Научно-исследовательская деятельность музеев. Положение о научно-исследовательской работе гбук «сахалинский областной краеведческий музей Организация научно-исследовательской работы в музее

ГЛАВА 1. Взаимоотношения музея и общества: исторический аспект

1.1. Возникновение музея: от индивидуальной мотивации к общественным интересам

1.2. Становление идеологии "общественного служения"

1.3. Формирование сообщества музейных профессионалов

1.4. Становление общественной поддержки музеев

1.5. Национальные и интернациональные тенденции взаимоотношений музея и общества в XX в.

ГЛАВА 2. Смысловой и структурный аспекты взаимодействия музея и общества

2.1. Смыслы музея как отражение общественного понимания сущности и структуры музея

2.2. Роль музея в "публичной культуре"

ГЛАВА 3. Характеристика и перспективы отношений музея и общества.

3.1. Функции музея как основа взаимодействия музея и общества

3.2. Сферы взаимодействия музея и общества

3.3. Совершенствование путей взаимодействия музея и общества 174 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 192 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 198 ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие музея и общества как социокультурная проблема»

Перемены, происходящие во всех областях общественной жизни России с середины 1980-х гг. оказали существенное влияние на развитие культуры страны. Процессы трансформации мировоззрения и мировосприятия людей в связи с крушением социалистической системы и идеологии, переоценки ценностей и поиска новых ориентиров достаточно остро поставили проблему отношения общества к культурному наследию.

Музей не остался в стороне от происходящих изменений, хотя сегодня всё труднее применять к нему учрежденческий подход и рассматривать в изоляции от других областей социокультурной деятельности, от общественного мнения и поддержки, являющихся необходимым условием сохранения историко-культурного наследия, воспроизводства творческого потенциала и развития культурной жизни. Глобальные процессы интеграции, урбанизации и миграции отрывают множество людей от их "почвы", от семьи и "малой родины", от непосредственной культуры традиционного общества. Восстановление связи людей с их прошлым, наследованием ими культурных традиций предшествующих эпох, передача культурного опыта последующим поколениям немыслимы без активного участия музеев. Музей - один из важнейших институтов социокультурной сферы, основанный на принципах сохранения и распространения ценностей культуры. Благодаря своей природе, музей проявляет некоторое постоянство в отношении сосредоточенных в нем ресурсов, несет "охранительный" смысл, может служить стабилизирующим фактором в жизни общества, выполняя свои исконные обязанности сохранения и актуализации достижений материальной и духовной культуры общества. Однако именно это качество музея является для него амбивалентным, и способность "стабилизации" ценностей общества может восприниматься как "тормоз", а музей - как излишний балласт в виде склада вышедших из употребления вещей, на пути к "прогрессу" и "развитию". Диалектика бытия музея в обществе, породившая неоднозначные отношения и некоторые проблемы взаимодействия, усиленные динамикой современных преобразований, и вызвала научный интерес к исследуемой проблеме.

Становление новой культурной модели в нашей стране привело к нарушению отлаженной системы взаимодействий музея и общества. Изменение динамики интереса к музеям фиксируется в материалах государственной статистики, находит отражение в трансформации музейной сети страны, в недостаточности финансирования музеев. Эти процессы происходят одновременно с совершенствованием музейной практики, разносторонними поисками музеев как в области установления эффективных контактов с музейной публикой, так и другими группами общества. Сложившаяся ситуация потребовала осмысления проблемы взаимодействия музея и общества с учетом изменяющейся современной социокультурной среды.

Актуальность проблемы организации отношений человека со своим социальным и культурным наследием с целью обеспечения эффективности обоюдных контактов обусловила характер исследования, гипотеза которого исходила из представлений о музее как особой системе, которая сформировалась в соответствии с потребностями социокультурной среды, является следствием и необходимым условием общественного развития. Взаимодействия музея и общества строятся в контексте единой социокультурной среды на основе выполнения музеем функций различных уровней, направленных на обеспечение непрерывности трансляции ценностей.

Целью исследования является изучение взаимодействий музея и общества в социокультурном аспекте. В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи, последовательное разрешение которых и обусловило структуру работы: ч

Обоснование правомерности культурологического и системного подходов к изучению проблемы исследования;

Раскрытие исторического аспекта отношений музея и общества;

Типологическая характеристика основных групп общества по отношению к музею и изучение музейного коллектива как специфической группы общества;

Анализ специфики и структуры музея в качестве объекта общественного восприятия;

Изучение системы функций музея, являющихся основой взаимодействия музея и общества;

Типологическая характеристика сфер взаимодействия музея и общества; определение прогрессивных технологий и оптимальных путей культурной коммуникации в музейной деятельности на базе разработанной модели взаимодействий музея и общества

Практика работы отечественных и зарубежных музеев показала недостаточность общепринятого до середины 1980-х гг. взгляда на проблему, в первую очередь, - как на проблему отношений музея и посетителей. Поэтому объектом исследования в диссертации становится музей как социокультурное явление, система, связанная на многих уровнях со своей средой, и конкретным обществом в качестве одной из ипостасей социокультурной среды. Предметом исследования, в таком случае, оказываются процессы и отношения, складывающиеся при взаимодействии человека и общества с музеем.

Для решения поставленных задач привлекались различные группы источников.

1. Неопубликованные источники, хранящиеся в текущих архивах Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга и музеев, составляющих базу исследования. Эти источники носят в основном статистический и делопроизводственный характер.

2. Результаты опроса, проведенного диссертантом среди музейных работников в 1997-1999 гг.

3. Путеводители, каталоги, справочники, информация в периодических изданиях, отражающие отдельные аспекты взаимоотношений музея и общества.

4. Теоретические и исторические исследования, характеризующие различные аспекты взаимодействия музея и общества, издания методического характера, выпускаемые крупными музеями и научно-исследовательскими учреждениями (Труды ЦМР СССР, Сборники научных трудов НИИ музееведения и НИИ культуры и др.); законодательные источники и инструктивная документация, характеризующие отношения музея и общества на различных этапах общественного развития.

Основной базой исследования явились музеи г. Санкт-Петербурга: различных типов: массовый (Всероссийский музей A.C. Пушкина и др.), научный (Государственный музей Арктики и Антарктики), учебный (Музей танковых войск Ленинградского и Волховского фронтов средней школы №111 (MTB)); профилей: художественный - Государственный Русский музей (ГРМ); литературный - ВМП; исторический - Музей истории революционно-демократического движения 1880-1890-х гг. Адмиралтейского района г. Санкт-Петербурга (МИРДД); естественнонаучный - ГМАА, технический -Музей Санкт-Петербургского метрополитена (МСПбМ); комплексный - галерея "Петрополь", Летний сад и Летний дворец-музей Петра I (ЛД); форм: личный - «Петрополь»; корпоративный - МСПбМ; публичный -ГРМ и др.; ч масштаба: «большие» (ВМП, ГРМ) и «малые» (МИРДД, МСПбМ); статуса и значения: национальный, «особо ценный объект культурного наследия народов РФ» - ГРМ; всероссийский - ВМП; городской - ЛД; муниципальный - МИРДД; ведомственный - СМПбМ; школьный - MTB; частный - музей-галерея «Петрополь», - и в соответствии с этим уровня административного подчинения.

Базой сравнительного анализа послужили некоторые другие музеи Санкт-Петербурга, которые в своей совокупности, системном единстве дают возможность рассмотреть многообразные аспекты предмета исследования и проанализировать общие процессы. Одновременно проводился сравнительный анализ с помощью литературы о музеях таких стран, как Австралия, Великобритания, Ирландия, Канада и США. Хронологические границы исследования - от времени возникновения публичных музеев, то есть музеев в современном понимании этого слова, и, соответственно, становления взаимоотношений музея и общества, до к. 1990-х гг.

