Формирование ополчения. Первое народное ополчение

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    Второе земское ополчение. Минин и Пожарский

Субтитры

Внутренняя обстановка в России в 1608-1610 гг

Столь бедственное положение России вынудило царя Василия Шуйского прибегнуть к помощи шведов. Карл IX послал в Россию в апреле 1609 года передовой отряд под руководством Якоба Делагарди . Русские войска под предводительством родственника царя, популярного в правительстве Шуйского талантливого воеводы князя Михаила Васильевича Скопина-Шуйского совместно со шведами изгнали поляков из Пскова и других городов и в октябре 1609 года подошли к Москве. Освободив Александровскую слободу , Скопин-Шуйский вынудил помогавшего Лжедмитрию II гетмана Сапегу снять осаду Троице-Сергиевого монастыря.

Восприняв альянс русских со шведами как угрозу для Польши, король Сигизмунд III перешёл к открытым действиям против Московского государства. В середине сентября 1609 года передовой корпус под руководством Льва Сапеги пересёк русскую границу, направляясь к Смоленску. Вскоре к городу подошёл и сам король Сигизмунд, приглашая к себе на службу всех поляков и всех желающих из лагеря Лжедмитрия II. Жители Смоленска отказались сдаться и оказались в осаде . Многие отряды, служившие Самозванцу, покинули его, и Лжедмитрий II вынужден был бежать в январе 1610 года из Тушина в Калугу , где он и был убит впоследствии в декабре 1610 года .

Среди москвичей оказались проникшие в город передовые отряды ополчения, возглавляемые князем Пожарским, Бутурлиным и Колтовским . Отряд Пожарского встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. Отряд Бутурлина сражался в Яузских воротах , отряд Колтовского - на Замоскворечье . Не видя другого средства одержать победу над неприятелем, польские войска вынуждены были поджечь город. Назначены были специальные роты, которые поджигали город со всех сторон. Большая часть домов была предана огню. Многие церкви и монастыри были разграблены и разрушены.

20 марта [ ] поляки контратаковали отряд Первого ополчения, засевший на Лубянке. Пожарский был тяжело ранен, его отвезли в Троицкий монастырь. Попытка поляков занять Замоскворечье не удалась, и они укрепились в Китай-городе и Кремле.

Рязанский воевода П.П. Ляпунов одним из первых понял, что поляки являются главными врагами его Отечества. Он не только получал из Москвы сведения от своих знакомых о том, что власть в столице оказалась в руках начальника польского гарнизона А. Гонсевского и его сподручников, которые притесняют горожан, но и узнавал многое об истинных планах Сигизмунда из писем брата Захария, который был под Смоленском в составе русского посольства. 3. Ляпунов притворился, что согласен сотрудничать с поляками, и стал часто встречаться с ними во время застолий. После распития спиртных напитков он умышленно провоцировал новых знакомых на откровенные беседы. Из них он узнал о задумках польского короля.

Очень скоро Захарий выяснил, что Сигизмунд не собирается давать сына на московский престол, понимая, что его юный сын станет послушной игрушкой в руках бояр. Король намеривался сначала окончательно отторгнуть Смоленск от Русского государства, а потом и само государство присоединить к своей короне. Естественно, что истинных патриотов России такая перспектива устроить не могла.

Прокопий Петрович, поразмыслив над сложившейся ситуацией, понял, что необходимо связаться с воеводами других городов и вместе разработать план по спасению страны от польского гнета. Гонцы с его грамотами отправились в Калугу, где все еще находились остатки войска Лжедмитрия, во Владимир, Суздаль, Кострому, Ярославль, Переславль-Залесский, Тулу, Романов и другие города. Очень скоро отовсюду пришли послания, в которых городовые воеводы и местные жители изъявляли готовность действовать сообща, сформировать дружины и выступить к Москве для очищения ее от поляков.

