Сквозь степные бури и городские «пробки. Значение «пыльная буря Почему победили якуты

Вариант № 20.

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения .

    Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой

микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 70 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания 2–14.

(1)Мы ехали на охоту с моими друзьями, Константином и Львом. (2)Вдруг Костя обратил внимание на узкую тёмную полоску на севере. (3)Через полчаса стало ясно, что нужно уносить ноги, и чем быстрее, тем лучше. (4)Тёмная полоска вытягивалась в огромную крокодилью морду и явно норовила заглотить нас вместе с машиной. (5)Дождь со снегом всё усиливался. (6)Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей. (7)Резко похолодало. (8)Я завёл машину, но проехать удалось немного: липкая грязь забила колёса, и двигатель заглох. (9)Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

(10)Я знал, что такие бури в степи могут длиться до двух-трёх суток. (11)Бензина, чтобы обогревать салон, хватило бы нам часов на двадцать,
а что дальше?.. (12)Медленно замерзать?

(13)И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого,
в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям. (14)Больше ни Костя, ни я не успели и рта раскрыть, как Лев заявил, что у него есть продукты и он, разумеется, никуда из машины не пойдёт! (15)Так что у нас с Костей выбора не было.

…(16)Ветер валил с ног. (17)Недавно мне сделали операцию, и, конечно, мне было трудно. (18)Когда я не мог встать, Костя помогал, и мы, опершись на два ружья, стояли спина к спине и отдыхали.

(19)В очередной раз я упал и, барахтаясь в тягучей массе, не заметил, что потерял сапог. (20)Только когда нога стала неметь, я обнаружил это. (21)Сил вернуться не было, но Костя вернулся и с трудом, ползая по грязи, нашёл мой сапог. (22)Потом мы шли, по очереди толкая друг друга, или отдыхали, опираясь спинами.

(23)Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.

– (24)Врёте, не дойдёте! – казалось, зловеще шипели они.

– (25)Не на тех напали! – время от времени кричали мы им.

(26)Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали мощный гул и увидели свет. (27)Мы начали стрелять, не жалея патронов, и через минуту к нам подъехало несколько мощных военных машин.

(28)Так мы познакомились с нашим спасителем – комбатом Пугачёвым. (29)По нашим следам он послал одну из машин с солдатами. (30)Мы же с Костей мгновенно заснули, даже раньше, чем нас заволокли в машины, стащили с нас сапоги и мокрую одежду. (31)Мы спали, пока не появился Лев, бодрый и весёлый.

– (32)А я и не сомневался, что Костя что-нибудь придумает и не оставит меня в этой степи, – сказал он невозмутимо.

(33)Солдаты нашли его по нашим следам, прицепили тросом к мощной машине и притащили в безопасное место.

(34)Мы расстались на следующее утро с целым батальоном самых лучших в мире друзей – рядовых и офицеров Советской Армии.

(35)Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. (36)И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты.

(По Е. Рудакову)

2. Начало формы

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой готов идти на любую охоту со своим другом Костей?»

Костя умеет вовремя заметить признаки ненастья.

Герой очень любит охоту и готов ради неё переносить любые трудности.

Герой хотел бы снова встретиться с комбатом Пугачёвым.

Константин ни при каких обстоятельствах не бросит друга в беде.

Конец формы

3. В каком варианте средством выразительности является сравнение ?

И тогда Костя предложил Льву оставить меня, как самого слабого,
в машине, а самим, двоим крепким парням, пойти, наперекор стихии, искать дорогу и постараться выйти к людям.

Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.

Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

Ветер валил с ног.

Ответ: ___________________________.

4. Из предложений 13–17 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости – глухости последующего согласного.

Ответ: ___________________________.

5. Из предложений 27–30 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии на -о – -е пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано».

Ответ: ___________________________.

6. Замените разговорное слово «врёте» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом .

Ответ: ___________________________.

7. Замените словосочетание «бури в степи» (предложение 10), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Ответ: ___________________________.

9. Среди предложений 28–31 найдите предложение с обособленным приложением . Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

10. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове .

