Формы привлечения иностранных инвестиций. Как привлечь иностранные инвестиции с помощью апии Центры привлечения иностранных инвестиций

АПИИ (Агентство по привлечению иностранных инвестиций)

Опыт зарубежных стран по привлечению иностранного капитала, свидетельствует, что открытие специальных Агентств по привлечению иностранных инвестиций (АПИИ), их правильная организация и политика, способствуют не только привлечению зарубежного капитала в страну, но и является очень важным инструментом в формировании позитивного имиджа страны на международном уровне и налаживании делового климата.

Как правило, АПИИ учреждается государственными органами страны, обладает большим штатом профессиональных сотрудников и широкой сетью представителей в разных странах. Главная цель такого Агентства – привлечение иностранных инвестиций , непосредственное общение с инвесторами на местах, максимальное содействие в бизнесе.

Существует немало успешных примеров зарубежных стран, которым удалось привлечь значительный поток иностранного капитала с помощью таких Агентств, тем самым улучшив экономическую ситуацию в стране.

Опыт Сингапура

Самым успешным примеров по созданию деловой среды, максимально благоприятной для бизнеса, является Сингапур. Главная заслуга в этом принадлежит агентству, аналогичному АПИИ. Агентство экономического развития (АРЭ), созданное в 1961 году, отвечает за привлечение иностранного капитала в экономику Сингапура, а также оказывает необходимую поддержку инвесторам.

С 1995 года Сингапур занимает третье место в рейтингах по комфортности ведения бизнеса. В этом также есть заслуга Агентства, которое создает благоприятные условия для ведения бизнеса. С момента возникновения Агентства, ВВП Сингапура вырос в несколько десятков раз, и занял третье место в мире.

В штате Агентства около 500 сотрудников, из которых примерно 100 работают в зарубежных представительствах в 19 странах мира. Сотрудники компании, работающие в офисах по всему миру, устанавливают тесные контакты с инвесторами, потенциально заинтересованными в инвестициях в экономику Сингапура. Сотрудники штаб-квартиры Агентства выстраивают взаимоотношения иностранных инвесторов и сингапурских компаний. Ежегодно Агентством проводятся стратегические обзоры целевых секторов и инвесторов.

Правительством Сингапура и Агентством разработаны и успешно реализуются специальные программы по привлечению иностранных инвестиций :

  • Содействие инвестору на всех этапах инвестиционного процесса, в том числе помощь в получении виз и разрешений, специально созданные инструкции для иностранных компаний и т.д.;
  • Для иностранных инвесторов создана привлекательная налоговая политика, учитывающая их интересы;
  • Инвесторам предлагается широкий выбор финансовых инициатив: от обучения персонала за счет Агентства, до защиты интеллектуальной собственности и многие другие.

Опыт Франции

Вторым примером удачной деятельности по привлечению иностранных инвестиций в страну, является Франция. За последние годы эта страна изменила свое отношение к иностранному капиталу. Итогом этих перемен стала активная деятельность государственного Агентства по привлечению иностранных инвесторов во Францию – IFA (Invest in France Agency). Агентство не только привлекает иностранный капитал в страну, но и находится в тесном сотрудничестве с администрациями 22 регионов Франции, которые находятся в условиях жесткой борьбы за инвестиции не только между собой, но и с другими странами Европы.

В результате, Франция вышла на третье место в мире и заняла первое место в Европе, по привлечению в страну прямых зарубежных инвестиций. При этом сейчас Франция находится на втором месте в Европе по уровню развития. Этому способствовало два фактора:

  • Структурный. Франция находится внутри Европы, имеет прямой доступ к странам Евросоюза, а французские рабочие являются одними из самых квалифицированных и высокопроизводительных работников.
  • Экономические реформы. Правительство Франции приняло ряд антикризисных мер и повысило инвестиционную привлекательность страны. Кроме этого, был принят план мероприятий по поддержанию экологических видов промышленности. Мероприятия рассчитаны до 2020 года и должны привлечь инвестиций, в том числе иностранных, на общую сумму около 460 миллиардов евро.

Агентство имеет широкую сеть филиалов в 22 странах мира. Работает по проектной системе, быстро реагируя на предложения инвесторов. Практикуется индивидуальный подход к каждому иностранному инвестору, при этом в каждом конкретном случае разрабатываются индивидуальные программы инвестиций. Основной задачей Агентства является разработка проектов и инвестиционных предложений, учитывающих все потребности инвестора. Так как конкуренция в странах Европы очень жесткая, Агентство стремится предложить иностранным инвесторам оптимальные варианты и наилучшие условия для того, чтобы иностранные инвестиции привлекались на благо страны.

Российское Агентство по привлечению иностранных инвестиций

Россия также как и другие страны, заинтересована в привлечении иностранного капитала. На сегодняшний день, уже действует ряд финансовых учреждений, занимающихся их привлечением. Но, не хватает единого центра, координирующего работу таких учреждений, а также регулирующего взаимодействия регионов и иностранных инвесторов.

Единым центром по привлечению иностранного капитала, выполняющим все вышеперечисленные функции, должно стать российское АИИ (Агентство по иностранным инвестициям). Учредителем Агентства является правительство России, но правовая форма основана на принципах ГЧП (государственно-частного партнерства). При Агентстве создан Наблюдательный Совет. Финансирование осуществляется за счет всех участников.