С самого начала была очевидной необходимость провести операционализацию понятий темы. Учитывая растущую диалогизацию в процессах восприятия мира современником, понятие "взаимодействие" в культуре конца XX в. приобретает весомую смысловую нагрузку. Взаимодействие - система двусторонних связей, в результате которых изменения одной стороны неизбежно приводят к некоторым переменам и в другой. Таким образом, проблема взаимодействия музея и общества может быть представлена как проблема диалектических связей двух явлений, решение которой видится на путях диалога.

Учитывая все многообразие трактовок и определений музея, а также специфику их типов и профилей, в диссертации была предпринята попытка исследовать музей в аспекте его взаимодействий с обществом не как некоторую конкретную форму организации социальных отношений в области искусства (художественный музей), исторической памяти (исторический, мемориальный музей), естественной истории (естественнонаучные музеи) и т.п., а как родовое явление. В понимании музея акцентируются те черты, которые придают музеям всего мира сходство и позволяют отличать от немузеев, меж тем как большинство исследователей выявляет специфику отдельного вида современного музея (музея определенного типа, профиля, подчинения и т.п.). Музей выступает как эмерджентная система1, организовывающая отношения человека с его опредмеченным культурным наследием.

В исследовании дается характеристика различных историко-культурных форм музея в их отношениях с обществом как целостной, саморазвивающейся системой, связанной человеческой деятельностью в различных её проявлениях. Общество представляется в качестве социального компонента социокультурной среды, окружающей систему музея. Зачастую специалисты обращают внимание только на отношения музея с частью общества: музейной публикой. Представляется, что целостный взгляд на проблему способно дать рассмотрение всей совокупности отношений.

В подходе к пониманию культуры мы придерживаемся позиции Э.С. Маркаряна, утверждавшего, что культура - "это функция общества" (182, с.66), способ человеческого существования и деятельности.

Внешняя среда - необходимое пространство и фон, на котором и при непосредственном участии которого развивается функционирование системы, совокупность различных (макро- и микро-) условий жизнедеятельности и поведения. Реалии бытия музея невозможно ограничить социальной либо культурной средой как внешним для данной системы образованием, с которым музей связан сетью коммуникаций (по определению В. Г. Афанасьева: 20, с. 31). Поэтому в диссертации широко используется понятие "социокультурное" (как по отношению к среде, так и другим понятиям, соотнесенным с бытием в этой среде), которое рассматривается как целостность и единение, исходный синкрезис социального и культурного, вне зависимости от существующего аналитического операционального расчленения. Непрерывно оказывая влияния на систему, изменения в социокультурной среде вынуждают музей перестраиваться, воспринимать или нейтрализовать эти воздействия, служат постоянным источником развития.

1 Система, обладающая свойствами, отличными от суммы свойств ее элементов (термин Н. Лумана: 476)

Касаясь степени разработанности темы, отметим, что тема взаимодействия музея и общества в рамках социокультурной проблематики в целом пока не подвергалась рассмотрению, хотя история этой проблемы уходит корнями в эпоху формирования и развития публичных музеев (пореформенное время в России). К этому же времени относятся и первые попытки осмысления места и роли музея в жизни общества и в культуре. В работах Н.Ф. Федорова (360-363) на рубеже Х1Х-ХХ веков впервые дается целостное философское осмысление музея и поднимается вопрос о его нравственно-жизнестроительном значении в существовании общества и культуры. В 1920-е гг. к вопросу смысла музея обращаются П.А. Флоренский (369) и A.B. Бакушинский (23), по-разному трактуя вопросы бытия музея в культуре.

После 1920-х гг. традиция философского осмысления феномена музея в нашей стране прерывается на длительное время и возобновляется лишь в последнее десятилетие. В большинстве современных исследований авторы выбирают институциональную форму музея для воплощения своих размышлений о каком-либо аспекте реальности, зачастую касаясь отношений музея и общества. В последнее время предпринят ряд попыток целостного осмысления художественного музея и отношений, складывающихся вокруг него, с помощью эстетического подхода (Е.В. Волкова (45-47), Н.Г. Макарова (175)). Л.Я. Петрунина (268-270) проводит культурологический анализ социальных оснований музейного института как регулятора определенных отношений, складывающихся в сфере художественной жизни.

В 1976 г. И. Бестужев-Лада и М. Озерная предприняли интересную попытка представить музей как целостное образование в сфере культуры, выявить общекультурные функции музея и определить его миссию в обществе (553: 1976, № 9, с. 6-10). Эта сравнительно небольшая журнальная публикация дала толчок развитию культурологических разработок в области музейного дела (М.С. Каган (118), A.C. Кузьмин и Е.Е. Кузьмина (150), H.A. Никишин

240-242), E.H. Попова (284) и другие). Ряд исследователей, используя в качестве универсального эвристического принципа теорию коммуникации, рассматривают музей и различные аспекты его деятельности в контексте культурной коммуникации, пытаясь перевести эту теорию на методологический уровень музееведения (М.Б. Гнедовский (62-69), В.Ю. Дукельский (87-89), И.В. Иксанова (106-108), Т.П. Калугина (122-124), С.В.Пшеничная (300), отчасти Д.А. Равикович (303-305) и другие). В.Ю. Дукельский, в частности, в поисках методологических оснований отходит от коммуникационного подхода в сторону "музейного историзма" и осмысляет музей как особую систему накопления, освоения и воспроизведения исторических знаний.

Проблема взаимодействия музея и общества находит отражение и в вопросах, касающихся функций музея, и роли музеев в целом, а также отдельных видов музеев, в обществе в процессе их исторического развития (Е.В. Ванслова (42), А.Б. Закс (91-94), Ю.П. Пищулин (271-276), Д.А. Равикович (301-306), A.M. Разгон (307-311); дискуссия о социальных функциях музея в НИИ культуры в 1989 г. (342, 343) и др.).

Следует отметить также работы музейно-социологического характера, в основном связанные с практикой работы художественных музеев. Эти исследования опираются на традицию изучения музейного зрителя как "потребителя искусства", берущую свое начало в социологических исследованиях 1920-х гг. (104, 138) (Б.И. Агафошина (4), А.И. Аксенова (6), Т. Гаврюсева (55), Т.И. Галич (56-58), Г. Красилина (144), В.И. Лайдмяэ (157), Л.Я. Пегрунина (268-270), В.П. Рощин и В.В. Селиванов (226, 325, 333) и др. (278 , 326)). Недостаток изучения посетителей музеев других профилей восполнили в конце 1970-х гг. масштабное исследование НИИ культуры "Музей и посетитель " (аудитория краеведческих музеев) (7, 8, 223, 271, 272), в 1978-1983 гг. - комплексное исследование музеев-заповедников (161, 188, 263, 273, 274), и в середине 1980-х гг. - исследование по изучению отношения населения крупных городов к музею (154, 188, 378). За последние 5 лет подобных крупных исследований больше не проводилось, хотя аудитория музеев, согласно выборочно проведенным социологическим исследованиям, претерпела изменения (13, 18, 59, 96, 109, 127, 199, 217-219, 267, 291, 329, 337, 344, 381,382, 383).

Наиболее подробно разработан круг вопросов, связанных с пониманием музея как института с большим образовательно-воспитательным потенциалом. Они ставились преимущественно в рамках теории культурно-просветительной работы и имели психолого-педагогическую направленность, проявлявшуюся в разработке конкретных методик образовательно-воспитательной деятельности для музеев различных типов и профилей (Л.И. Агеева (5), З.А. Бонами (33-36), Е.Г. Ванслова (42), М.Ш. Доминов (83), E.H. Крайнер (143), Н.П. Лощилин (169), Г.М. Луговая (170), Н.В. Нагорский (237), Л.М. Шляхтина (389-390), М.Ю. Юхневич (397-398) и др.)

