. Скорее всего, уже никогда не зазвучит гармонь на окраине деревни, не запоёт рожок пастуха, не зазвучат звонкие голоса детей… Эти деревни мы уже потеряли… Но есть ещё время спасти десятки маленьких деревень, для которых мы можем что-то сделать. Так давайте же действовать, а не смотреть равнодушно, как один за другим затихают наши деревни…

Судьбы деревень складывались по-разному: одни исчезали естественным путём, другие были насильно перевезены в наиболее крупные населённые пункты. Особенно пострадала деревня 1960-70 годы XX века. Основными причинами исчезновения населённых пунктов стали:

- Естественный отток населения;

- Коллективизация;

- Укрупнение колхозов;

- Отсутствие дорог, водопроводов, электрификации.

Глава 3. История села Терешок и храма Святителя Николая

Ни одна историческая эпоха не проходит бесследно. Всегда остаются документальные свидетельства тех или иных событий, на основании которых и пишется история.

Село Терешок входит в состав Стодолищенского сельского поселения. До 1917 года оно принадлежало Рославльскому уезду Смоленской губернии. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля значение слова «ТЕРЕШОК», встречающегося на Смоленщине, преподносится, как «мотылёк, бабочка». Как село, отмечено на карте Смоленского наместничества 1775 года.

В документах генерального межевания второй половины XVIII века, сохранившихся в Российском государственном архиве древних актов, село Терешок имело ещё одно название – Васильевское.

По сведениям 1859 года, в 25 верстах от уездного города Рославля при речке Терешке располагалось село Терешок из 9 дворов, в которых жили 30 мужчин и 49 женщин. Рядом находилось владельческое сельцо Сафирополь (Гута) при колодце в один двор с 16 мужчинами и 17 женщинами. Во владельческой деревне Прилеповке (Петропавловское) в 10 дворах жили 30 мужчин и 36 женщин.

По сведениям 1872 года, селом Терешок владели Воеводская и Римский-Корсаков. После революции исчезла усадьба Сафирополь. Около 10 лет нет уже и Прилеповки. Сейчас в Терешке живёт всего несколько семей. Но стоит, на удивление, из тёсаных брёвен храм Святителя Николая, наполненный радужным светом благодаря сохранившимся кое-где витражам.

Слева от храма видны старые липы, вокруг заросли кустарника, в середине которых – небольшие холмики прямоугольной формы. Это старинное кладбище. Нахожу маленькую стелу. Вот всё, что осталось от некрополя XIX века. Утрачены могилы дворянок Ольги Дмитриевны Римской-Корсаковой (1813-1854) и Варвары Феодоровны Римской-Корсаковой (1841-1873) и многие другие.

За алтарём храма Святителя Николая покоятся его пастыри. На стеле – надпись:

Глава 4. Семья Священника И.А. Солнцева

Священник Иван Андреевич Солнцев был сыном псаломщика села Горенова Рославльского уезда. Сначала он учился в Рославльском уездном духовном училище, затем в 1863 году окончил Смоленскую духовную семинарию с аттестатом второго разряда. Учительствовал в Сычёвском и бельском уездах. 6 августа 1866 года рукоположен священником в село Терешок и дополнительно выполнял обязанности законоучителя при Борщёвском министерском двухклассном училище. Из его воспоминаний:

«Мой Терешок, когда я поступил сюда священником, был не Терешок, а «Теремок»; церковь маленькая, ветхая, селения редкие, кругом лес. Живёшь, бывало, и свету не видишь. Но вот прошла железная дорога, и мой приход стал оживляться: крестьяне занялись рубкою леса, стали приготовлять деревянные изделия и отправлять их по железной дороге. Благодаря этому быт прихожан улучшился, а вместе с тем поправилось и моё материальное положение».

У священника была большая семья – две дочери и четверо сыновей. Старшая дочь Анна Ивановна вышла замуж за священнослужителя Нила Михайловича Белкина. Он начинал служить в Терешке, и там же рукоположен в священники. В 1896 году Нил Белкин был законоучителем в Стодолищенской земской школе. Екатерина Ивановна вышла замуж за Николая Гурьевича Панкова, учителя, музыканта, действительного члена Русского общества пчеловодов.

В 1894 году Мария Клавдиевна Тенишева купила хутор Флёново и организовала сельскохозяйственную школу, первым заведующим которой стал Н.Г. Панков. Вместе с ним в качестве учителя работала и его жена.

Разные судьбы у сыновей отца Иоанна. Иван Иванович был армейским офицером, Константин Иванович – священником.