Больше ни Костя, (1) ни я не успели и рта раскрыть, (2) как Лев заявил, (3) что у него есть продукты и он, (4) разумеется, (5) никуда из машины не пойдёт!

Ответ: ___________________________.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 19.

Ответ: ___________________________.

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Когда я не мог встать, (1) Костя помогал, (2) и мы, (3) опершись на два ружья, (4) стояли спина к спине и отдыхали.

Ответ: ___________________________.

13. Среди предложений 9–14 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным и однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

14. Среди предложений 3–9 найдите сложнее предложение с союзной сочинительной и бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном

листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием

сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания автора учебного пособия по русскому языку В.Н. Александрова: «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.Н. Александрова.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я и сейчас готов на любую охоту, хоть на львов в Африке: Константин в беде друга не бросит. И хорошо бы рядом снова оказались комбат Пугачёв и солдаты».

Приведите в сочинениидва аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение словаДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое дружба» , взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите
2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:один пример- аргументприведитеиз прочитанного текста, а второй –из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Песчанная буря. Фото из Интернета

Освоение целинных, веками непаханых земель, как хорошо известно, началось в 1954 году. Работы интенсивно продолжались вплоть до 1960. Была распахана гигантская по площади территория - более 40 миллионов гектаров. Это больше территории Германии. Было затрачено колоссальное количество материальных, энергетических, трудовых и прочих ресурсов.

В соответствии с планами партии и правительства предполагалось, что по завершению этих грандиозных работ закрома родины будут ломиться от хлеба. Однако, к огромному сожалению, можно сказать, что случилось ровно наоборот. Закрома опустели настолько, что впервые за всю российскую историю в шестидесятых годах начались огромные закупки зерна за границей.

Конечно, существовали, вероятно, и другие причины, вынудившие руководство страны советов пойти на импорт зерна. Но уже в конце пятидесятых годов стало ясно, что очередная волюнтаристическая авантюра, на этот раз хлебно-целинная, с треском провалилась. По крайней мере, в Казахстане я видел массу фактов тому подтверждение.

Не зря наши предки столетиями не трогали этих земель. Занимались исключительно скотоводством. Дело в том, что плодородный слой Северо-Казахстанских почв очень тонок. Его хватило только на первый после распашки урожай. В этих краях почти круглый год дуют сильные ветры, особенно зимой.

Потревоженная земля стала интенсивно подвергаться ветровой эрозии. Уже через пару лет огромный процент земель поднятой целины остался практически без плодородного слоя. Удобрений в стране всегда не хватало, так что частенько собирали зерна намного меньше, чем его шло на посев. Но даже эти жалкие крохи порой сгнивали на поле. Хранить хлеб было негде.

Целинная кампания, как и все прочие партийные начинания, была проведена в лучших большевистских традициях - много пропагандистского грохота и мизер организации. Сразу же были назначены жёсткие сроки по выполнению указаний партии и правительства. Все бросились пахать и сеять.

Строительство элеваторов, дорог и прочей инфраструктуры оставили на потом. И это потом растянулось на долгие десятилетия. Даже в конце восьмидесятых годов я видел, как зерно хранилось под открытым небом. Зернохранилищ всё ещё хронически не хватало.

Некоторые целинные хозяйства попытались, было, вернуться к овцеводству и прочему скотоводству. Но естественный растительный покров к этому времени был почти полностью уничтожен. Приходилось засевать многолетними травами огромные поля, подкармливать их удобрениями и т.д.

Все эти работы требовали колоссальных затрат, и делали овцеводство практически нерентабельным. Колхозы и совхозы стали разваливаться, а народ разбегаться.

Вот тогда-то какая-то умная голова и придумала оригинальный выход из очередного тупика, куда уже в который раз угодил советский народ под «мудрым» руководством родной коммунистической партии. Было организовано новое массовое студенческое движение под прозаическим названием «строительные отряды».

Во многих вузах страны, как грибы после дождя, стали появляться студенческие отряды. Они отправлялись в Казахстан, Урал, Сибирь и другие целинные края. Строили там жильё, школы, дороги. Профессионалов явно не хватало, в связи с чем качество работ оставляло желать лучшего. Но само государство вообще ничего не делало.