К этому блоку работ ввиду общности подходов непосредственно примыкают другие, связанные с деятельностью общественных музеев, музеев в составе КСК, музеев на селе, экомузеев, а также в целом связанные с ролью общественности в жизни и деятельности музеев (И.Т. Буланый и И.Г. Явтушенко (41), А.И. Голышев (71), А.У. Зеленко (97), М.А. Казарина (121), В.М. Кимеев (131), И.М. Коссова (140-141), А.З. Крейн (147), А.К Ломунова (162), Г.М. Луговая (170), В.Г.Лурье (171-173), H.A. Никишин (239-242), Т.О. Размустова (312), А.Е. Сейненский (332), В.Е. Тумаков (355), В.А. Шляхин (388) и др. (209, 232, 317, 318)). В последнее время количество подобных публикаций увеличилось. Появились также работы, рассматривающие проблему места музея в системе функционирования культурного наследия (Г.М. Бирженюк и А.П. Марков (32), Т.Н. Куракина (156), А.Я. Флиер (368)), роль музея в формировании территориальных рекреационных систем во взаимодействии с туризмом (Е.В.Середина (335), П.М. Шульгин), в сфере общественного производства в новой социально-экономической системе отношений, как фактор культурного и экономического развития региона (Р.В. Альмеев (10), Г.П. Бутиков (39-40) и др.)

В диссертации проанализирован достаточно репрезентативный корпус англоязычной литературы (издания Австралии, Великобритании, США, материалы международных профессиональных встреч, опубликованных на английском языке, страницы музеев в сети INTERNET). Помимо переведенных на русский язык публикаций зарубежных авторов, были рассмотрены некоторые наиболее существенные для изучаемой проблемы работы на других языках (немецком, польском, французском, чешском: См. №№ 425, 429, 442, 447, 463, 475, 476, 492, 518, 522, 531).

В зарубежной музееведческой литературе давно и плодотворно разрабатывается круг вопросов, посвященных отношениям музея и общества. Наиболее известными являются книги Ж. Базена (409), А. Уиттлин (546, 547 и др.), К. Хадсона (458-462), исторически обосновывающие идеологию "общественного служения" музея. Исторические аспекты формирования музеев и музейной аудитории рассматривают также английские и американские историки досуга П. Бейли, X. Каннингхем, Дж. Олтик (404). На Западе исследования разнообразных аспектов отношений музея и общества, в отличие от нашей страны, никогда не прерывались. Они ведут отсчет с работ Дж. Коттона Даны (1920-е гг.) (427). С этого времени получили широкое распространение исследования публики; музей рассматривался в дуальной системе культуры (массовой и высокой), регулярно пересматривались проблемы управления музеями и музейной политики (Дж.К. Дана (427), Дж. Дьюи (431), Б.И.Жильман (441), Л.В. Коулмен и У. Липпман (420, 421), Л. Риал (522)). С довоенных же лет в англоязычных исследованиях обнаруживается традиция восприятия музея как средства внешкольного образования и воспитания человека на протяжении всей его жизни. (Л.В. Коулмен (420, 421), Х.М. Матон-Ховарт (482), Г. Тэлбойз (533), И. Финли (440) и др. (494, 497-499, 501, 503)). Как и в отечественной литературе, здесь уделяется серьезное внимание проблемам художественного музея и его публики, эстетической роли музея в образовании общества (П. Бурдье и П.С. Эбби (413), Д. Камерон (125, 126), Дункан Кэрол (434, 435), Дж. Кулидж (423), П. ди Маджио (513), А. Парбел, С. Уейл (544) и др.).

Одним из оформившихся интернациональных направлений в изучении контактов музея, его влияния на аудитории, является теория музейной коммуникации, видными представителями которой стали В. Данилов (428), Д. Камерон (125, 126), М. Ковач (468), И. Мароевич (480-481), Э.Орна (510), Д. Портер (286, 519), Ю. Ромедер, 3. Странский (345, 346, 531), Дж. Томпсон (478), М. Ульдалл (66) и др (299, 347, 348, 541). Применение теории коммуникации к изучению музейных проблем во многом пересекается с семиотическим подходом в исследовании некоторых сторон деятельности музея: знаковой природы музейной коммуникации, исходящей из знаковой природы предмета; экспозиции как текста; проблем восприятия и понимания (В. Глудзиньский (442), П. Мак-Манус (485), С. Пирс (507, 515, 516), 3. Странский (345, 346, 531), Э. Таборски (532), Э. Хупер-Гринхилл (449-453)).

Существуют специфические исследования, посвященные проблемам эффективности деятельности музеев, сочетающие методы социологии и маркетинга при изучении общественного мнения и выработке стратегий работы с различными категориями публики (Д. Кэрол (434), Р. Лумис (474), Ф. Маклин (484), С. Раньярд (524) и др.).

В последние годы вышли из печати интересные монографии, сборники, представляющие музей в русле широкого культурологического подхода, рассматривающие его в ряду других общественных институтов (право, искусство, рынок) в определенном социально-экономическом контексте (например, Ч. Банн (407), С. Уейл (543-544), М. Саггит (236), Д. Хорн (455457)), как средство обеспечения понимания, диалога народов и культур (И. Карп и С.Д Лавин (465, 466, 470, 471; см. также 439, 500), и даже как необходимое условие реализации гражданина современного общества (Т.

Беннетт (412, 499; Музейная ассоциация Канады (422, 491, 537, 548) и др.). Существуют попытки и критического рассмотрения музейного феномена и культурного наследия в целом в контексте постиндустриальной цивилизации. Такая тенденция прослеживается в Великобритании и достаточно ярко выражена в работе Р. Хьюиссона (448) (См. также: 464, 472, 477, 488, 529). Немало исследований посвящено государственной и частной подцержке музеев, вопросам финансирования и музейного маркетинга (С. Уейл (544), Хиггинс Бафл (514), Даг Бьёркен (426), С. Раньярд (236, 544) и др.). Достаточно важным для нашей темы является выделение в зарубежном музееведении таких направлений, как музейный профессионализм, музейная профессия как род общественного служения, профессиональная этика по отношению к музейным коллекциям и к публике, которым в отечественных исследованиях уделяется недостаточно внимания (Р. Амбьйорнссон (405), Дж. Буркоу (416), Н. Коссонс (424), Т. Сола (528), С. Тивер (534), С. Хорие (452)).

Комплексный характер проблемы взаимоотношений и взаимовлияний музея и общества требует разработки и использования особых методов, которые позволяли бы исследовать проблему во всей ее полноте. В основу методических приемов, применяемых в диссертации, положены методологические принципы системного подхода, разработанные М.Г. и П. К. Анохиными (15, 16), В.Г. Афанасьевым (20, 21), И.В. Иксановой (106-108), М.С. Каганом (116-120), A.C. Кузьминым (151), Э.С. Маркаряном (182-186), А.И. Пелипенко и И.Г. Яковенко (265), О.В. Поскониной (289-290), В.И. Свидерским (331), А.И. Уемовым (356, 357); Н. Луманом (476), Т. Парсонсом (11), И.Р. Пригожиным и Г. Николисом (243, 294) и др. Цели и предмет диссертационной работы предопределили необходимость сделать акцент на функциональном направлении, нацеливающем на изучение системы музея во взаимодействиях со средой и другими системами. При разработке данного аспекта принципиальное значение имели исследования философов и культурологов Б.Г. Ананьева (12), А.И. Арнольдова (17), Э.Л. Баллера (26)

М.М. Бахтина (27), И.В Бестужева-Лады (29), B.C. Библера (30-31), A.C. Ворончихина (52), И.С. Гуревича (76-78), С.Н. Иконниковой (195-197), М.С. Кагана (116-120), Г.С. Кнабе (132), Д.С. Лихачева (159), Ю.М. Лотмана (163168), С.Т. Махлиной (189-190), М.К. Петрова (216), Э.В. Соколова (340), А. Тоффлера (535), А.И. Флиера (368), в которых культура рассматривается как диалогическое явление, как система взаимодействий.