Если российским Агентством будет учтен успешный опыт зарубежных агентств, экономическая и политическая ситуация в стране будет стабильной, а инвестиционная политика привлекательной, иностранные инвестиции потекут в российскую экономику нескончаемым потоком.

В Москве, при содействии РосИнвестАгентства, состоялась встреча советника Президента РФ Антона Кобякова с депутатом Бундестага Германии, координатором по России, Центральной Азии и странам Восточного партнерства Дирком Визе. Основной повесткой встречи стало обсуждение перспектив укрепления торгово-экономических отношений, а также развитие взаимодействия и обмен опытом в гуманитарной сфере. За 2018 год объем российско-германской торговли вырос на 19,3% по сравнению с 2017 годом и составил 59,6 млрд долларов США. При этом российский экспорт в Германию увеличился на 32,5% и составил 34,1 млрд. долларов США, а импорт вырос на 5,3% до 25,5 млрд. долларов. Между странами активно развивается диалог через организацию деловых мероприятий.

РОССИЯ-КИПР: ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ

АНО Российское инвестиционное агентство «Инвестируйте в Россию» совместно с кипрской компанией «Aristo developers» и общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» провели для российских бизнесменов и журналистов конференцию «Инвестиции-2019: российско-кипрский торгово-экономический диалог».

РОССИЙСКОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ АГЕНТСТВО “ИНВЕСТИРУЙ В РОССИЮ” ЕДИНОЕ ОКНО ДОСТУПА НА РОССИЙСКИЕ РЫНКИ (МОСКВА)

РИА и УК Особая экономическая зона Исток (Фрязино, Московская область) подписали соглашение о сотрудничестве. . РИА и Российская ассоциация ветроиндустрии договорились о сотрудничестве по привлечению в отрасль инвесторов. . Международные агентства Moody’s и Fitch Ratings, два из тройки крупнейших, повысили прогноз кредитного рейтинга России с «негативного» до «стабильного».

КОММЕНТАРИИ

Эксперт РИА Ярослав Кабаков рассказывает какие активы стоит обратить внимание в условиях экономического давления на российскую экономику, что включить в защитную часть портфеля и как обернуть санкционные опасения рынка в свою пользу.

НОВОСТИ.

Инфляция в России достигнет 4% только в первом полугодии 2020 года, заявил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Об этом сообщил «Интерфакс».

Как пояснил министр, к этому сроку исчезнут «разовые факторы», влияющие на инфляцию: повышение НДС, изменение цен из-за изменений...

Президент России Владимир Путин дал поручение, согласно которому Россия должна занять 20-е место в рейтинге Всемирного банка Doing Business к 2024 году, сообщила пресс-служба Минэкономразвития.

«В целях продолжения работы Минэкономразвития был инициировано указанное поручение президента по...

РОССИЯ В ЦИФРАХ.

Россия по-прежнему заинтересована в привлечении инвесторов, которые готовы создавать тут бизнес и развивать его на долгосрочной основе, производить конкурентноспособную продукцию, которая ориентирована не только на внутренний рынок, но и на экспорт.

Привлечение частных инвестиций - это один из генеральных путей развития экономики. Это один из пунктов в повестке дня развития российской экономики.

Наше кредо - находить нестандартные решения, видеть перспективу, реализовывать масштабные проекты. Давайте вместе строить Ваш бизнес в России в эффективном и доверительном партнерстве. Мы открыты для диалога, новых идей и предложений.

Население России - 146, 5 млн человек * Общая площадь территории 17,1 млн кв.км * Общее количество районов - 1867, городов - 1099

Падение инвестиций стало самой большой внутренней проблемой экономики России последних трех лет. Темп их роста начал замедляться еще в 2011 году, в 2013 рост инвестиций прекратился, а с 2014 года начался его стабильный спад. В 2016 году тенденция сохранялась, однако по итогам 2017 года приток инвестиций в основной капитал в России на 4,4% и составил 15,9 триллионов рублей.

ЦЕЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО РЕЙТИНГА «СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА В СУБЪЕКТАХ РФ» – ОЦЕНИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСИЛИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА РЕГИОНА, ВЫЯВИТЬ ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ, СТИМУЛИРОВАТЬ КОНКУРЕНЦИЮ В БОРЬБЕ ЗА ИНВЕСТИЦИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.

Юбилейный Петербургский международный экономический форум собрал более 12 тысяч участников из 133 стран. Важнейший итог форума состоит в том, что он вновь подтвердил свой высокий статус в качестве масштабной, авторитетной и востребованной во всем мире площадки для открытых прямых дискуссий представителей официальной власти, деловых, научных и экспертных кругов различных стран.

Юбилейный Петербургский международный экономический форум собрал более 12 тысяч участников из 133 стран. Важнейший итог форума состоит в том, что он вновь подтвердил свой высокий статус в качестве масштабной, авторитетной и востребованной во всем мире площадки для открытых прямых дискуссий представителей официальной власти, деловых, научных и экспертных кругов различных стран.