Справедливости ради, скажу, что студенты с энтузиазмом восприняли эту инициативу сверху, и весьма энергично поддержали её. Мотивацией столь широкого движения являлись не столько идеологические соображения, сколько откровенный прагматизм.

От части, конечно, романтика дальних дорог и жажда перемены мест. Ребята за так называемый третий трудовой семестр могли неплохо подзаработать. Ну, и если согласиться с постулатом, что отдых - это смена занятий, то работа на целине была ещё и отдыхом.

Летом 1957 года факультетский строительный отряд уже трудился в одном из колхозов Кокчетавской области Казахстана. Мы занимались строительством саманных домиков. Правда, я лично домики не строил.

До поступления в институт мне довелось два года поработать на авторемонтном заводе. Там и познал тяжёлый труд и солёный пот. Но не только. На заводе я получил права водителя-профессионала 3-го класса, и даже приобрёл некоторый опыт вождения грузовика.

Именно по причине наличия водительских удостоверений мне и моему однокашнику Мите Корягину была доверена тяжёлая, но очень ответственная работа водовозов. На стареньком ГАЗ-51, который собственными руками возродили из небытия, мы возили столь дефицитную в тех краях воду. Примерно 50 км порожняком в одну сторону и столько же, разумеется, обратно. Уже с живительной влагой.

Труд был не просто тяжёлым. Я бы назвал его каторжным. Жара. Ну, как в сауне. Только песок не в песочных часах, а на зубах. Точнее сказать, жгучий суховей. Грузовичок дряхленький.

Частенько приходилось подолгу валяться в придорожной пыли, ремонтируя добитую колымагу. Собственно, и дороги-то никакой не было. Так, укатанная верблюжья тропа в выжженной безлюдной на многие километры степи.

Выезжали ранним утром. Затемно. Когда беспощадный багровый диск солнца ещё не появлялся на небе. В это время суток остывший за ночь ветерок приятно холодил тело, а шорох пробуждающейся степи ласкал душу. Баранку крутили поочерёдно. В одну сторону я, в другую – Митяй. Не в том, конечно, смысле, что я крутил только по часовой, а дружок против.

Понятное дело, утром вести наш видавший виды водовоз было намного приятней, а потому очерёдность соблюдалась строго. На дорогу в один конец уходило около часа, а вот на водозаборной станции порой приходилось торчать подолгу.

Так что очень часто возвращались домой под нещадно палящим солнцем. До определённого момента эта жуткая езда у меня всегда вызывала ассоциации, связанные с потусторонним миром. Именно так я представлял себе ад, где черти жарят грешников на своей большой сковородке без масла. Но на деле оказалось, что я здорово приуменьшал.

Однажды на «разливочной», так все называли наш водозабор, случилось ЧП. Вышли из строя сразу несколько кранов. В связи с чем, пришлось проторчать на станции далеко за полдень. Когда отправились в обратный путь, солнце жарило уже нещадно. К металлическим деталям даже внутри кабины притронуться было нельзя.

Разделись до трусов, и, периодически поливая друг дружку водичкой, отправились в путь. Вода, понятное дело, была тёплой, но зато в количестве – хоть залейся! В тот раз, как и всегда, мы бы, наверное, без особых приключений добрались до нашего посёлка. Но в том то и беда – случилось именно особенное приключение. Да ещё какое! Прошло уже более полувека, но его детали я помню до сих пор.

То приключение называлось пыльной или песчаной бурей. В последующие годы жизни я побывал в великих среднеазиатских пустынях Каракумы и Кызылкуме, в совершенно безводной Иудейской пустыне и не менее зловещей – Синайской. Однако ничего подобного видеть и испытать, к огромному счастью, мне уже не довелось.

Ну, а с этого места, как говорят в кино, – поподробнее. Песчаная буря, разумеется, - никакое ни приключение. Это невероятных размеров катаклизм природы. Много позже я узнал, что буря, в которую мы тогда угодили, была далеко-далеко не самой страшной и разрушительной из длинного ряда подобных стихийных природных бедствий. Но того, что тогда испытал, мне хватило на всю оставшуюся жизнь. И сегодня, спустя 52 года, я с содроганием вспоминаю те давние события.