Существенную роль при изучении музея как важнейшего явления культуры играло обращение к теории информации и концепции культурной коммуникации, включая положения о специфической музейной коммуникации (З.А. Бонами (33-36), М.Б. Гнедовский (62-69), Д.Б. Дондурей (84, 85), В.Ю. Дукельский (87-89), И.В. Иксанова (106-108), Т.П. Калугина (122-124), H.A. Никишин (239-242), И.Л. Савранский (327), A.B. Соколов (339), J1.M. Шляхтина (389-390); Р. Агарвала-Роджерс и Э. Рождерс (3), Д. Камерон (125-126), А. Моль (205-206), С. Пирс (507, 515, 516), 3. Странский (345, 346, 531), Д. Хорн (455-457), Э. Хупер-Гринхилл (449-453) и др.). Осмысляя особенности музейного освоения действительности, автор обращался к результатам исследований Е.В. Волковой (45-47), A.A. Воронина (51), В.Ю. Дукельского (89), Л.Я. Петруниной (268-270); А. Грегоровой (72-73, 446), В. Глудзиньского (442), 3. Странского (345, 346, 531), Э. Таборски (532), К.Хадсона (458-462), К.Шрайнера (394-395) и других видных культурологов и музеологов. Методология исследования базировалась на использовании общенаучных принципов (идея преемственности в развитии, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического). При этом особое внимание уделялось специфическим подходам общенаучного и культурологического характера.

Сложность объекта и предмета исследования предопределила необходимость применения как общих, так и специальных методов исследования. На первом этапе методика исследования включала в себя разностороннее изучение истории и теории вопроса, анализ документов, научных публикаций, периодической литературы, методических материалов.

При изучении всего многообразия контактов музея и общества в музеях, составляющих базу исследования, были использованы методы наблюдения и сравнения, ознакомления с практикой работы музеев и музейной документацией. Определение основных функциональных зависимостей и сфер взаимодействия музея и общества потребовало обращения к методам системного анализа и системного моделирования. С целью подтверждения достоверности некоторых положений применялись социологические методы (включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование экспертов, беседы с руководителями, сотрудниками музеев, посетителями). На базе Музея ИРДД 18801890-х гг. с 1998 г. осуществляется опытно-экспериментальная работа по реализации некоторых рекомендаций исследования.

Научная новизна работы состоит в последовательном применении системного подхода в исследовании, что позволяет развить мало разработанные аспекты теории в отечественном музееведении. Исходные положения, на которые ориентировалось исследование, позволили отойти от формализованных управленческих представлений о музее-учреждении и по-новому представить музей как открытую систему социума. Представлена попытка осуществить перевод данных музееведения на уровень общенаучной теории - системного подхода; таким образом, для музееведения данная работа представляет собой выход в новую область знания. Общетеоретические музейные концепции в последнее время разрабатывались в основном через эстетическую, институциональную проблематику, теорию информации и коммуникации. Данная работа добавляет к ним системное рассмотрение объекта.

В ходе исследования на нескольких уровнях рассматриваются функции музея, поскольку именно они определяются в качестве основы взаимодействия музея и общества. В результате обосновывается отличная от ранее предаюженных система функций музея, позволяющая более точно отразить связи и отношения музея и социума.

При изучении взаимодействия музея с его средой конкретизируется ситуация формирования отношений вокруг особого феномена культуры, в качестве которого выступает музей как специфический транслятор и генератор социокультурного опыта. На базе этих отношений выстраивается типологическая характеристика основных уровней взаимодействия и основных групп общества, попадающих в ту или иную сферу взаимодействия с музеем.

В работе уделяется внимание характеристике музейного коллектива как специфической общности, представляющей музей в рамках более широкого социального контекста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что на основе анализа функционирования музеев демонстрируются основные тенденции развития путей и форм взаимодействия музея и общества, определяются наиболее эффективные формы и методы деятельности музеев, оптимальные пути коммуникации. Положения исследования могут быть использованы при чтении курса музееведения и теоретических курсов для музейных специалистов. Возможно также применение работы в качестве опоры в духовно-практической деятельности музейного коллектива с целью развития профессионального самосознания, а также для аргументации концепций музеев, планов развития и подготовки музейных программ по организации отношений с обществом.

Отдельные положения и выводы диссертационного исследования были изложены в докладах на Всероссийских аспирантских конференциях (апрель, 1995-1997, СПбГАК), на научном семинаре кафедры музееведения (май, 1998, СПбГАК), при подготовке практических занятий по курсу «Основы музейного дела» для студентов Ленинградского областного колледжа культуры (март-июнь 1999 г.) а также в опубликованных работах, и практической деятельности на базе Музея истории революционно-демократического движения 1880-1890-х гг. г. Санкт-Петербурга.

Структура диссертации обусловлена целями и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

  • История и современные тенденции в развитии музейного мира Сибири: адаптационный подход 2012 год, доктор исторических наук Шелегина, Ольга Николаевна

  • Пространство музея в воспроизводстве современного российского общества 2006 год, кандидат философских наук Карлов, Иван Иванович

  • Музеи Российской академии наук: историко-культурологический анализ 2006 год, кандидат культурологии Мурзинцева, Александра Евгеньевна

  • Современные формы культурно-образовательной деятельности в художественном музее: Опыт Государственного Русского музея 2006 год, кандидат искусствоведения Ахунов, Валерий Масабихович

  • Оружие как объект музейного экспонирования 2008 год, кандидат культурологии Ерешко, Юлия Владимировна

Заключение диссертации по теме «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», Зиновьева, Юлия Владимировна

Заключение.

В данном диссертационном исследовании была предпринята попытка системного рассмотрения социальной и культурной проблемы взаимодействия музея и общества. Использованная в исследовании методология сделала возможным в определенной степени решение задач, поставленных на начальной стадии исследования:

1) обоснована правомерность культурологического и системного подходов к изучению проблемы взаимодействия музея и общества как взаимодействия разноплановых систем в рамках единой социокультурной среды;

2) проведено рассмотрение исторической и социальной детерминированности музея и его связей со средой в рамках системы отношений "музей -культура - общество";

3) прослежено формирование и дана типологическая характеристика основных групп сообщества по отношению к музею; особое внимание уделено изучению музейных профессионалов как особой группы общества;

4) выявлены основные структуры общественного восприятия музеев и намечены проблемы взаимодействия;

5) предпринят многоуровневый анализ функций музея;

6) определена типологическая характеристика сфер взаимодействия музея и общества;

7) намечены прогрессивные технологии, оптимальные на сегодняшний день пути взаимодействия музея и общества.

Таким образом, была достигнута основная цель и подтверждена гипотеза исследования о том, что полноценное изучение взаимоотношений музея и общества возможно только при их системном рассмотрении, когда музей изучается в качестве социокультурного явления во всей полноте контактов с обществом и различными социально-культурными группами. Взаимодействие музея с обществом обусловлено как структурой феномена музея, так и потребностями общества в музеях, музейным отношением человека к действительности.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволили сделать следующие выводы:

1. Исследование любого сложного явления требует применения адекватных методов. Интегративность и комплексность являются свойствами музея, сочетающего в себе разнонаправленные характеристики: хранение и использование невозобновляемых ресурсов. Сложность предмета исследования -взаимодействия музея и общества -повлекла за собой необходимость обратиться к системному подходу.

При этом музей представляет собою открытую развивающуюся систему, дифференцированную от окружающей социокультурной среды, в которой общество и культура объединяют свои усилия, образуя культурные способы опредмечивания общественных отношений. Подсистемы общества взаимодействуют с подсистемой музея в рамках единой социокультурной среды. Поэтому столь важным является вопрос о функциях, выявляющих взаимозависимости различных систем.

2. Системно-исторический подход к проблеме взаимодействия выявляет в качестве основных социокультурные предпосылки формирования музея. В связи с усложнением социальной структуры общества и его культуры, социальной, экономической, политической и другими формами дифференциации, развитием культурных потребностей человека в процессе его исторического развития музей постепенно стал открываться для широкой публики. Постепенное расширение контактов музея и общества, демократизация аудитории музея привели к ориентации музеев на идеологию "общественного служения".