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА АДАПТИРОВАЛАСЬ В ОСНОВНОМ К НОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ. ОТТОК КАПИТАЛА СОКРАТИЛСЯ В 5 РАЗ ПО СРАВНЕНИЮ С 2015 г. ОДНАКО, ПО-ПРЕЖНЕМУ СОХРАНЯЕТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПО ИНВЕСТИЦИЯМ (ЗА ГОД БУДЕТ ОКОЛО 3% МИНУСА). НАЧИНАЯ С 2017 г. ОЖИДАЕТСЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА. ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ДОСТИГНЕТ ЗА ПОСЛЕДУЮЩУЮ ТРЕХЛЕТКУ 7% В ГОД И КУМУЛЯТИВНО ЗАЭТОТ ПЕРИОД ПРЕВЫСИТ 15%.

Рост инвестиций в основной капитал ускорился до 6,3% г/г с 2,3% г/г в 1 кв17. Показатель роста инвестиций значительно превысил ожидания участников рынка (2,8%, по данным опроса Bloomberg), однако оказался близок к оценке Минэкономразвития (5-6%). Оживление инвестиционной активности в апреле – июне сопровождалось бурным ростом инвестиционного импорта, который за указанный период увеличился на 36,9% г/г в реальном выражении (в 1кв17 рост составил 7,0% г/г). Благоприятные условия для восстановления инвестиционной активности создали снижение общей макроэкономической неопределенности, смягчение финансовых условий наряду с эффектом от укрепления рубля в начале текущего года.

ИССЛЕДОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СТРАН ЕВРОПЫ.

По числу инвестиционных проектов первенство принадлежит Западной Европе, а по темпам роста инвестиций лидируют страны Центральной и Восточной Европы. Если говорить о региональной специфике, подавляющая часть инвестиций (77%) пришлась на Западную Европу (81% в 2014 году). Около 51% проектов и трети рабочих мест были созданы в трех странах – Великобритании, Германии и Фран- ции. В Испании, Нидерландах, Бельгии и Ирландии, оказав- шихся в середине топ-10 самых привлекательных в Европе направлений для прямых иностранных инвестиций (ПИИ), также было зафиксировано увеличение числа проектов.

~ АНОНСЫ МЕРОПРИЯТИЙ ~

14.02.2019 - 15.02.2019

Российский инвестиционный форум «Сочи-19» – ежегодное мероприятие, где сочетание деловой программы и выставки позволяет обсудить ключевые вопросы деловой активности и привлечения инвестиций в регионы, найти эффективные экономические решения для конкретных отраслей, компаний и проектов, установить взаимовыгодные коммерческие и научные контакты. Форум проводится при участии председателя правительства РФ Д.Медведева.

11.04.2019

Российский венчурный форум в г.Казань – крупнейшая международная платформа для дискуссий и переговоров, место встречи российских и зарубежных участников венчурной отрасли, для тех, кто ищет новых партнеров и клиентов, кто ищет возможность стать соинвестором с ведущими экспертами отрасли, для тех, кто узнаёт первым перспективные отрасли для инвестирования. Форум включен в реестр официальных мероприятий EBAN, Venture Club, Tech Tour, НАБА, РВК, РАВИ.

22.05.2019 - 24.05.2019

Международный форум по возобновляемой энергетике ARWE 2019 посвящен актуальным вопросам развития отрасли, с участием представителей органов власти, ведущих энергетических и инвестиционных компаний, а также признанных экспертов в области ВИЭ. На выставке по возобновляемой энергетике впервые известные производители и поставщики продемонстрируют передовые технологии и оборудование, а потенциальные участники рынка представят инновационные решения для развития отрасли.

06.06.2019 - 08.06.2019

Петербургский международный экономический форум – это крупное авторитетное деловое мероприятие с участием глав государств и правительств, руководителей международных ведущих компаний и организаций для обсуждения вопросов развития мировой экономики и ее современных тенденций, презентации инвестиционного и экономического потенциала России...

03.07.2019 - 05.07.2019

XXVIII Международный финансовый конгресс (МФК-2019) в Санкт-Петербурге - ежегодный крупнейший в России международный финансовый форум, который традиционно собирает признанных экспертов, представителей российских и зарубежных властных структур, руководителей центральных и коммерческих банков, финансовых организаций и бизнес сообщества. Проводится Центральным банком РФ.

~ ПРЕСС-РЕЛИЗЫ ~

04.04.2019

РИА СОСВАТАЛО «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ» – МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ...

Около трех лет назад РосИнвестАгентство предложило руководителям «Мерседес-Бенц», в то время подыскивающим площадку для выпуска автомобилей в России, присмотреться к Московской области, предоставив обоснования для реализации проекта в этом регионе. ...


Москва - крупный центр привлечения прямых иностранных инвестиций. За девять месяцев 2015 года на её долю пришлось около 50 процентов прямых вложений, поступающих в Россию из-за рубежа. Одна из характерных макроэкономических тенденций - стабильный рост инвестиций. За пять лет объём вложений в основной капитал в городе вырос на 61,3 процента (в сопоставимых ценах) и достиг в 2015 году 1611,5 миллиарда рублей.


Почему Москва привлекательна для инвестиций?

Прежде всего российская столица имеет целый ряд неценовых конкурентных преимуществ. Это ёмкий внутренний рынок - с учётом московской агломерации около 20 миллионов человек. Кроме этого, Москва имеет точки входа на рынок России и стран СНГ с населением около 200 миллионов человек и выходы на экспортные рынки.