Московское временное правительство в угоду Сигизмунду тоже пыталось переманить воевод на свою сторону. В январе 1611 г. в Калугу был отправлен Ю.Н. Трубецкой, чтобы привести жителей к присяге Владиславу (официально он считался нареченным царем). Но его родственник Д.Т. Трубецкой, глава местного гарнизона, ответил так: «Мы присягнем королевичу только тогда, когда он окажется в Москве на троне». В итоге Ю.Н. Трубецкому пришлось бежать, чтобы не оказаться в калужской тюрьме.

С той же миссией был отправлен из Москвы в Переславль-Залесский И.С. Куракин. Но местный воевода И.В. Волынский дал бой отряду боярина и заставил вернуться в столицу ни с чем. Неудачей закончилась и попытка «семибоярщиков» арестовать П.П. Ляпунова. Они отправили против него отряд казаков и смогли склонить на свою сторону И. Сунбулова, одного из рязанских воевод. Прокопий был осажден в Пронске, но на помощь ему пришел зарайский воевода Д.М. Пожарский и отбил казаков. Не желая возвращаться в Москву, они отправились на юг, где занялись грабежами. В итоге около Серпухова и Коломны сложилась спокойная обстановка для сбора ополчения.

Вскоре большую помощь П.П. Ляпунову по формированию ополчения оказали грамоты москвичей и смолян, которые они тайно распространяли по городам. В них рассказывалось о бедственном положении простых горожан, о насилиях со стороны поляков и их сторонниках, о коварных планах короля Сигизмунда по захвату Русского государства и искоренении православия. В заключение в грамотах содержался призыв ко всем русским людям объединиться и начать борьбу за свою Веру и Отечество.

Воеводы городов стали сами общаться друг с другом и договариваться о совместных действиях против поляков.

В январе 1611 г. Ляпунов отправил в Нижний Новгород И.И. Биркина и дьяка С. Пустошина. В Калугу к Д.Т. Трубецкому ездил его племянник Федор. Из Казани на Вятку были направлены два стрельца и посадский человек. Пермские воеводы направили в Великий Устюг двоих посыльных. Из Галича на Кострому поехал дьяк 3. Перфирьев и посадский человек Полуект. Из Ярославля на Вологду были посланы дворянин В. Ногин и посадский человек П. Тарыгин. Из Владимира в Суздаль к казачьему атаману А. Просовецкому «для совета» отправились Е. Проскудин и несколько лучших людей с посада. Прокопий посылал своих людей даже к П. Сапеге, который никак не мог решить, кому служить.

Подробные сведения о том, как формировалось Первое ополчение, дает грамота ярославцев в Казань от начала марта 1611 г.

«…все православные крестьяне решили восстать против поляков и помереть, если понадобится. Крепко стоят смоленские сидельцы, архиепископ и боярин М.Б. Шеин. На Рязани П.П. Ляпунов с заречными городы за православную веру стали и с городы ссылаются. В Ярославле – с воеводой И.И. Волынским, на Вологде – с головой И. Толстым 500 человек поворотились и присоединятся. Из-под Новгорода (Нижнего) астраханский стрелец Тимофей Шаров наряд изготовил, пушечные запасы, 5 волокуш, 6 пищалей полковых, 2 тысячи копий. В четверг первая посылка в Переславль. Там встретили с образами, дали кормов, 1 марта – Волынский (И.И. Волынский – воевода Ярославля), у Ростова. В Ярославле крепко укрепились. С Рязани Прокопий Петрович с рязанцы и северой. Из Мурома окольничий князь Василий Федорович Мосальский, из Нижнего – воевода князь Александр Андреевич Репнин, из Суздаля и Владимира – Артемий Измайлов и Андрей Просовецкий, из-под Пскова – казаки волжские (бывшие сподвижники Лжедмитрия II), с Вологды и Поморья – воевода Федор Нащокин, с Романова – воевода Василий Романович Пронский и князь Федор Козловский, из Галича – воевода Петр Иванович Мансуров, с Костромы – князь Федор Иванович Волконский. 7 марта воинские люди (Ярославля) вышли с нарядом и обозом дощатым». (Древние государственные грамоты, собранные в Пермской губернии В. Верхом. СПб., 1821. C. XXIV.)