3. Длительный период институализации музея прошел в условиях взаимодействия трех основных социальных групп: владельцев музейных ценностей, публики и специалистов - "музейных профессионалов". Особенности отношений этих групп наложили отпечаток на специфику исторических форм музея: 1) личный; 2) корпоративный; 3) государственный (публичный). Последняя, на сегодня ведущая форма музея, выводит в качестве владельца культурных ценностей все общество, превращая формулу взаимодействия трех групп в следующую: "общество - публика - музейные работники", в которой публика играет все большую роль, являясь связующим звеном между музеем и обществом, а музейные работники формируют достаточно организованное музейное сообщество.

4. В результате анализа определений музея, понимания музея различными авторами, музейными работниками и экспертами, была представлена попытка вычленить сущностные характеристики музея как общественно-значимого явления. Это: а) осмысленное собрание опредмеченных идей и ценностей; б) особая предметно-пространственная среда представления этих ценностей; в) отмеченная "музейная ситуация" соприкосновения с этими ценностями.

В музее возможен столь необходимый человеку опыт приобщения к "иному" бытию, не включенному в орбиту его собственного жизненного опыта. В этом музей схож со школой и университетом, знакомящими с достижениями человечества, с познанными природой и обществом, дающими чувственный опыт и разносторонние познания. В этом музей схож и с храмом, дающим всеобщее единение, приобщающим к сверхчувственному опыту, к иным мирам.

Приобщение к "иному" происходит через "интерьеры" чужой деятельности, неоднозначное, другое восприятие мира. Обращение к музею является обращением к особой нише постижения мира, познания "иного". Она незамес-тима, но необходима разным людям в разной мере. Поэтому практическая проблема привлечения широкого посетителя, возможно, никогда не найдет решения.

5. Музей выполняет функции различных уровней: внутрисистемные, системные (собственно музейные) и метасистемные - социокультурные функции. Основные функции музея (документирование, моделирование, интерпрета-тивная коммуникация) достаточно стабильны и основаны на ценностном, музейном отношении к действительности. Изменяются лишь виды человеческой деятельности, необходимые для выполнения этих функций, связанные с изменением социокультурной среды музея. Социокультурные функции музея, как глобальные, так и личностные, осуществляются музеем благодаря тем значениям, которые общественное сознание придает музею на данном этапе развития и во многом разделяются другими социокультурными институтами.

6. Выполнение музеем своих основных функций предопределило формирование сфер взаимодействия музея и общества, каждая из которых обладает собственной временной направленностью и специфическими характеристиками. Условно они названы сферами "традиции", "современности" и "инновации". В каждой сфере отношения музея и общества носят особый характер, благодаря чему вырабатываются специфические способы и формы их контактов. С целью гармонизации связей музея с его социокультурной средой необходимо уделять равномерное внимание всем сферам взаимодействия музея и общества.

7. Отправной точкой совершенствования всей деятельности и всех контактов музея является приобретение музеем самоосознания и способности самоописания как отличной от других системы со своими особенностями развития. В практической деятельности это выражается в необходимости своевременных осмысления целей и задач, "миссии" музея и концепции его развития, своего места в метасистеме, потенций и возможностей, выработки программных документов и стратегических планов, и оценки результатов достигнутого, сплочения в этой деятельности коллектива музея. Не менее важным является для музея и изучение своей среды с целью своевременного реагирования на социальные и культурные изменения и возможности управления отношениями с обществом. Музей является лишь одним из путей трансляции человеческого опыта, и в этом процессе он неизбежно взаимодействует с другими каналами культурной преемственности. За счет этого в музее происходит как расширение контактов с обществом, так и обогащение сферы музейного формотворчества, методического и технико-технологического арсенала. Для того, чтобы найти свою "нишу" в условиях плюралистической, "лоскутной" культуры постсоветского общества, достаточно большой плотности рынка культурных услуг, каждый музей должен определиться в отношении своего адресного сообщества, которому он наиболее нужен и интересен, и от которого более всего зависит, не отказываясь от публичности и общедоступности и служа форумом диалога культур.

Подводя итоги диссертационного исследования, автор надеется, что некоторые из его наблюдений и выводов могут быть использованы музееведческой теорией и практикой для совершенствования музейной работы, получат свое отражение в последующих исследованиях проблематики взаимодействий музея и общества.

Необходимо отметить, что предлагаемое исследование ни в коем случае не претендует на однозначное и исчерпывающее освещение столь сложной и многоаспектной проблемы, как проблема взаимодействия музея и общества. В связи с достаточно широкой постановкой проблемы исследования, требующей для своего разрешения слаженных усилий целого коллектива специалистов: культурологов, социологов, музееведов, психологов, педагогов, политиков, и ограниченностью возможностей индивидуального исследователя, очевидно, что различные аспекты проблемы требуют дальнейшей разработки.

Намечая возможные перспективы изучения данной проблематики, автор полагает, что музееведению еще предстоит в полной мере осмыслить многоаспектный материал, накопленный музейной практикой, а также практикой работы с музеем других социокультурных институтов. Комплексного изучения требуют проблемы отношений музея и сообщества, изучения общественного имиджа музея. Углубленного теоретического анализа требует вопрос изучения специфики музейного коллектива. Особый научно-практический интерес представляет разработка проблем: взаимоотношений музея и общества по вопросам комплектования фондов музея в условиях рыночных отношений; обеспечения межмузейного сотрудничества; сотрудничества различных музеев, учреждений культуры, образования, общественных организаций, органов власти и управления и других заинтересованных сторон в местных масштабах с целью разрешения насущных вопросов жизни местного сообщества; "паблик рилейшнз" в музее; проведения маркетинговых и некоторых других исследований публики. Однако эти проблемы уже выходят за рамки настоящего исследования.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Досье на проект

В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N22, ст.2591; 2003, N2, ст.167; 2004, N35, ст.3607; 2008, N30, ст.3616; 2010, N19, ст.2291; 2011, N 9, ст.1206; 2014, N49, ст.6928; 2016, N27 (ч.II), ст.4290) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра культуры Российской Федерации В.В.Аристархова.

Министр В.Р.Мединский

Положение
об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях

1. Настоящее Положение в соответствии с Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" определяет порядок организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.

2. Положения о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям утверждаются руководителем музея, с учетом требований, установленных пунктами 3-11 настоящего Положения, и доводятся этими организациями до сведения граждан посредством размещения информации на официальных сайтах организаций в информационно-коммуникационной сети "Интернет".

3. Доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в хранилищах музеев и информации о них реализуется посредством:

1) просветительных и образовательных мероприятий;

2) представления обществу музейных предметов и музейных коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о музейных предметах и музейных коллекциях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3) публикация и распространение информации, содержащей сведения о деятельности организации в области хранения, изучения и публичного представления культурных ценностей с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа;

4) публикация результатов научно-исследовательских работ с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

4. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда и находящимся в экспозиционно-выставочных помещениях, организуется в часы наиболее удобные для посетителей, в том числе в вечернее время, в выходные и праздничные дни.

5. Организация доступа посетителей в экспозиционно-выставочные помещения, размещение музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда, производится с соблюдением установленных Едиными правилами требований к освещенности и влажности помещений, учетом тематического содержания выставки, количества посетителей, которые могут одновременно находиться в помещении.