Мы успели проехать в направлении нашего посёлка километров 15, не больше. Буря началась совершенно внезапно. Вроде как, ниоткуда. Ярко-багровое солнце как-то вдруг стало тускнеть, заволакиваться мутной пеленой. На горизонте появилось маленькое темное облачко. Оно быстро увеличивалось, закрывая небесную голубизну. Потом первый яростный порыв обжигающего суховея, и буквально сразу же день померк.

Я поднял боковые стёкла кабины. Тучи жгучего песка нещадно секли по машине, закрывая полуденное солнце. Железная кабина с задраенными окнами моментально превратилась в сауну. Обычно в степи довольно тихо. А тут вдруг поднялся вой и свист ветра, как из иерихонской трубы.

Нечто подобное в средней полосе я однажды испытал во время снежной вьюги. Надо признать, тоже чувство не из приятных, но всё-таки не так жарко. А тут в одних трусах, пот градом и самое страшное – ни зги не видать. Кручу баранку, как с завязанными глазами, наугад.

Однако остановиться нельзя. Буквально, как пел Высоцкий: «…Назад пятьсот, пятьсот вперед, сигналим зря - пурга, и некому помочь…» Правда, у нас расстояние было на порядок меньше и вместо снега – песок. Но финал мог оказаться тот же: «… так заровняет, что не надо хоронить…» Короче, едем. Куда, дьявол его знает! И вдруг – о счастье! Сквозь песчаную муть видим белый холмик.

Дима вывалился из кабины. Рубашку на голову, ну чтоб глаза песком не посекло. Пошёл на разведку. Через пару минут возвращается. Орёт во всё горло, стараясь вой бурана перекричать: «Ура! Да здравствует жизнь! Спасены! Казахская юрта!»

Вот когда я впервые узнал, что такое настоящее человеческое гостеприимство. С трудом открыл дверь кабины, преодолевая звериный напор стихии. Выбрался наружу, и сразу же почувствовал, как сотни иголочек-песчинок впились в тело. Ощущение, вроде как, секут розгами.

Осмотрелся, шагах в двадцати от машины большая белая войлочная юрта. Рядом казах в халате. Машет рукой, мол, быстрей в укрытие. На ходу напялил рубаху, и сиганул в юрту. Как потом узнал, у казахов издревле белая юрта (ак уй) всегда считалась символом достатка и благополучия. И надо же, первый раз в жизни я совершенно случайно, да ещё при таких трагических обстоятельствах, угодил именно в такую юрту.

Конечно, кое-какой информацией о древнем кочевом жилище я тогда уже владел. Но даже и отдалённо не подозревал, какое это чудо. Подлинное торжество человеческого гения. Правда, признаюсь, некое беспокойство испытал. Поначалу показалось, что прекрасная юрта не выдюжит, и может взлететь. По меньшей мере, по частям.

Но к счастью, всё обошлось. А вскоре, так же вдруг, буран утих.
Казах, узнав, что в нашей цистерне находится драгоценная жидкость, взмолился отлить ему хоть малую толику.

Ну, как мы могли отказать нашему спасителю? Все две тонны воды я выплеснул в бетонированную яму кочевника. Ну, а за такой царский подарок благодарный аксакал устроил нам с Димой ханский обед.

Вот именно в тот раз я не только основательно познакомился с казахской юртой, но, что вспомнить не менее приятней, впервые в жизни испробовал настоящий казахский бешбармак. На русский язык название блюда переводится весьма странно - «пять пальцев». Но логика здесь присутствует. Казахи едят бешбармак пятью пальцами. Ну, по меньшей мере, четырьмя. Мы, правда, по причине отсутствия опыта, поросили ложки.

Подаётся он на большом блюде. На его дне находятся квадратики теста, сваренного в специальном бульоне. На такое основание горкой укладываются ломтики отварной баранины. Вокруг неё – внушительные по размеру кости с мясом. Всё это «сооружение» обильно сдабривается различными специями, и посыпается зеленью петрушки и укропа. Отдельно в пиалах подаётся наваристый бульон с лапшой.