В это время в Москве была очень тревожная обстановка. Из-под Смоленска прибыли некоторые члены посольства с известием о том, что король соглашается дать сына на царство при условии сдачи Смоленска. Поэтому боярам следует написать смоленскому воеводе М.Б. Шеину и потребовать от него сдачи полякам города. Должны они послать грамоту и Филарету с В. Голицыным, чтобы те не упрямились и во всем полагались на волю короля.

Большинство членов «Семибоярщины» согласились составить и подписать такие грамоты. Категорически против этого были только находящиеся под стражей И.М. Воротынский и A.B. Голицын, но бояре решили обойтись без них. Главным для них было получить благословение и подпись патриарха Гермогена, который при отсутствии царя считался главой страны. К тому же они хотели, чтобы пастырь написал П.П. Ляпунову и запретил ему собирать ополчение и с ним идти к Москве.

В Новом летописце беседа бояр во главе с М.Г. Салтыковым описана со всеми подробностями.

«Литовские же люди и московские изменники, Михайло Салтыков с товарищи, видя московских людей собрание за православную христианскую веру, начаша говорити боярам, чтоб писали королю и послати за руками бити челом королю, чтоб дал сына своего на государство, а «мы на твою волю покладываемся»… Бояре же такие грамоты написаша и руки приложиша и поидоша к патриарху Гермогену… Он же великий государь, поборатель православной христианской веры, стояще в твердости, аки столп непобедимый, и, отвещав, рече им: «Стану писати х королю грамоты на том и руку свою приложу и властем всем повелю руки свои приложити и вас благословлю писати; будет король дасть сына своего на Московское государство и крестит в православную веру и литовских людей из Москвы выведет; …а будет такие грамоты писати, что во всем нам положитца на королевскую волю и послом о том королю бити челом и класться на ево волю, и то ведомое стало дело, что нам целовати крест самому королю, а не королевичю. И я таких грамот не токмо, что мне руки приложити, и вам не благословляю писати, но проклинаю, хто такие грамоты учнет писати; а к Прокофью Ляпунову стану писати: будет королевич на Московское государство и кресться в православную христианскую веру, благословляю ево служить, а будет королевич не креститься в православную веру и литвы из Московского государства не выведет, и я их благословляю и разрешаю, кои крест целовали королевичю, идти под Московское государство и померети всем за православную христианскую веру». Той же изменник злодей Михайло Салтыков нача ево праведново позорити и лаяти, и выняв на нево нож, и хотя ево резати. Он же против ево ножа не устрашись и рече ему великим гласом, осеняше ево крестным знамением, и рече: «Сии крестное знамение против твоего окаянного ножа; да буди ты проклят в сем веце и в будущем». (ПСРЛ. Т. 14. С. 106.)