6. Для организации и обеспечения доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям музей размещает на официальном сайте музея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" следующую информацию:

1) полное и сокращенное наименование организации;

2) адрес места нахождения организации и ее структурных подразделений, осуществляющих экспонирование музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда;

3) номер телефона справочной службы организации;

4) адрес электронной почты организации;

5) сведения о графике работы организации;

6) положение о порядке и условиях доступа к музейным предметам и музейным коллекциям;

7) перечень оказываемых организацией услуг, порядок их предоставления, стоимость услуг, наличие льгот;

8) календарные планы проведения мероприятий, в том числе мероприятия с лицами, не достигшими восемнадцати лет, инвалидами;

9) порядок ознакомления инвалидов с музейными предметами и музейными коллекциями;

10) результаты научно-исследовательских работ, связанных с хранением, изучением и публичным представлением культурных ценностей с учетом сведений, составляющих государственную тайну или относящихся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

7. Доступ лица, выполняющего научно-исследовательские работы по вопросам хранения, изучения и публичного представления культурных ценностей, в музей для работы с музейными предметами и музейными коллекциями, в архиве и библиотеке музея, осуществляется на основании заявления руководителя юридического лица, в котором лицо выполняет научно-исследовательскую работу.

8. Заявление, указанное в пункте 7 настоящего Положения, подается на имя руководителя музея.

В заявлении указывается:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии), ученая степень (при наличии), научное звание (при наличии), гражданство (подданство) лица, выполняющего научно-исследовательскую работу;

2) тема и сроки выполнения научно-исследовательской работы;

3) научные задачи, которые ставятся перед исследователем;

4) с какими музейными предметами и музейными коллекциями, архивными документами предполагается ознакомление лица, выполняющего научно-исследовательскую работу;

6) необходимость воспроизведения музейных предметов и музейных коллекций по результатам выполнения научно-исследовательской работы (на бумажных носителях, в электронном виде);

7) дата, до которой будет представлен отчет о результатах научно-исследовательских работы в музей;

8) условия, на которых возможно использование результатов научно-исследовательской работы музеем.

9. Руководитель музея в течение десяти рабочих дней принимает решение о возможности доступа лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям.

Основаниями для отказа в удовлетворении заявления, указанного в пункте 7 настоящего Положения, являются:

1) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 66 настоящего Положения;

2) неудовлетворительное состояние сохранности музейных предметов и музейных коллекций, подтвержденное протоколом заседания реставрационного совета;

3) в отношении музейных предметов и музейных коллекций на дату подачи заявления проводятся реставрационные работы;

4) нахождение музейного предмета на реставрации за пределами музея с указанием реквизитов договора на производство реставрационных работ в отношении музейных предметов и музейных коллекций;

5) нахождение музейных предметов и музейных коллекций на временной (постоянной) экспозиции в других организациях;

6) сведения о музейном предмете и музейной коллекции составляют государственную тайну или относятся к иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявления, указанного в пункте 7 настоящего Положения, руководитель музея в течение десяти рабочих дней письменно уведомляет об этом организацию, которой направлено заявление, с указанием причин отказа в удовлетворении заявления.

В случае нахождения музейного предмета и музейной коллекции на временной (постоянной) экспозиции в других организациях, в уведомлении музея указывается планируемые сроки возврата музейных предметов и музейных коллекций в музей.

В случае неудовлетворительного состояния сохранности музейных предметов и музейных коллекций, в уведомлении указываются реквизиты протоколы заседания реставрационного совета и сообщается, когда будет осуществлена реставрация музейного предмета и музейной коллекции. В случае, если реставрация музейного предмета и музейной коллекции не планируется в течение трех лет со дня принятия решения руководителем музея об отказе в удовлетворении заявления, то допуск лица, осуществляющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям, осуществляется музеем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в сфере культуры.

10. Допуск лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и музейным коллекциям оформляется приказом руководителя музея, в котором указывается:

1) порядок организации работы лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, с музейными предметами и музейными коллекциями;

2) фамилия, имя и отчество (при наличии) работника музея, который ответственен за взаимодействие с лицом, выполняющим научно-исследовательскую работу;

3) условия упоминания музея и условия воспроизведения музейных предметов и музейных коллекций, информация о которых была использована в ходе научно-исследовательской работы;

4) период проведения научно-исследовательских работ;

11. Доступ к музейным предметам и музейным коллекциям, сведения о которых составляют государственную или иную охраняемую законом тайну, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о государственной тайне или иной охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа.

Справка к приказу Министерства культуры Российской Федерации
от ___ _______ 2016 г. N ___ "Об утверждении Положения об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях"

1. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от ___ _______ 2016 г. N ___ "Об утверждении Положения об организации доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях" (далее - Приказ) издан в целях реализации части 7 статьи 35 Федерального закона от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".

Предмет правового регулирования Приказа - отношения связанные с организацией доступа граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, находящимся в музеях.

Подготовка и издание Приказа направлены на повышение доступности граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в депозитариях (фондохранилищах) музеев.

Приказом утверждается положение, предусматривающее доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям, в том числе находящимся в хранилищах музеев и информации о них.

Приказ не требует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других ведомственных нормативных правовых актов.

2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 N 851 "О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N36, ст.4902; N52 ст.7507; 2014 N32, ст.4502; 2015, N6, ст.965, N31, ст.4692) Приказ был размешен на официальном сайте regulation.gov.ru с ___ по ___для проведения общественного обсуждения и независимой антикоррупционной экспертизы.

Замечания и предложения в указанные сроки в Минкультуры России не поступили.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об утверждении Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N10, ст.1084; 2012, N52, ст.7507; 2013, N13, ст.1575, N48, ст.6278; 2015, N6, ст.965, N30, ст.4604) Приказ в целях проведения независимой антикоррупционной экспертизы был размещен на официальном сайте regulation.gov.ru с ___ по ___.

Экспертные замечания в указанные сроки в Минкультуры России не поступили.

3. При подготовке Приказа Минкультуры России были использованы следующие законодательные акты:

Гражданский кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N32, ст.3301);

Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N22, ст.2591; 2003, N2, ст.167; 2007, N27, ст.3213; 2010, N19, ст.2291; 2011, N9, ст.1206; 2014, N49 (часть VI), ст.6928).

4. Ответственный за прохождение государственной регистрации в Минюсте России - начальник отдела Музейного фонда Департамента культурного наследия Чечель Наталья Васильевна тел. 8 495 6291010 (вн. 1498).

Директор Нормативно-правового
департамента
Н.В.Ромашова

Обзор документа

Разработан проект положения об организации доступа граждан к музейным предметам и коллекциям, находящимся в музеях.

Так, доступ граждан к таким предметам и коллекциям и информации о них будет происходить, в частности, посредством просветительных и образовательных мероприятий; представления обществу музейных предметов и коллекций путем публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей, размещения сведений о них в сети Интернет.

Доступ к музейным предметам и коллекциям, находящимся в экспозиционно-выставочных помещениях, будет организовываться в часы, наиболее удобные для посетителей (в вечернее время, в выходные и праздничные дни).

Для обеспечения доступа граждан к музейным предметам и коллекциям музей будет размещать на официальном сайте соответствующую информацию (наименование организации, адрес места ее нахождения, номер телефона ее справочной службы).

Допуск лица, выполняющего научно-исследовательскую работу, к музейным предметам и коллекциям будет оформляться приказом руководителя музея.