Второй важный фактор - доступ к качественным трудовым ресурсам, научный и образовательный потенциал. В Москве сосредоточено около трети всех научных кадров и организаций России, здесь проживают около одного миллиона студентов, более 50 процентов представителей занятого населения имеют высшее образование.

Высокий уровень развития информационно-коммуникационных технологий, большой запас мощности коммунальной инфраструктуры, положительная динамика развития транспортной инфраструктуры и общественных пространств, а также высокое качество городской среды тоже делают столицу привлекательной для инвестиций. А с конца 2014 года она получила ещё и дополнительные конкурентные преимущества по привлечению инвестиций перед ведущими мегаполисами мира - затраты на ведение бизнеса в долларовом выражении снизились на 30–50 процентов.

Что помогает привлекать инвестиции?

На привлечение инвестиций так или иначе ориентированы все направления экономической политики Москвы:

Стабильная бюджетная политика, предполагающая обеспечение рынка ликвидностью, повышение конкурентности и прозрачности госзаказа;

Стимулирующая налоговая политика, предполагающая смещение акцентов налогообложения на активы и, как следствие, максимальное вовлечение в оборот всех активов на территории города; сдерживание роста иных налогов, адресные налоговые льготы;

Налоговые льготы, нацеленные на поддержку действующих эффективных промышленных предприятий и новых инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных и инновационных производств;

Взвешенная тарифная политика, нацеленная на сдерживание роста тарифов и ограничение перекрёстного субсидирования;

Активная инвестиционная политика, направленная на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций из разных источников.

Отдельно хотелось бы остановиться на таком важном направлении оптимизации налоговой политики, как совершенствование патентной системы. Простота патентной системы существенно способствует развитию индивидуального предпринимательства, в том числе выходу из тени физических лиц, ранее предоставлявших различные услуги без регистрации.

В ноябре 2014 года Мосгордума внесла изменения в закон «О патентной системе налогообложения», в результате чего патенты стали доступнее большему количеству московских предпринимателей. В настоящий момент патентную систему в Москве можно применять для 80 видов деятельности. Кроме того, проведена дифференциация стоимости патента в зависимости от реальной доходности бизнеса. Для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей приняты налоговые каникулы.

В итоге в 2015 году было приобретено более 34 тысяч патентов на сумму 2,3 миллиарда рублей. Это на 60 процентов выше аналогичных показателей 2014 года и почти в шесть раз - 2013 года. По сравнению с 2012 годом количество приобретённых московскими предпринимателями патентов выросло в 3,5 раза, а общая сумма уплаченного налога по патентам возросла в 23 раза.

Во многом благодаря патентной системе налогообложения в 2015 году был обеспечен прирост числа предпринимателей - в столице он составил более 15 тысяч. Это пример того, как налоговые инициативы могут реально влиять на развитие предпринимательства в городе.

Разработана система льгот по уплате налога на имущество для предприятий социальной сферы, коммунальной инфраструктуры, здравоохранения и образования, гостиничного бизнеса, общественного питания и спорта, а также для предприятий, обслуживающих транспортную систему. В 2016 году Правительство Москвы инициировало введение льгот для строящихся спортивных объектов (что является существенной поддержкой спортивной отрасли в преддверии чемпионатов мира по хоккею и футболу в 2016–2018 годах), медицинских учреждений и агрокластеров. Только эта категория объектов может получить льготы в размере более чем 0,5 миллиарда рублей.

Роль государственно-частного партнёрства

Ещё один важный фактор развития инфраструктуры и положительной динамики инвестиций - государственно-частное партнёрство (ГЧП). В 2013–2015 годах объём заключённых контрактов по таким проектам составил 514 миллиардов рублей. Из них на концессии пришлось 65 миллиардов рублей, на контракты жизненного цикла на поставку и обслуживание вагонов метрополитена - 245 миллиардов рублей, а на долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей в транспортной и коммунальной сфере - 199 миллиардов рублей. По итогам 2015 года Москва заняла первое место в рейтинге развития ГЧП в России.

Один из примеров успешных проектов - строительство северного дублёра Кутузовского проспекта. Он реализуется в форме концессионного соглашения, заключённого сроком на 40 лет (это первая автодорожная концессия Москвы). Объём частных инвестиций в проект составит 40 миллиардов рублей. В результате этого проекта город получит высокоскоростную магистраль от МКАД до центра города протяжённостью 11 километров. Строительство дороги улучшит транспортную ситуацию на западе Москвы, на территории, прилегающей к «Москва-Сити», а также разгрузит Кутузовский проспект и Можайское шоссе.