Первое ополчение 1611 г., освободительное войско (рать), созданное в России для борьбы с интервенцией польских феодалов (см. Польская и шведская интервенция в России 17 в.). Боярское пр-во («Семибоярщина»), признавшее рус. царём польск. королевича Владислава, в ночь на 21 сент. 1610 впустило в Москву польск. войска. В ответ усилилось освободит, движение. В целях изгнания интервентов из Москвы в Рязани стало организовываться П. о. (руководитель воевода П. П. Ляпунов). В него вошли ополчения Н. Новгорода, Ярославля, Суздаля, Владимира, Мурома и других - всего св. 50 городов и уездов центр, и сев. частей Рус. гос-ва. П. о. состояло из дворян, стрельцов, посадских людей, черносошных крестьян; сюда вошли во главе с Д. Т. Трубецким и И. М. Заруцким отряды ратных людей (преимущественно казаки), ранее выступавшие на стороне Лжедмитрия II - «тушинцы». Вместе с рус. населением в борьбе против интервентов участвовали татары, марийцы, чуваши, мордва. Сосредоточившись в начале марта 1611 в Колом- не и Серпухове, П. о. направилось к Москве, где назревало нар. восстание. Оно вспыхнуло раньше, чем успело подойти войско, и было жестоко подавлено (19-21 марта). 24 марта осн. силы П. о. (от 20 до 30 тыс. чел.) стали лагерем у Симонова монастыря. Польск. войска, находившиеся в Москве (10-15 тыс. чел.), во главе с гетманом А. Гонсевским предприняли вылазку и пытались в полевом бою нанести поражение рус. рати, но были отброшены. 7 апр. ополчение овладело Белым городом, в результате поляки оказались изолированными в Кремле и Китай-городе. Ляпунов надеялся взять их измором, т. к. овладеть укреплениями, за к-рыми укрывался пр-к, располагавший арт-ей, было трудно. В нач. июня к Москве на помощь полякам подошёл отряд Я. Сапеги (5 тыс. чел.). Однако соединиться с осаждёнными не смог и в конце месяца ушёл на С., к Переславлю-Залесскому. Воспользовавшись этим, ополченцы 6 июля захватили Новодевичий монастырь, в к-ром находился отд. польск. отряд. К этому времени в П. о. резко обострились социальные противоречия. «Приговором» от 30 июня 1611, принятым руководством П. о., была намечена структура верховной власти - «Совет всей земли». Во временное земское пр-во вошли Трубецкой, Заруцкий и Ляпунов (фактически возглавлял его). «Приговор» ущемлял интересы «тушинцев», поскольку отменял «тушинские» жалования поместьями, а гжшное - требовал возвращения беглых крестьян и холопов к своим прежним владельцам (помещикам) . Недовольство казаков дворянской политикой привело к убийству Ляпунова (22 июля). Мн. ратники разошлись по домам. На месте остались гл. образом казаки (ок. 10 тыс. чел.). Власть сосредоточилась в руках Заруцкого. Вновь подошедший к Москве (14 авг.) отряд Сапеги (7 тыс. чел.) с продовольственным обозом прорвался в Кремль. Объединёнными силами поляки выбили казаков из Белого города. Осада Москвы фактически прекратилась, казачьи отряды лишь блокировали отд. дороги, ведущие к городу. П. о. не решило стоявших перед ним задач. Однако опыт его создания и использования был учтён, что имело большое значение для победы т. н. второго ополчения (см. Народное ополчение под руководством Минина и Пожарского).

Б. И. Кузнецов.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 6

Было очень тяжёлым. Почти два года продолжалась осада Смоленска, ко-торый пал в июне 1611 г. Польские отряды, оказавшиеся в Москве, вели себя как завоеватели. Шведские наёмники удерживали Новго-род. По стране «гуляли» отряды тушинцев; появились разбойничьи шайки, куда входили и русские «воры», и поляки. Они грабили зе-мли, разоряли города и монастыри.

Боярская дума не пользовалась авторитетом и властью, бояре практически не управляли страной. В разных частях государства признавали разную власть: одни — польского королевича, другие — только что родившегося младенца Марины Мнишек как законного сына царевича Дмитрия; третьи — Лжедмитрия II .

Русскому царству грозила потеря целостности и независимости . К такому печальному итогу привела Смута . Вопрос стоял так: или народ «проснётся» и сам защитит свою страну, или Россия погибнет. Нуж-ны были решительные и смелые шаги. Тупиковая политическая ситуация, создан-ная эгоизмом Семибоярщины и упрямством короля Сигизмунда, не могла оставаться вечно.

Инициативу создания ополчения проявили выборные власти городов. Они стали по-сылать друг другу грамоты с призывом отказаться от власти «измен-ников», засевших в Кремле. Только поднявшись «всей землёй» мож-но было освободить Москву и законно, на Земском соборе, выбрать нового царя.

Инициировав подъём народа патриархом Гермогеном, был созван Земский собор из служилых людей — «Совет всей зе-мли». Первое ополчение возглавил воевода Прокопий Ляпунов, а также князь Дмитрий Трубецкой, казацкий атаман Иван Заруцкий. Участники похода преследовали не только корыст-ные цели. В их действиях явно заметны патриотические настрое-ния: стремление очистить Москву от интервентов и возвести на пре-стол православного царя.