Такая трапеза, естественно, требовала обильного алкогольного сопровождения. Советская власть к тому времени снивелировала все религии по части потребления спиртного. Так что наш спаситель-благодетель казах-мусульманин, не оглядываясь на Коран, поглощал водку, нисколько ни в меньших количествах, чем это делали мы.

Некоторые национальные особенности, конечно, проявлялись, но исключительно в процедуре. Дело в том, что водку пили мы не из рюмок и стаканов, а из пиал. Уже много позднее, в бытность работы на МТЗ, мне часто доводилось бывать в этих краях. И почти в каждую командировку сиживал за гостеприимным узбекским, либо казахским столами. Разумеется с возлияниями.

Однако, честно признаться, пить спиртное из пиалы я так и не научился. Впрочем, к счастью, я вообще к крепким напиткам всегда относился без особого почтения. А вот присказку, которую мне часто доводилось слышать во время среднеазиатских застолий, помню до сих пор: «На Востоке кушать не заставляют. Здесь заставляют только пить».

Рецензии

Лев Самуилович! Дорогой. Как всегда получил огромное удовольствие от рассказа о пыльной буре и студенческих отрядов. Мы с Вами дети одного поколения и всё это пережили. Наше счастье было в том, что были молодые. А сейчас ностальгируя по тем временам я должен сказать, что при том, что Вы в своих оценках, как всегда точны и справедливы, в том времени было нечто такое, что я начал улавливать далеко не сразу. Правда говорят: нет худа без добра. Вот Вы говорили о роли партии на целине. Конечно дурость, конечно полный идиотизм возведённый до государственного масштаба. Это такой же Хрущёвский разгром деятелей литературы и искусства, только в сельском хозяйстве! Есть такой старый анекдот:
-Армянское радио спросили, кто придумал коммунизм: коммунисты или учёные?
-Ответ незамедлил себя ждать: -Конечно коммунисты! Потому, что если бы учёные - они сначала бы на собаках попробывали!
Так вот. Несмотря на дурость и глупость, есть в том времени что-то доброе, человеческое. Была взаимопомощь, был энтузиазм, братство. Даже сложные национальные вопросы были намного терпимие, глаже как-то. Сама по себе изуверская идеология, а рождала хорошие ростки. Уровниловка, сама по себе гадость, но была в ней заложена изначальнаяч мечта о справедливости. И жилось нам светлее, чище.
Так приятно было вспомнить и своё студенчество. Очень похожее на Вами рассказанное. Я ведь до института занимался кроссом на мото и авто. Поступил на в лесной институт на мехфак, отделение "эксплуатация автомобильного транспорта" и катался на всех марках авто и тракторах. Участвовал в соревнованиях и даже выполнял нормативы кандидата в мастера. Поэтому в колхозах пахал и катался на грузовиках. Никогда не забуду пахоту, когда и без пыльных бурь был как негр и пыль хрустела на зубах! Замечательное было время! Спасибо Вам большое!

Словарь Ветров

Пыльная буря

(Пылевая буря) , пыльный шторм

сильный ветер, поднимающий с земной поверхности большое количество пыли или песка, выдувающий верхний слой иссушенной почвы, не скрепленной растительностью, в результате чего ухудшается дальность видимости. П. б. имеет разные названия: тозлу фыртына (азерб. ), чацдуу бороон (кирг. ), чангли буран (узб.), туфани чанг (тадж. ), быылаах буурба (якут.), кориантели (груз.), иманадяран (эвенк. ), зандхозе (нем. Sandhose), даст сторм (англ. dust storm).

Распространение пыли при северо-западной Пыльной буре 17 июля 1970 г. над Мессопотаыией. Штриховка - степень замутнения.

В засушливых местностях, степях и пустынях П. б. обычно наблюдаются в бездождные периоды весной и ранней осенью в связи с сухостью почвы. По цвету поднятой ветром пыли различают П. б. белые (на солончаках), желтые и бурые (на суглинках и супесях того же цвета), красные (на красных суглинках и супесях и песках, обогащенных окислами железа), черные (на черноземах).