Помимо крупных инфраструктурных проектов, Москва реализует и меньшие по объёму проекты для малого и среднего бизнеса в социальной сфере. Это программа льготной аренды недвижимости с инвестиционными обязательствами в области здравоохранения (проект получил название «Доктор рядом»), образования и восстановления объектов культурного наследия. По условиям программы инвестор получает объект с открытых торгов, ремонтирует его, оснащает всем необходимым для его функционального назначения (помимо объектов культурного наследия) и после начала предоставления услуг переходит на льготную ставку аренды - один рубль за квадратный метр в год. Срок аренды объектов в сфере здравоохранения - 20 лет, в сфере образования и восстановления объектов культурного наследия - 49 лет. В рамках программы заключены договоры, предусматривающие частные инвестиции в размере 3,8 миллиарда рублей. По проекту «Доктор рядом» инвесторам передано 55 помещений, 26 из них уже начали работу. В сфере образования в реализации у инвесторов 30 объектов, 12 из них введены в эксплуатацию. По третьему направлению в аренде у инвесторов 14 объектов культурного наследия, четыре из них отреставрированы и перешли на льготную арендную ставку.

Туризм и событийный туризм

Поддержка развития гостиничных комплексов - важный аспект развития туризма, одного из наиболее динамично развивающихся сегментов мирового бизнеса.

Москва - центр российского и международного туризма: ежегодно в столицу приезжают 17 миллионов человек. Развивается необходимая инфраструктура: в столице насчитывается более 750 гостиниц, мини-отелей и других мест размещения. В целом за последние пять лет в Москве построено около 41 миллиона квадратных метров недвижимости.

Поступления в бюджет в дни крупных мероприятий увеличиваются за счёт ярмарочной торговли, роста прибыли гостиниц, магазинов и предприятий общественного питания, использования общественного транспорта, посещения театров, музеев, концертных залов и так далее. Фактически все сферы жизнедеятельности города так или иначе взаимодействуют с туристами. Развитие туризма позволяет столице через систему налогообложения получать определённые экономические преференции: фестивали 2015 года принесли бюджету 2,7 миллиарда рублей. Жители ближайших регионов, приезжавшие на один день (без ночёвки), тратили в среднем по одной тысяче рублей в сутки, 10 тысяч рублей - когда приезжали с ночёвкой, 37 тысяч рублей тратили за время визита иностранцы.

Для развития индустрии гостеприимства предусмотрены налоговые льготы на имущество гостиничных комплексов, в помещениях которых находятся офисы, торговые объекты и другая сопутствующая инфраструктура. Для таких комплексов уменьшается налоговая база на величину кадастровой стоимости минимальной площади номерного фонда, увеличенной на коэффициент 2, в отношении объектов недвижимости, налог по которым исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Что касается городских фестивалей, то это надёжная платформа для развития бизнеса и популяризации отечественных товаров: они являются не только двигателем экономики, но и местом приложения труда для малого и среднего бизнеса.

За прошедшие несколько лет в Москве сформировался устойчивый календарь общегородских сезонных фестивалей («Пасхальный дар», «Рыбная неделя», «Московская весна», «Московское лето. Фестиваль варенья», «Московская осень», «Путешествие в Рождество»), ставших популярными у жителей и гостей столицы. В 2015–2016 годах их аудитория составила от пяти до десяти миллионов человек.

Улучшение инвестиционного климата Москвы

В исследовании Doing Business по итогам 2015 года Россия улучшила свои позиции, поднявшись в общем рейтинге с 62-го на 51-е место. Этому способствовали в основном проведённые реформы в сфере инвестиционной политики и поддержки промышленных производств.

Развитие современной промышленности - одна из главных целей, стоящих сегодня перед столицей. Москва обладает серьёзным индустриальным потенциалом и располагает свободными земельными участками и готовой инфраструктурой для реализации новых инвестиционных проектов. Разработанная комплексом экономической политики и имущественно-земельных отношений и принятая Мосгордумой в октябре 2015 года комплексная система поддержки современной эффективной промышленности включает в себя правовую защиту инвестиций, налоговые льготы, обеспечивающие снижение общей налоговой нагрузки от 17 до 25 процентов, и упрощение административных процедур.

В настоящий момент в Москве успешно развиваются специализированные площадки, на которых инвесторам предлагаются специальные условия, в том числе ряд налоговых льгот: технополисы «Москва», «Сколково» (специализирующийся на космических технологиях и телекоммуникациях, биомедицинских технологиях, энергоэффективных и ядерных технологиях), «Мосгормаш», «Калибр», «Отрадное», «Нагатино», «Строгино», «Слава», «Фотоника», «Сапфир», «Визбас», «Техноспарк».

Какие разновидности инвестиций существуют. Как государству повысить привлекательность для иностранных инвесторов.

Одна из главных задач каждой компании, организации или государства – это привлечение иностранных инвестиций. Объяснить подобные стремления просто. Деньги, полученные извне, становятся мощной стартовой площадкой для реализации новых проектов и их развития. Итог – повышение прибыльности бизнеса, что очень выгодно, как для владельца, так и для инвестора, получающего прибыль. Единственная сложность – правильно стимулировать иностранные инвестиции, а здесь нужно обладать некоторыми знаниями, учитывать существующие методы и уметь их применять на практике.

Основные виды

Что такое иностранные инвестиции? По сути, это капитал (денежные средства), которые вывозятся из одного государства и вкладываются в развитие бизнеса другой страны. Основная цель подобных вложений – получение дальнейшей прибыли или определенного процента компании.