Александр Иванович Солнцев – выпускник Нежинского лицея, художник-самоучка, деятельный участник Талашкинского содружества умельцев-промысловиков княгини М.К. Тенишевой. Уезжая из Терешка, он зарисовал на память могилу отца. Этот рисунок сто лет спустя помог правнукам, проживающим в разных городах, найти тропинку к родине прадеда.

С 1900 по 1918 Александр Иванович преподавал древние языки и историю в гимназии К.И. Мая в Санкт-Петербурге. Основным девизом гимназии было изречение основоположника современной педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить – потом учить». По свидетельству бывшего ученика гимназии, академика Д.С. Лихачёва, А.И. Солнцев – автор первой советской азбуки.

Сергей Иванович Солнцев в 1900-1904 годах учился в Петербургском университете на юридическом факультете. В 1909 году направлен за границу для повышения экономического образования. В 1912 году защищает кандидатскую диссертацию

Солдаты еле слышно ступали по земле, держа аркебузы наготове. Взвившийся дым костра, увиденный час назад, стал сигналом - их зовут на помощь. Когда отряд прибыл на место, уже стемнело. Хлюпающая под ногами вода отзывалась в мертвой тишине подобно звукам грома. Заходя в незапертые дома, военные видели зажженные свечи и недавно приготовленную еду - было очевидно, что жители поселка Роанок собирались ужинать. Но ужин не состоялся.

116 человек - мужчин, женщин и детей - исчезли, как будто их никогда не было. С ними пропали и домашние животные: военные не обнаружили ни одной курицы или собаки. В поисках объяснения такого странного исчезновения обитателей поселка командир отряда дошел до конца зловещей деревни и дал команду остановиться. Подняв голову, солдаты увидели на дереве возле дома священника, в ярких отблесках пламени факела, вырезанные на коре слова - непонятные и оттого еще более страшные…


- Вскоре командир английского отряда сообщил губернатору Джону Уайту весть об исчезновении поселка. Но представитель власти отказался в это поверить и распорядился провести дополнительные поиски. В 1590 году на североамериканский остров Роанок прибыло четыре поисковые экспедиции, - поведал в интервью «АиФ» Джеймс Харт, вице-президент общества «Пропавшая колония». - Последней руководил Уолтер Рейлиф, уполномоченный королевы Елизаветы I .

Но никаких следов таинственно исчезнувшего поселения так и не удалось найти – ни крови, ни волос, ни лоскутков одежды, ничего. Попытки найти в соседних лесах свежие могилы тоже не увенчались успехом. Трупов и могил тоже не удалось обнаружить. Племя местных индейцев-кроатонов, находившихся в дружественных отношениях с колонистами, тоже обыскали. Безрезультатно.

Поселение словно растворилось в воздухе. Уайт послал королеве депешу, о том, что, видимо, поселенцев забрал дьявол. Позже Рейлиф уже искал жителей деревни самостоятельно, перекопав практически всю землю в окрестности, но спустя 14 лет вынужден был забросить поиски. Бесследная пропажа всех колонистов Роанока стала одной из самых загадочных страниц в истории человечества.

Куда пропали люди?



СЕЙЧАС Роанок - популярный туристический центр Северной Каролины (США), а легенда об исчезнувшем поселке позволяет привлекать сюда туристов со всего мира. В театре идет пьеса Пола Грина «Пропавшая колония» (кстати, всегда с аншлагом), в киосках продаются красочные буклеты Роанока за 20 долларов, на улицах множество лотков с бейсболками с вопросом: «Куда пропали люди?». Посетив небольшой островной музей, можно увидеть немногочисленные предметы исчезнувшей деревни, преимущественно, это домашняя утварь.

Роанок нашел свое отражение в романе Стивена Кинга «Буря столетия»: по сюжету жители поселка исчезли, отказавшись добровольно отдать дьяволу одного из своих детей. Возле знаменитого дерева с вырезанной надписью всегда толпы туристов. Хотя, по историческим сведениям, слова менялись здесь уже трижды. Уолтер Рейлиф сообщал, что на дереве была надпись: «Оно выглядит не так, как…».



А в 1670 году монахиня Эмили Вэйн свидетельствует, что там были выцарапаны слова - «Зло неизбежно», ныне на дереве просто надпись «Cro»… Ходят слухи, что настоящую надпись почти полностью уничтожили: командир экспедиции - Рейлиф решил, что в сообщении зашифровано «одно из имен сатаны». Некоторые исследователей считают, что надпись и вначале была «Кро» - видимо, колонисты хотели показать, что к их исчезновению приложили руку живущие рядом индейцы-кроатоны, но Уолтер Рейлиф со страха все перепутал.