1. Общие положения

   1.1. 1.1. Государственное бюджетное учреждение культуры «Сахалинский областной краеведческий музей» (краткое наименование музея - «Сахалинский областной краеведческий музей» - СОКМ), является некоммерческим научно-исследовательским и научно-просветительным учреждением культуры, осуществляющим деятельность по хранению, изучению и публичному представлению музейных коллекций и предметов – памятников культурного наследия, истории и природы Сахалинской области.
1.2. Музей организует научно-исследовательскую работу в соответствии со статьей 2.3.3. Устава музея.
1.3. Музей имеет специально сформированный в течение длительного времени музейный фонд предметов и коллекций, штат работников, ведет работу по выявлению, научному комплектованию, хранению, изучению, введению в научный оборот, восстановлению и популяризации памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, являющихся первоисточниками для изучения природы и истории Сахалинской области и подлинным документальным материалом для создания экспозиций и выставок.
1.4. Научно-исследовательская деятельность музея является одной из основных видов его деятельности — основой функционирования музея.
1.5. Научно-исследовательская работа в музее осуществляется в двух направлениях:
Первое направление – изучение музейного собрания и памятников (включая недвижимые памятники, памятники естественной истории). Изучение этих объектов является основным направлением музейных исследований. Это направление исследовательской работы связано с науками, источниковый материал которых представлен в музее: геологией, биологией, археологией, историей и выполняется соответствующими научными структурными подразделениями музея – экспозиционно-исследовательским отделом (в состав которого входят специалисты - геологи, биологи, археологи, историки) и отделом хранения коллекций.
Научно-исследовательская работа в музее определяется направлениями, характерными для современного состояния соответствующих отраслей науки, проводится в активном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами.
Музейные исследования по научным дисциплинам ориентируются на возможность их дальнейшего использования в музейной работе: научно-исследовательской, научно-фондовой, экспозиционно-выставочной, издательской, научно-просветительной.
Научно-исследовательская работа музея находит отражение в научных конференциях, симпозиумах, чтениях и др. Издание материалов этих форумов фиксирует научную работу музея.
Второе направление – музееведческие исследования. Проводятся непосредственно на базе музееведения и смежных с ним дисциплин (социологии, педагогики, психологии). К группе музееведческих исследований относятся:
- разработка концепций музея и отдельных направлений музейной деятельности;
- научное проектирование экспозиций и выставок;
- разработка форм и методов культурно-образовательной деятельности;
- разработка проблем обеспечения физической сохранности музейных коллекций;
- исследование истории музеев Сахалинской области;
- общетеоретические музееведческие исследования.
Для успешного осуществления музееведческих исследований обязательно музееведческое образование научного коллектива, знание сотрудниками новейших достижений музееведения, психологии, социологии, педагогики. Повышение музееведческого образования научных сотрудников достигается систематическим их обучением на курсах повышения квалификации, стажировках в областных и центральных музеях страны, участием в семинарах и др..
1.6. В соответствии с функциональными особенностями музея выделяются следующие направления научной музейной деятельности:
Научное комплектование фондов – планомерная и целенаправленная деятельность музея по выявлению предметов музейного значения, соответствующих профилю музея, их приобретению и систематизации в фондах. Включает:
1. Разработку научной концепции комплектования. Этот документ содержит сведения о структуре и составе музейного фонда, определяет цели, задачи, направления, принципы, формы и методы комплектования.
2. Разработку критериев отбора материалов в фондовое собрание с целью документирования естественно-исторического (природного), исторического процессов в регионе.
Научно-фондовая работа включает:
1. Исследовательскую работу с музейными фондами – изучение музейных предметов и коллекций и раскрытие их научного, исторического, художественного значения.
Процесс изучения музейных коллекций состоит из следующих этапов:
- атрибутирование (определение) музейного предмета;
- классификация;
- систематизация.
На каждый музейный предмет составляется инвентарная карточка, которая вводится в компьютерную базу данных музея. Карточка содержит основные сведения, полученные в результате изучения музейного предмета. Совокупность карточек на бумажном носителе составляют инвентарную картотеку. Компьютерная база данных музея, инвентарная картотека являются основой для составления каталогов, обзоров коллекций.
2. Разработку научных основ сохранности музейных предметов.
3. Подготовку научной концепции фондовой работы, дающей системное представление о деятельности музея по учету, хранению, научной обработке, консервации и реставрации музейных фондов. В концепции определяется структура и состав музейного собрания, особенности его состояния.
Концепция фондовой работы является составной частью общей концепции развития музея, используется при разработке концепций других направлений музейной работы, при создании культурно-образовательных программ, проектов.
Научное проектирование экспозиций, выставок, которое включает создание научной документации экспозиций, выставок:
- научную концепцию;
- тематическую структуру;
- тематико-экспозиционные планы;
- тексты и аннотации к экспозиции.
1.7. Результаты научно-исследовательской работы, зафиксированные в виде письменных документальных материалов, фото-, кино-, видео-, графических документов, фотозаписей и др. поступают в научный архив музея.
Результаты исследований сотрудников музея публикуются в виде каталогов коллекций, тезисов, научных статей, монографий, путеводителей, научно-популярных статей.
Факт опубликования результатов научных исследований является официальным признанием введения их в научный оборот.