Распространение пыли в районе Нижнего Поволжья во время юго-восточной Пыльной бури 13 июня 1970 г. 1 - сильное замутнение, 2 - умеренное замутнение, 3 - направление пылевых потоков.

П. б. начинается с образования очага у земли, когда сила ветра достаточна для начала ветровой эрозии. Затем П. б. развивается вверх и по площади. По источнику песчано-пылевой взвеси П. б. разделяют на местные и адвективные. Последние распространяются по ветру далеко от очага их возникновения. По фотографиям, полученным с помощью ИСЗ, обнаружено проникновение пылевых облаков из Сахары через Атлантический океан до Центральной Америки (см. ). Каждое лето из Сахары только в Атлантику выносится 60-200 млн. т пыли.

В СССР наиболее обширный очаг П. б. находится в Центральных Каракумах и предгорьях Копетдага. П. б. часто охватывают Нижнее Поволх-сье, Северный Кавказ и юг Украины. Выделяют три основных района активного развития П. б.: над северным и северо-восточным побережьем Каспийского моря, над южным и юго-восточным побережьем Каспийского моря и над северо-восточным побережьем Аральского моря. Прогрессирующее обмеление этих морей способствует образованию песчаных зон. Пылевые волны с видимостью менее 200 м чередуются с зонами видимости 3-4 км и распространяются на юго-запад и запад. Они пересекают Аральское море длинными и широкими струями и достигают плато Устюрт или дельты Амударьи.

Основной район возникновения пылевых выносов, содержащих соли и карбонаты, охватывает Прикаспийскую низменность и северо-восточное побережье Каспийского моря. Пылевой вынос имеет многоструйную структуру. Очаги дефляции, судя по спутниковым данным, находятся в понижениях рельефа, занятых солончаками, в береговой полосе шириной всего около 50 км. Ветры заносят поднятую здесь пыль в район дельты р. Волги и далее на северо-запад (см. ).

Размеры охваченной П. б. территории изменяются в широких пределах, от сотен квадратных метров до тысяч квадратных километров. Северная граница распространения П. б. в СССР проходит через Балту, Харьков, Уфу, Оренбург, Алтайский край.

Основные районы пыльных бурь вне СССР: 1. Центральная и Западная Африка. На юге Сахары П. б. могут охватывать пространства размером 2500X600 км, от р. Сенегал до оз. Чад, в виде полос, вытянутых в основном широтно. Здесь харматан выносит массы пыли через Гвинейское побережье на море, получившее название Моря Мрака. 2. Средиземноморское побережье Африки и страны Леванта. 3. Восточная Африка - Судан, от Нила до Красного моря. Концентрация пыли в воздухе заметно увеличивается при замедлении ветрового потока вблизи внутритропической зоны конвергенции. Северный край зоны пылевого потока иногда имеет вид изогнутого шквалового вала гигантских размеров. П. б. возникают при встрече относительно холодного северозападного ветра с горячим юго-западным муссоном. Пыль поднимается мощными конвективными потоками, подхватывается высотными течениями и переносится через горы на юг Красного моря. 4. Аравийский полуостров. П. б. возникают в переходной зоне между циклоном и антициклоном в виде мощных струй с максимумом скорости на высоте 1,5 км (см. ). Струи пыли состоят из параллельных клубящихся и расширяющихся потоков. Пыль переносится в коридоре между горами Малой Азии и Саудовской Аравии. 5. Пустыни и степи Монголии, Китая, юга Средней Азии. 6. Центральные штаты Северной Америки - район Чаши пыли (Великие равнины, Колорадо, Канзас, Техас и др). и пампасы Южной Америки. 7. Степи и пустыни Австралии.

Семейная пара Валентины и Игоря Куликовых из Новосибирска признана лучшим экипажем завершившейся внедорожной экспедиции «Шинтоп Трофи-2006» («Планета Монголия»).

Наши земляки совместно с десятью экипажами из Владивостока, Хабаровска, Якутска, Омска, Красноярска, Иркутска и Находки преодолели более десяти тысяч километров монгольского бездорожья.

Приз лучшему экипажу присуждался по итогам голосования самих участников за честность прохождения пути, за помощь соперникам и за умение работать в паре.