По словам канадского профессора Пьера Моренье, исследовавшего обычаи североамериканских индейцев, у местных аборигенов существовал культ бога Кроатона (в есть которого названо племя индейцев, соседнего с Роаноком острова). Индейцы верили, что Кроатон жил среди них, хотя был невидим и мог вселяться в любое тело. Туземцы приносили богу еду, ложили ее на жертвенный алтарь и наблюдали, как она медленно исчезала в воздухе.

Вероятно, речь идет о массовой галлюцинации, хотя верования кроатонов отличаются многими мистическими явлениями. Имя бога Кроатона переводится как «Жнец душ». Говорят, раз в год к нему присылали «помощника», помещая в запертую хижину с алтарем, а на утро его уже не было.

Колонистов загипнотизировал индейский шаман?



ВЕРСИЙ о причинах исчезновения Роанока множество. Предполагают, что жители бежали, спасаясь от неизвестной болезни, стали жертвами пиратов, захвативших их в плен, уплыли в Англию на шхуне, но погибли во время шторма, попали в «черные дыры». Самая последняя гласит, что индейский шаман загипнотизировал колонистов, и под влиянием гипноза они ушли в море, где и утонули. Непонятно только, зачем это понадобилось индейцам?

На территории исчезнувшей колонии периодически ведутся раскопки. Но даже National Geographic не удалось найти каких-либо предметов, проливающих свет на загадочное событие.



Пресс-ассистент National Geographic Сара Элисон-Ласт, однако, считает, что свидетельства материальной культуры и событий того времени деревни должны сохраниться, а существующие версии пока легко опровергнуть: пираты никогда не доплывали в эту местность, хлипких шхун у колонистов не было (в 1587 году они прибыли на остров на трех кораблях, которые в день исчезновения находились в порту). Индейцы тоже не могли застать их врасплох: поселенцы были хорошо вооружены, поэтому внезапное исчезновение деревни продолжает оставаться загадкой и будоражить умы ученых и туристов.

Разница между начинающим и успешным поисковиком в том, что последний умеет «читать» ландшафт.

Есть несколько верных признаков того, что на месте лесной опушки некогда была небольшая деревенька, а значит, поиск будет удачным. Делимся секретами.

2. Все дороги ведут к жилью. Заброшенные дороги, некогда утоптанные тысячами ног, не так быстро исчезают, как поселения. И если идти по одной из таких дорог, то почти наверняка она приведет к урочищу.

3. Первый признак «ушедшей» деревни - лиственная растительность. Известно, что сначала на урочищах вырастает именно она, и только затем появляются хвойные деревья. Правда, если лес изначально лиственный, примета не работает.

4. Большие старые деревья. Хотя они не приносят ощутимой пользы, но в селениях часто сажают деревья просто для того, чтобы они были. И старая береза или тополь сразу должны вас насторожить. Под такими деревьями путники обычно отдыхали или иногда растение сажали около дома. Нужно проверить все пространство возле корней такого дерева с маленькой катушкой, и если возникнет много сигналов, то место верное.

5. Смотрите на следы на земле. Обычно много лет на месте пропавшего дома по контуру фундамента сохраняется некоторое углубление - квадратной, прямоугольной формы. Часто виднеются камни, кирпичи или остатки кладки печи. Отлично заметно углубления на снегу, но поиск по снегу достаточно труден. Также на место деревни указывают ямы, бывшие на месте погребов. Отметим, что рельеф заметно ранней весной и поздней осенью, когда не мешает трава.

6. Одичавшие культурные растения. Наверняка останутся плодовые деревья - яблони, вишни, может быть, посадки лука или цветов, которые не встречаются в дикой природе так просто. Обращайте внимание на это.

7. Если возникли сомнения - копните грунт. Лесной грунт пустой и достаточно светлый, обычно сероватого оттенка. А почва на местах урочищ богата угольками, черепками, металлическим мусором наподобие гвоздей (а если деревня покинута в 70-80 гг, то и водочными пробками, фольгой, консервными банками).

8. Признак заброшенной деревни - это крапива. Она очень любит расти на перегное. Так что если увидели заросли крапивы в лесу - почти наверняка тут была деревня. Но растет крапива чаще всего на месте бывшей свалки; и понятно, что если искать в крапиве, найдете много металлического хлама и мусора.