2.Организация научно-исследовательской работы в музее.
2.1.Музей проводит научно-исследовательскую работу: научное комплектование и научное изучение музейных предметов и коллекций, создает компьютерную информационно-поисковую систему на базе своих коллекций, осуществляет научные исследования, организует и проводит научные экспедиции и командировки по о. Сахалин и на Курильские острова, готовит научные отчеты, разрабатывает научные концепции музея, научные проекты экспозиций и выставок, организует экспозиции, готовит к публикации фондовые материалы, результаты научных экспедиций, командировок, организует научные конференции и семинары, участвует в работе научных форумов в России и за рубежом, поддерживает научные связи с российскими и зарубежными научно-исследовательскими учреждениями, проводит историко-культурную экспертизу, консультации (п.2.31 - 2.3.6 Устава государственного бюджетного учреждения культуры «Сахалинский областной краеведческий музей», утвержденного министром культуры Сахалинской области И.В. Гонюковой, распоряжение от 23 мая 2011 г. №70-ра).
Организация и общее руководство НИР в музее возлагается на заместителя директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе.
2.2. К научно-исследовательским работам (НИР) в Сахалинском областном краеведческом музее относятся:
- исследования в области естественной истории Сахалина и Курильских островов, истории человеческого общества на островах с древнейшего прошлого до новейшей истории, исследования государственного музейного фонда;
- анализ, атрибуция, определение и научное описание, систематизация музейных предметов, их паспортизация и каталогизация;
- создание компьютерной базы данных предметов и коллекций, хранящихся в фондах музея, информационно-поисковой системы на базе коллекций музея;
- разработка научных концепций и программ комплектования фондов;
- составление указателей, буклетов, проспектов, карт, каталогов, определителей, справочников, тематических картотек и словарей, описаний и обзоров коллекций, сводов археологических памятников;
- подготовка к публикации монографий, научных статей, альбомов, буклетов, путеводителей, сообщений, тезисов, докладов, комментариев;
- разработка научных программ (проектов) по изучению и представлению музейных коллекций (по грантам);
- разработка научных концепций экспозиций, выставок, тематических структур, тематико-экспозиционных планов, сценариев экспозиции, развернутых аннотаций и аннотированных списков предметов;
- создание «Электронной экспозиции» музея;
- подготовка обзорной и тематических экскурсий по экспозиции музея, лекций соответствующих тематике отдела, с обязательным прослушиванием экскурсий и лекций научно-методическим советом и получением допуска к проведению экскурсий и чтению лекций.
- выступление с подготовленными научными докладами и сообщениями на конференциях, семинарах, симпозиумах, заседаниях ученых, научно-методических советов;
- подготовка научных отчетов по итогам экспедиций и научных командировок, по итогам изучения музейной аудитории и восприятия средств музейной коммуникации посетителями;
- разработка путей повышения физической сохранности музейных предметов, методов борьбы с их разрушением, новых принципов консервации и реставрации, выработка соответствующих практических рекомендаций;
- историко-архивные изыскания, подбор, изучение и обработка материалов;
- создание, расширение и совершенствование фактографических баз данных, охранного видеографического банка, а также баз данных технико-технологических исследований музейных предметов и их реставрации, изыскание способов получения и использования различных видов оцифрованных изображений;
- разработка научно-методических материалов в области музейного дела, в том числе методических разработок по научно-просветительной работе (экскурсионной, лекционной, кружковой и др.) и музейной педагогике, просветительных и образовательных программ, циклов музейных мероприятий;
- рецензирование научных работ, оппонирование, подготовка отзывов на диссертации;
- консультирование (устное и письменное), подготовка ответов на научно-тематические запросы, проведение историко-культурных экспертиз;
- подготовка диссертаций на соискание ученой степени;
- составление справок, докладов, аналитических материалов по вопросам научной деятельности;
- разработка регламентирующих, статистических и аналитических документов по научно-исследовательской, научно-организационной работе и подготовке научных кадров;
- руководство научно-исследовательскими работами.
2.3. Направления научных исследований СОКМ определяются задачами и целями музея.
Тематика НИР должна соответствовать уставной деятельности и научному профилю музея, характеризоваться новизной рассматриваемых вопросов или постановки проблем, источниковедческого охвата или аспектов их анализа, оригинальностью методики исследования или ранее неизвестными фактами.
Разработка тем ведется в основном на базе материалов музея и проведенных научных командировок и экспедиций.
Если в выполнении НИР участвуют несколько научных отделов СОКМ или кроме музея - другие научные организации, то такая НИР считается комплексной (КНИР).
2.4. Каждый сотрудник, занимающий научную должность (младший научный сотрудник, научный сотрудник, старший научный сотрудник, ведущий научный сотрудник, главный хранитель, зав. научным отделом, зав. научным сектором, ученый секретарь, зам. директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе), должен вести научно-исследовательскую работу в соответствии с перечнем, изложенным в п.2.2 настоящего Положения.
Предложенная научным сотрудником или рекомендованная ему тема НИР (научного проекта), одобренная отделом, в котором работает соответствующий сотрудник, выносится на рассмотрение научно-методического совета или Ученого совета.
Для рассмотрения темы НИР на научно-методическом совете научный сотрудник представляет ее развернутое обоснование, поэтапный план, ориентировочный список организаций-партнеров, материалы которых предполагается использовать в процессе планируемого исследования, а также перечень предполагаемых командировок и экспедиций. В обосновании следует указать актуальность и ожидаемые результаты НИР, возможные пути реализации ее результатов и объем (в количественном выражении в зависимости от характера работы - печатные листы, карточки, паспорта, единицы хранения и т.п.), планируемый срок завершения НИР.
Утверждение темы является основанием для предоставления соответствующему научному сотруднику библиотечных дней и командировок, как местных, так и за пределы области, зарубежных командировок, экспедиционного оборудования, связанных с выполнением плановой НИР.
Материалы для рассмотрения комплексной научно-исследовательской работы (КНИР) на научно-методическом или Ученом совете представляет руководитель коллектива исследователей.
2.5. Если НИР выполняется несколькими научными сотрудниками одного отдела, то одного из них зав. отделом назначает руководителем коллектива исследователей.
Кандидатура руководителя коллектива НИР, а также КНИР (согласованная между заведующими научными отделами, участвующими в выполнении этой работы), должна быть одобрена заместителем директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе, директором музея.
Научный руководитель темы по КНИР может назначаться заместителем директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе.
Ответственные исполнители, руководители коллективов исследователей и научные руководители НИР, КНИР утверждаются годовым планом работы музея или отдельным приказом директора музея по представлению зам. директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе.
2.6. После утверждения темы НИР научно-методическим советом она может быть включена в план научно-исследовательской работы музея.
Для нового сотрудника научного подразделения или сотрудника, завершившего исследования по плановой теме, тема новой НИР должна быть определена не позднее трех месяцев с момента назначения на должность научного сотрудника или с момента завершения плановой НИР.
2.7. Непосредственное руководство НИР в научном подразделении осуществляет его заведующий, который несет ответственность за:
- соответствие тематики задачам и профилю музея;
- своевременность выбора темы новым научным сотрудником и новой темы сотрудником, завершившим НИР, а также внесения этих тем на рассмотрение научно-методическим советом и включения их в план работы музея;
- актуальность проводимых исследований;
- обеспечение выполнения исследований в заданном объеме;
- соблюдение плановых сроков выполнения основных этапов и работы в целом;
- обоснованность корректировки объемов и сроков выполнения НИР;
- организацию рассмотрения (рецензирования) завершенных работ или их основных этапов;
- целесообразность и рациональность использования рабочего времени научными сотрудниками;
- содержание, своевременность и полноту отчета о выполнении НИР. При этом в отчете должны быть кратко и конкретно указаны названия публикаций, их объемы в печатных или авторских листах (п.л., а.л.), места, номера, даты и названия изданий; названия докладов, сообщений, лекций и мест. где и когда состоялись эти выступления; названия подготовленных рукописей и их объем в п.л., а.л., карточках, предметах и т.п.; проведенные экспедиции и командировки, их основные результаты, а также иные сведения, связанные с проведенной НИР, по усмотрению исследователя (коллектива) и заведующего научным подразделением.
2.8. Ответственный исполнитель и руководитель коллектива должны принимать активное участие в издании научных работ путем:
- работы над рукописью с редактором,
- научного редактирования коллективных трудов,
- корректуры текстологических изданий,
- рецензирования подготовленных публикаций.
2.9. НИР считается завершенной, если по ее результатам подготовлен итоговый отчет с приложением подготовленных для реализации материалов работы (рукописи монографии, альбома, статьи, обзора, доклада, исторической справки, научного отчета по итогам экспедиции, путеводителя, каталога, карт, подготовленного к публикации письменного источника, архивного материала указателя, картотеки, методики, концепции, развернутой структуры, тематико-экспозиционного плана и т.п.),. а результаты НИР рассмотрены и приняты научно-методическим советом или Ученым советом.
Итоговые (отчетные) материалы по НИР должны передаваться в научный архив музея установленным порядком.
2.10. Важнейшие НИР и программы исследований по решению администрации музея или по рекомендации научно-методического совета рассматриваются и утверждаются Ученым советом музея, который оценивает и результаты таких исследовании и вырабатывает рекомендации по их реализации (п. 3 Положения об Ученом совете музея, от 1 июня 2006 г.).
2.11. Право на использование результатов творческой деятельности исследователя (коллектива), воплощенных в рукопись произведения науки, созданного в рамках трудовых правоотношений, т.е. согласно плану с использованием материалов музея в рабочее время, с учетом финансовых затрат музея, переходит к работодателю (Закон Российской Федерации об авторском праве и смежных правах от 9 июля 1993 г.). Иначе говоря, авторским правом данное научное произведение в полной мере не обладает, т.к. является собственностью не только исследователя (коллектива), как результат его непосредственной творческой деятельности, но и музея, как организации, предоставившей возможность для творческого труда исследователя, и заинтересованной в использовании результата этого труда.
2.12. В целях охраны авторского права на публикуемые материалы музейных фондов их выдача кому бы то ни было без согласия исследователя (руководителя коллектива) до выхода публикации в свет или депонирования рукописи не производится. В исключительных случаях, с извещением исследователя, с этими материалами могут быть ознакомлены другие лица только с разрешения зам. директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе или директора музея.
2.13. Публикация материалов НИР, выполненных научными сотрудниками музея на базе фондов и научного архива музея, осуществляется по решению редакционно-издательского совета музея в ежегодных изданиях музея: Вестнике Сахалинского музея и других изданиях музея. Однако сотрудник музея вправе публиковать материалы исследований через другие издательства. Если: при этом публикуются результаты НИР сотрудника музея, изображения предметов, документов, фотографии и др. из фондов и научного архива музея, автор должен согласовать условия такой публикации с зам. директора музея по основной деятельности и научно-исследовательской работе или директором музея, получить письменное разрешение музея на такую публикацию в соответствии с Правилами использования музейных коллекций Сахалинского областного краеведческого музея (утверждены приказом директора СОКМ, от 28 января 2005 г., №22).

                                                                        Зам. директора музея по основной деятельности
                                                                        и научно-исследовательской работе Г. В. Матюшков

Литература

Воронцова, Е. А. Музейное дело России / Е. А. Воронцова, Ю. У. Гуральник, С. Ф. Казакова, М. Е. Каулен и др. ; Под общ. ред. М. Е. Каулен, И. М. Коссовой, А. А. Сундиевой; Академия переподгот. работников искусства, культуры и туризма; Российский институт культурологи МК РФ. – М.: Издательство «ВК», 2003. – 614 с. (С. 253–272).