При этом формы привлечения иностранных инвестиций могут быть различными:

  • государственные. Здесь решение о передаче средств принимается на правительственном уровне, а капитал выделяется из государственного бюджета. Подобный капитал представляются в виде кредитов, займов или межгосударственной помощи;
  • частные. Такой вид вложений подразумевает передачу средств со стороны частного инвестора, который вкладывает свои личные деньги в бизнес другой страны. При этом бизнесмен самостоятельно принимает решение, касающееся объемов, сроков и условий сделки;
  • смешанные. Особенность таких инвестиций – финансовые вливания из одной страны в другую с участием государственных и частных структур.

Важно понимать, что современные инвестиции могут различаться по характеру применения. Они бывают:

  • предпринимательскими. В этом случае деньги передаются для развития конкретного вида бизнеса, а задача инвестора – получение дохода в виде дивидендов;
  • ссудные инвестиции представляю собой одну из форм кредитования, когда получатель средств обязуется выплачивать определенный процент от переданного в пользование капитала.

Но и это еще не все. Иностранные вложения можно условно поделить на портфельные, прямые и прочие. Рассмотрим каждый из вариантов подробнее:

  1. Прямые инвестиции – это вложения от иностранных граждан, дающие право принимать участие в управлении компанией, принятии важных решений, получении процента от прибыли и так далее. Такие отношения, как правило, носят долговременный характер и подразумевают заключение сделки на срок от одного года и более. Для лучшего понимания рассмотрим, какие вложения относятся к прямым. Их несколько:
    • покупка зарубежным инвестором части акций понравившейся компании. При этом общий объем вложений должен быть нем меньше, чем 15-20% от общего размера акционерного капитала компании;
    • реинвестирование дохода, полученного в период деятельности конкретной структуры в той части, которая соответствует доле иностранного спонсора;
    • выплата существующей задолженности или передача средств в форме кредита между основной компанией и ее «дочкой» за рубежом.
  2. Портфельные инвестиции – финансовые вливания, задача которых не контроль над компанией, а получение стабильного дохода в будущем. Такие вложения подразумевают скупку ценных бумаг в объеме, не позволяющем контролировать работу компании (как правило, до 10% от суммарного размера акционерного капитала). Кроме этого, «портфельный» вариант подразумевает покупку других ценных бумаг компании – акций, облигаций, векселей и так далее. Самое главное, такое привлечение иностранных инвестиций производится в свободной форме, то есть через продажу активов на бирже.
  3. К прочим вложениям можно отнести оформление товарных займов, получение банковских кредитов и так далее.

Из всех перечисленных выше финансовых вливаний наилучший вариант – получение прямых инвестиций. Именно они дают гарантию быстрого решения текущих финансовых проблем компании и организации сотрудничества с инвестором.

Основные проблемы

Нельзя забывать, что финансовые вливания извне могут иметь различные последствия для получателя. Так, можно выделить следующие проблемы в привлечении иностранных инвестиций:

  • резкий спад в инвестиционной деятельности компании. Как правило, по своим темпам он существенно опережает текущий производственный спад. В итоге нарушаются условия всех видов воспроизводства, капиталоемкие отрасли начинают отставать в развитии, уменьшаются объемы технического производства;
  • снижается часть общих накоплений в случае применения ВВП. При этом в качестве общего накопления стоит понимать факт «чистой» покупки услуг или товаров, которые поступили вместе с импортом, но еще не были потреблены;
  • нехватка инвестиционного капитала может привести к целому ряду проблем, когда производственные средства устаревают морально и физически. Дальнейшее развитие в такой ситуации становится невозможным;
  • технологическая структура инвестиций не способствует ускорению процессов обновления капитала. При этом часть расходов, предназначенных для обновления оборудования, будет снижаться;
  • различные регионы страны развиваются различными темпами, что становится заметным и потенциальному инвестору. Как следствие, формируется так называемая дифференциация регионов;
  • появляются большие риски, которые связаны с резким повышением цен и снижением рентабельности. Как следствие, привлечение дальнейших инвестиций из-за рубежа становится невозможным.

Государственные гарантии

Обеспечить постоянный приток капитала из других стран можно только при наличии надежной защиты инвестиций со стороны законодательной сферы. Человек, который передает свои деньги, должен быть уверен в их безопасности. В противном случае итогом будет не приток, а отток иностранного капитала. Зарубежные инвесторы будут забирать свои деньги из бизнеса, опасаясь их потерять в ближайшем будущем.

Защита интересов зарубежных инвестором может производиться:

  • путем участия в Конвенции по разрешению инвестиционных спором между инвесторами из других государств и страной, «принимающей» инвестиции;
  • через подписание межгосударственных соглашений, касающихся защиты интересов иностранных инвесторов;
  • путем внесения изменения в конституцию или создание специализированных нормативных актов, направленных на защиту интересов потенциальных инвесторов.

Любое государство, которое планирует создать положительный инвестиционный климат и привлечь средства из-за рубежа, должно не только знать перечисленные выше методы, но и успешно реализовывать их на практике. В противном случае денег можно не дождаться. Идеальный вариант, когда неприкосновенность собственности четко прописана в конституции страны. При этом экспроприация должна быть возможной только в одном случае – при грубом нарушении общественных интересов.

Кроме этого, в конституции страны должно быть закреплено право на получение компенсации и прописаны все методы урегулирования при появлении спорных вопросов. Подобные гарантийные обязательства должны распространяться не только на внутреннего предпринимателя, но и для иностранных бизнесменов. Страны, которые уделяют особую роль привлечению инвестиции, обязательно конкретизируют основные положения в нормативных актах.