Состав Первого ополчения

После гибели Лжедмитрия II его политиче-ским наследником стал казачий атаман И. С. Заруцкий, который провозгласил царём только что родившегося сына Лжедмитрия II и Марины Мнишек Ивана. Вместе с князем Д. Т. Трубецким Заруц-кий повёл свои полки на Москву. Одновременно с бывшими тушин-цами к Москве двинулись отряды рязанских дворян под началом П. П. Ляпунова.

С начала 1611 г. отряды Первого ополчения из разных городов двинулись к столице и в марте 1611 г. подошли к Москве.

Жители Москвы тяготились присутствием чужеземцев. В мар-те 1611 г. горожане столицы подняли восстание против поляков. Однако поляки и их рус-ские приспешники сумели спасти положение, устроив пожар. В городе начались пожары. Забыв о мятеже, горожане бросились спасать своё имущество. Разбушевав-шийся огонь уничтожил большую часть московского посада, выгорела почти вся Москва. Материал с сайта

Войско Ляпунова, Трубецкого и Заруцкого подошло к Москве через несколько дней после пожара. Ополченцы вошли уже в горевший город. Им удалось овла-деть Белым городом. Поляки укрылись за стенами Китай-города и Кремля, которые не пострадали от пожара. Попытка взять штурмом мощ-ные городские укрепления была отбита осаждёнными.

Вскоре в ла-гере ополченцев начались раздоры, вспыхнула вражда между дворянами и казаками. Её умело раздували поляки и сторонники Семибоярщины. Предво-дитель движения Ляпунов был вызван на казачий круг, заподозрен и обвинён в измене и убит казаками. После этого потерявшие своего предводителя дво-ряне разъехались по домам. Ополчение как единая сила прекратило существование. Однако казачьи войска продолжали стоять под Мо-сквой и время от времени предпринимать попытки её штурма.

Первое ополчение

Третий этап Смуты связан со стремлением преодолеть соглашательскую позицию Семибоярщины, не имевшей реальной власти и не сумевшей заставить Владислава выполнять условия договора, принимать православие. Противниками сложившего положения дел выступали все более широкие слои населения. С целью пресечь брожения в октябре 1610 года Гонсевский арестовал ряд представителей видных боярских фамилий. 30 ноября с призывом к борьбе с интервентами обратился патриарх Гермоген, который также был взят под строгий арест. Москва оказалась фактически на военном положении.

В стране созрела идея всенародного ополчения для освобождения Москвы от интервентов. В феврале-марте 1611 году к стенам Москвы подступило 1-е Ополчение Ляпунова и князя Трубецкого, а также казаки атамана Заруцкого. Решающее сражение, в котором приняли участие москвичи и один из воевод ополчения князь Дмитрий Михайлович Пожарский, состоялось 19 марта. Однако освободить город не удалось: по совету Дмитрия Молчанова поляки подожгли город и этим остановили восстание москвичей. Тем не менее в руках ополченцев остались районы Белого города, и поляки, контролировавшие только Кремль и Китай-город, оказались изолированными. Но и в лагере ополченцев имелись внутренние противоречия, которые вылились в вооруженное столкновения, в одном из которых 22 июля 1611 года Прокопий Ляпунов был убит казаками, а ополчение стало разваливаться.

В том же году крымские татары, не встречая отпора, разоряют Рязанский край. Смоленск после долгой осады был захвачен поляками, а шведы, выйдя из роли «союзников», разоряли северные русские города.