Своими впечатлениями о соревнованиях супруги Куликовы поделились с корреспондентом «ВН».

Граница подорожала

— Нам предложили принять участие в экспедиции через Интернет, — рассказали джиперы. — Нет смысла объяснять, что клубы любителей путешествий и экстремальных дорог находятся в постоянной переписке и приглашают друг друга на все подобные мероприятия. Мы изначально не воспринимали экспедицию как соревнования: можно сказать, что поехали для того, чтобы протестировать резину и поближе познакомиться с восточной страной.

Участники «Шинтоп Трофи» собирались в Улан-Баторе. Путь из Новосибирска для семьи Куликовых обошелся без приключений. Единственное, что их удивило — визовые цены.

— Пять тысяч рублей за две визы слишком дорого для Монголии, — считает Игорь. — В прошлом году за две визы с женой мы заплатили всего 20 долларов. Неизвестно, почему монгольская граница так подорожала. Видимо, пользуется спросом у россиян.

А зачем нам амортизатор на таких дорогах?

По словам новосибирцев, представление о том, что Монголия — это сплошная пустыня и степи, не соответствует действительности. Песчаная пустыня занимает всего около пяти процентов территории страны, а остальная территория — это небольшие города, поселения и национальные парки.

Зато монгольские дороги — это настоящая проверка для автомобилей. Игорь и Валентина признались, что найти асфальтированную дорогу в Монголии — большая удача: асфальт лежит преимущественно лишь на центральных улицах больших городов. «Трассы» из города в город — это каменистые дороги, поэтому поездка даже на внедорожнике может запросто заменить целый курс вибромассажа.

— Нашей экспедиции повезло: за все время серьезных поломок не было, да и за нами постоянно следовала «техничка» — небольшой грузовичок со всевозможными запасными частями, продуктами и инструментами, — вспоминает Валентина. — Хотя без мелких неприятностей все же не обошлось. У нас, к примеру дважды отрывался амортизатор. Нам так надоело его прикручивать на место, что после второго раза мы его вообще сняли. Трясло, конечно, прилично, зато эта тряска хорошо разминала затекшие мышцы, да и уснуть за рулем на таких дорогах просто немыслимо. Бодрит постоянно. От этого средняя скорость нашего передвижения составляла 60 километров в час, а на сложных участках и вовсе километров в сорок. Называть это гонками просто нелепо.

Самое интересное, что за проезд по каменистым тропам Монголии участники экспедиции еще и платили. У монголов это называется «платные направления дорог». Выглядит это совсем не так, как в Америке: вместо бетонных автомобильных турникетов стоят потрепанные временем деревянные шлагбаумы. За переезд из города в город доблестные монгольские гаишники на этих «КПП» собирают по 500 тугриков с машины.

Почему победили якуты

Гонка проходила почти месяц. Главное условие — доехать раньше других до всех условных точек, ориентируясь только по карте. Это удалось экипажу из Якутии, а остальные участники не очень-то этому препятствовали.

— Якутам очень нужна была эта победа, — рассказывает Игорь. — Их клуб появился совсем недавно, и еще только вливается в наше сообщество. Для них было принципиальным доказать, что они молодцы, а нам было приятно доставить им такое удовольствие.

Туман из песка и равнодушный волк

Один из обязательных пунктов, на котором участники должны были отметиться, — старый монгольский монастырь. Точнее, его развалины. Тем не менее на этих развалинах до сих пор ведутся службы, и называется он по-прежнему монастырем.

Здесь и застала семейную пару песчаная буря. Легли спать, а наутро не смогли выйти из палатки: видимость — метра три, а дальше — стена из песка и пыли. Пока один из супругов готовил завтрак из субпродуктов, второй постоянно находился в палатке, иначе бы ее просто унесло вместе с песком. Песок норовил прорваться под одежду, проникнуть вместе с пищей в рот. Благо участники знали, куда едут, и взяли с собой специальные спортивные очки, чтобы хоть глаза не пострадали.