Что касается межгосударственных соглашений, то в них могут быть предусмотрены:

  • различные бонусы инвесторам из-за рубежа и условия взаимной защиты капитала;
  • условия защиты иностранной собственности;
  • гарантии перевода полученной прибыли в другие страны и выплаты компенсаций в случае экспроприации собственности иностранного гражданина;
  • рассмотрение спорных вопросов, касающихся инвестиционной деятельности и так далее.

Способы повышения привлекательности для инвесторов

Но описанные выше методы не единственные. Существуют и другие способы, позволяющие привлечь инвестиции в государство:

  • улучшение имиджа страны за счет создания специальных рекламных материалов, характеризующих государство с положительной стороны. Для этих целей могут использоваться средства массовой информации, организовываться соответствующие встречи и так далее. Такие мероприятия требуют огромных затрат от государства, поэтому с целью их снижения ведется работа над развитием какой-то одной, наиболее важной отрасти;
  • предоставление полного спектра услуг со стороны государства. К таковым можно отнести налоговый контроль, упрощение процессов регистрации, оформление разрешительных документов и так далее. При этом в основе действий должны быть исключительно национальные интересы;
  • создание дополнительных условий для привлечения иностранного капитала, к примеру, предоставление дополнительных финансовых или фискальных льгот, финансовых субсидий. Основное условие – полная прозрачность всех финансовых операций и выполнение всех требований, выдвигаемых государством.

В большинстве развитых стран предпочтение отдается налоговым льготам. В государствах, которые только становятся на путь развития, чаще выбираются другие методы — снижение налоговых сборов, возврат части выплаченного налога, предоставление налогового «отпуска» и так далее. Государства, которые переживают переходный процесс в экономике, применяют такие методы, как снижение налоговой ставки, уменьшение пошлин на сырье и оборудование.

Вывод

Описанные в статье принципы подходят не только для государства в целом, но и для небольших компаний. Важно понимать, что для привлечения денег извне должна быть создана соответствующая база. Как только инвестор увидит ответственно отношение и убедится в защите своих интересов, он обязательно принесет свои деньги в страну.

Среди важных факторов устойчивого развития экономики республики существенное место занимает привлечение иностранных инвестиций. Иностранные инвестиции, привлекаемые в страну, можно разделить на три канала. Между собой эти три финансовых потока различаются по назначению применения, условиям предоставления и т.д.

Группу А составляют экспортные кредиты, обычно связанные с одним или группой проектов, которые понимаются как кредиты, выданные с условием закупки товаров или услуг только из страны-экспортера. Они выступают в двух основных формах: инвестиционные, которые предоставляются с целью поставки технологии, оборудования и т.д. на срок более 3 лет, и товарные кредиты, предоставляемые на условиях поставки уже готовых потребительских товаров, а также запчастей и оборудования без привязки к инвестиционным проектам (срок до 3 лет).

В мировой практике подобные экспортные кредиты предоставляются обычно под гарантии первоклассных банков. Однако для страны с переходной экономикой, где обычно присутствуют большие политические и экономические риски, экспортеры чаще всего требуют правительственных гарантий. В этом случае гарантийная база привлечения экспортных кредитов имеет три уровня: контргарантия конечного заемщика, контргарантии банка страны-заемщика, гарантия государства-заемщика. Таким образом, ответственность за погашение кредита ложится, в первую очередь, на конечного заемщика, а с учетом риска - на банк и затем - на бюджет. Правительственная гарантия является основанием для заключения банковского соглашения о кредите.

Группу В составляет официальная помощь развитию (ОПР). ОПР предоставляется государству на межправительственном уровне и также подразделяется на две формы: техническую и финансовую. Техническая помощь подразумевает предоставление услуг в самых разных сферах: обучение, консультации, покупка оборудования. Такая техническая помощь предоставляется в двух видах: грант - безвозмездная передача стране-получателю технической помощи и займа - передача технической помощи на условиях платности, срочности и возвратности. Финансовая помощь в рамках ОПР. направляется на поддержание платежного баланса, критического импорта товаров и в инвестиционные проекты, необходимые, прежде всего в пределах социально-экономических задач.

К группе С относятся инвестиции, которые понимаются как капитализация части прибавочной стоимости (прибыли), в данном случае приток иностранного капитала в экономику страны. Они разделяются на два вида. Прямые инвестиции - вложение иностранного капитала в экономику страны под собственный риск предпринимателя. Под портфельными инвестициями понимают вложение финансовых средств в фиктивный капитал - акции и другие ценные бумаги. Преимуществом этого вида деятельности (по крайней мере, для правительства) является то, что здесь не требуется финансовых гарантий.

Между тем при выборе оптимального решения надо иметь в виду, что существуют разные формы сотрудничества с иностранными партнерами и привлечения иностранных ресурсов.

Среди них можно назвать:

  • 1) международную кооперацию производства, сопровождающуюся передачей технологии, а иногда и созданием совместной собственности;
  • 2) получение зарубежных кредитов;
  • 3) получение иностранного оборудования на основе лизинга;
  • 4) получение кредитов на компенсационной основе;
  • 5) привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций;
  • 6) создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
  • 7) сотрудничество с иностранными компаниями в развитии производства на базе договора (контракта) без создания юридического лица;
  • 8) привлечение иностранного капитала на основе концессий или договоров о разделе продукции;
  • 9) создание свободных экономических зон, направленных на более активное привлечение иностранных капиталов на определенной территории.