Второе ополчение

Второе Ополчение 1612 года возглавил нижегородский земский староста Кузьма Минин, который пригласил для предводительства военными операциями князя Пожарского. Важным делом, которое смогли осуществить Пожарский и Минин, была организация и сплочение всех патриотически настроенных сил. В феврале 1612 года ополчение двинулось к Ярославлю, чтобы занять этот важный пункт, где скрещивалось много дорог. Ярославль был занят; ополчение простояло здесь четыре месяца, потому что надо было «строить» не только войско, но и «землю». Пожарский хотел собрать «общий земский совет» для обсуждения планов борьбы с польско-литовской интервенцией и того, «как нам в нынешнее злое время безгосударными не быть и выбрать бы нам государя всею землёю». Для обсуждения предлагалась и кандидатура шведского королевича Карла-Филиппа, который «хочет креститься в нашу православную веру греческого закона». Однако земский совет не состоялся.

Тем временем первое ополчение полностью распалось. Иван Заруцкий и его сторонники ушли в Коломну, а оттуда в Астрахань. Вслед за ними ушли еще несколько сотен казаков, однако основная их часть во главе с князем Трубецким осталось держать осаду Москвы.

В августе 1612 года ополчение Минина и Пожарского вошло в Москву и объединилось с остатками первого ополчения. 22 августа гетман Ходкевич попытался прорваться на помощь осажденным соотечественникам, но после трехдневных боев вынужден отступить с большими потерями.

22 сентября 1612 происходит одно из самых кровавых событий Смуты-- город Вологда был взят поляками и черкасами (запорожцами), которые уничтожили практически всё его население, включая монахов Спасо-Прилуцкого монастыря.

22 октября 1612 года ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город; гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

В Кремле поляки держались ещё месяц; чтоб избавиться от лишних ртов, они велели боярам и всем русским людям выслать своих жён вон из Кремля. Бояре сильно встужили и послали к Пожарскому Минину и всем ратным людям с просьбою, чтобы пожаловали, приняли их жён без позору. Пожарский велел сказать им, чтобы выпускали жён без страха, и сам пошёл принимать их, принял всех честно и каждую проводил к своему приятелю, приказавши всем их довольствовать.

Доведённые голодом до крайности, поляки вступили наконец в переговоры с ополчением, требуя только одного, чтоб им сохранена была жизнь, что и было обещано. Сперва выпустили бояр -- Фёдора Ивановича Мстиславского, Ивана Михайловича Воротынского, Ивана Никитича Романова с племянником Михаилом Фёдоровичем и матерью последнего Марфою Ивановною и всех других русских людей. Когда казаки увидали, что бояре собрались на Каменном мосту, ведшем из Кремля чрез Неглинную, то хотели броситься на них, но были удержаны ополчением Пожарского и принуждены возвратиться в таборы, после чего бояре были приняты с большою честию. На другой день сдались и поляки: Струсь с своим полком достался казакам Трубецкого, которые многих пленных ограбили и побили; Будзило с своим полком отведён был к ратникам Пожарского, которые не тронули ни одного поляка. Струсь был допрошен, Андронова пытали, сколько сокровищ царских утрачено, сколько осталось? Отыскали и старинные шапки царские, которые отданы были в заклад сапежинцам, оставшимся в Кремле. 27 ноября ополчение Трубецкого сошлось к церкви Казанской богородицы за Покровскими воротами, ополчение Пожарского -- к церкви Иоанна Милостивого на Арбате и, взявши кресты и образа, двинулись в Китай-город с двух разных сторон, в сопровождении всех московских жителей; ополчения сошлись у Лобного места, где троицкий архимандрит Дионисий начал служить молебен, и вот из Фроловских (Спасских) ворот, из Кремля, показался другой крестный ход: шёл галасунский (архангельский) архиепископ Арсений с кремлёвским духовенством и несли Владимирскую: вопль и рыдания раздались в народе, который уже потерял было надежду когда-либо увидать этот дорогой для москвичей и всех русских образ. После молебна войско и народ двинулись в Кремль, и здесь радость сменила печаль, когда увидали, в каком положении озлобленные иноверцы оставили церкви: везде нечистота, образа рассечены, глаза вывернуты, престолы ободраны; в чанах приготовлена страшная пища -- человеческие трупы! Обедней и молебном в Успенском соборе окончилось великое народное торжество подобное которому видели отцы наши ровно через два века.»