— А вообще природа в Монголии потрясающая, — сказала Валентина. — Барханы, огромные красивые валуны и камни золотистого цвета и абсолютно безобидная фауна. Во время одной из ночевок несколько наших машин встали в степи и включили фары на случай «непрошеных гостей» из темноты. И тут в свете фар мы увидели настоящего волка. Конечно, поднялся шум, мужчины приготовились к атаке… а волк спокойно посмотрел на нас и равнодушно пошел своей дорогой, даже не пытаясь бежать. Удивительно, но звери в Монголии совсем не боятся людей: утки и лебеди, когда к ним подходишь, не улетают в панике, — как у нас, а спокойно отплывают немного в сторону.

Не хватило верблюдов

Помимо основной гонки, экипажи принимали участие в различных конкурсах: соревновались в триале, ловили рыбу, гоняли по прямой на скорость…

Самым необычным конкурсом были гонки на верблюдах. Местные жители любезно выделили экспедиции четырех «горбунов», и те решили себя попробовать в экзотическом виде спорта. Развлечение закончилось через несколько минут после своего начала. Первая четверка храбрецов начала понукать верблюдов, как лошадей. Верблюдам такое обхождение не понравилось: они пошли не по указанному направлению, а кто куда, попутно скидывая своих наездников. Никто, к счастью, не пострадал, а новосибирской паре так и не удалось покататься на «кораблях пустыни»: владельцы животных сказали, что верблюды рассержены и продолжать гонки опасно для жизни.

Дешевая еда и добродушные, но хитрые монголы

«Техничка» должна была кормить участников завтраком и обедом, но на практике она просто не поспевала за джиперами, и кормиться тем приходилось в кафе монгольских населенных пунктов.

— Нас удивило, что даже в самых захолустных поселках ресторанов, банков, магазинов и гостиниц больше, чем жилых домов, — рассказал Игорь. — Однако местные повара всегда оказываются не готовыми к наплыву иностранцев. Мы заходили в кафе ордой в сорок человек и видели растерянность персонала. Еда в таких заведениях стоит копейки, но ждали мы своих обедов часа по два.

Монголы, особенно дети, смотрели на джипы российских путешественников как на восьмое чудо света. До сих пор многие местные жители называют свою страну «побратимом« Советского Союза или «16-й республикой СССР». Русский может запросто переночевать в любом монгольском доме, где его еще и накормят, причем совершенно бесплатно.

— Другое дело — банки и цены, — говорит Валентина. — Я зашла в магазин купить, извините, клизму, чтобы обдувать видеокамеру. Мне назвали цену, которая в переводе на рубли составляет около сотни. «Почему так дорого?» — возмутилась я. «Хорошо, можно поторговаться», — был ответ. В итоге клизма была куплена за 10 рублей. Обманули меня и в банке: я меняла для всех участников доллары на тугрики. Кстати, рубли в Монголии не меняют вообще, а если меняют, то по очень невыгодному курсу. Так вот, мне должны были выдать миллион тугриков. Я набила сумку пачками банкнот, а когда стали проверять, выяснилось, что несколько пачек мне просто недодали. Но обижаться на этот добродушный спокойный народ мы просто не могли. Даже когда побывали в их «супергостиницах».

«Супергостиницы» в монгольских городках представляют собой обычные двухэтажные здания. Участники останавливались в них только для того, чтобы принять душ. Видимо, в Монголии проблемы с горячей водой, поскольку, как рассказывают супруги Куликовы, горячая вода была далеко не кипятком и текла тонкой ниточкой.

— Монголы абсолютно спокойные люди, они никогда никуда не торопятся, — добавил Игорь. — Когда мы возвращались домой, завернули за сувенирами в Улан-Батор и попали в пробку. Выглядело это примерно так: сломался светофор, вместо него на перекрестке стоит гаишник и не переставая свистит. Такое ощущение, что его задача — хорошо отсвистеть свою смену в восемь часов. При этом местные водители не обращают на него никакого внимания и едут так, как им хочется. Никто не матерится, когда его подрезают, никто не возмущается, и даже гаишнику все равно. Такому железному спокойствию можно только позавидовать.

Семья Куликовых планирует еще ряд экспедиций по Азии, но с маршрутами супруги пока еще не определились.

«Путешествовал» с Игорем и Валентиной по Монголии Александр МОГИЛИН