Схема составлена по данным Минфина и Госкомитета по управлению госимуществом и привлечению прямых иностранных инвестиций.

Все эти формы сотрудничества имеют позитивный шанс решения стратегических задач по стабилизации и подъему экономики Кыргызской Республики. Однако необходимо подчеркнуть, что все они подвержены воздействию инфляции, политической и экономической нестабильности.

Сотрудничество в 1-4-й формах не связано с привлечением иностранного капитала в предпринимательской форме. Международная кооперация может быть вообще не связана с привлечением финансовых средств из-за рубежа, но она часто позволяет привлечь зарубежную технологию, а иногда и поставки некоторых видов оборудования, которые потом будут оплачены поставками комплектующих. Кооперация позволяет компаниям сохранить полностью свой контроль над предприятиями и в то же время быть эффективным способом выхода на мировой рынок. Только в отдельных случаях кооперация может сопровождаться созданием совместной собственности, например, при передаче иностранному партнеру пакета акций в качестве оплаты за передачу лицензий и «ноу-хау» на новую технологию, при создании совместного производства и т.д.

Разные формы кредита (просто получение кредита, компенсационные сделки, лизинг) означают ввоз финансовых средств в ссудной форме и предполагают, что они должны быть возвращены с уплатой определенного процента. Однако собственность на производство, освоенное с помощью кредита, остается в руках владельца. В случае твёрдой уверенности, что, получив кредит, он может освоить рентабельное производство и поставлять свою продукцию на внешний рынок, эта форма привлечения зарубежных финансовых ресурсов может оказаться предпочтительнее. Формы, связанные с непосредственным привлечением иностранного капитала (формы 5-9-я), позволяют сопрягать трудовые и природные ресурсы, производственный и научно-технический потенциал, а также (кроме формы, связанной с созданием предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу) капитал принимающей страны с капиталом иностранного партнера в весьма эффективной форме, так как иностранные инвестиции требуют не полной оплаты, а лишь прибыли на капитал, которая к тому же не может быть «отоварена» конкретным продуктом, получаемым зарубежным партнером в покрытие прибыли на произведенные им инвестиции.

Однако если при получении кредита оплата завершается при погашении всей его суммы и процентов, выплата прибыли иностранному инвестору (которую или часть которой он может вывозить из страны) осуществляется постоянно, пока функционирует это предприятие. В сфере добычи полезных ископаемых предприятие с иностранными инвестициями или иностранный инвестор, получивший концессию, получают право самостоятельно распоряжаться добытыми природными ресурсами. Все это надо учитывать при принятии решения о выборе той или иной формы привлечения иностранного капитала и проведении соответствующей государственной политики. Вместе с тем следует учитывать, что цели привлечения иностранных инвестиций в различных формах и возможности их использования не одинаковы на отдельных уровнях хозяйствования. Поэтому при сопоставлении различных вариантов привлечения иностранных средств необходимо, прежде всего, учитывать цели и интересы субъектов хозяйствования.

Привлечение материальных ресурсов из-за рубежа требуется и для внедрения собственных технических разработок, использование которых сдерживается из-за отсутствия необходимого оборудования.

Если же речь идет о регионе или стране в целом, то круг целей, которые могут быть достигнуты на базе привлечения иностранного капитала, значительно расширяется:

  • - создание совершенно новых предприятий для структурной перестройки, производства продукции, которая сейчас не выпускается или выпускается в недостаточном количестве для нужд внутреннего рынка;
  • - создание новых экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств;
  • - создание новых хозяйственных единиц для развития конкуренции;
  • - ускорение освоения новых месторождений полезных ископаемых, как для внутреннего рынка, так и для расширения экспортного потенциала;
  • - ускоренное развитие менее развитых территорий;
  • - создание структур с иностранным участием для использования зарубежного опыта в области консалтинга.

С учетом этих целей и должен решаться вопрос о выборе форм привлечения иностранных инвестиций, при этом не все эти формы могут использоваться на разных уровнях. На уровне отдельного предприятия (независимо от формы его собственности) нет возможности использовать такие формы привлечения иностранных инвестиций, как, например, концессия или создание свободной экономической зоны. Поэтому на каждом уровне хозяйствования необходимо сопоставлять те варианты привлечения иностранного капитала, которые приемлемы для данного уровня.

Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100%-м иностранным участием. Серьезных западных инвесторов в настоящее время интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов контроля над производством. Для Кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той или иной формы привлечения иностранных ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить соглашение о привлечении иностранных средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

Иностранные инвестиции в топливно-энергетический комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа «продакшен шеринг» (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска. В международной практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории - концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений. В настоящее время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ - от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта «под ключ» и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ. Говоря о различных формах разработки природных ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д. Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства - погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении. Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством. Одним из серьезных недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров. Предоставление концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях. Соглашения о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного приодного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется «раздел продукции»).

В настоящее время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделение продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию. Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия. Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.