Конспект логопедического занятия с использованием ИКТ для средней группы. Зимние забавы. Образовательный портал Конспект занятия в логопедической группе зима

Обобщать и закреплять знания по теме;
- Развивать ассоциативную связь, используя компьютерные технологии.
- Формировать уверенность в образовании и употреблении родственных слов;
- Развивать связную речь, творческое воображение;
- Продолжать формировать умение выделять главное, скрытый смысл, делать умозаключения.
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам,
- Учить проявлять его практически.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки по теме, серия сюжетных картин «Кормушка».

Предварительная работа: изучение лексических тем: «Зима», «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед читает стихотворение С. Маршака «Зима»:

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Во дворах дома.
Ночью вьюга куролесила,
Снег стучал в стекло.
А сейчас – гляди, как весело
И белым-бело.
Беседа о зиме:

Что такое зима?
- когда наступает она?
- какая зима?
- что вам нравится зимой?
- объяснить понятия: вьюга, куролесила, охапками.

2. Дети читают стихи, выученные заранее:

Всех сегодня удивила
И немного рассмешила,
Тихо-тихо к нам пришла,
Наша зимушка-зима!

Снег охапками бросала.
Окна всем разрисовала.
Куролесила до слёз,
Всюду стужа и мороз.

Все дворы запорошила
Детвору развеселила
Вот санки и снежки
Толстые снеговики!

Мерзнут бедные зверюшки,
И пернатые пичужки.
Заяц мчится от лисы.
Как дожить им до весны?

3. Компьютерная игра: «Кто, где зимует?», с использованием слайдов с изображением животных.

Логопед предлагает детям стать вокруг компьютера и помочь в рассказывании стихотворения, договаривая последние слова, на мониторе появляются соответствующие картинки животных. Последние две строчки картинками не животных, а их жилища. Затем на мониторе все жилища животных, а животные расположены внизу. Предлагается детям самим назвать, кто, где живет, перетаскивая мышкой животных в их жилище.

«Кто где живет?»

Медведь спит (в берлоге)
Воробей сидит (под крышей)
Лиса устроилась (в норе)
Жучка в теплой (конуре)
Белка спряталась (в дупле),
Ежик спит в сухой (траве).
В логове лежит (волчица),
Под кустом дрожит (зайчишка).

При необходимости давать подсказку. Повторяют еще раз, дети участвуют более активно.

4. Физ. минутка: « Про зиму»:

Вьюга злится, (руки перед собой, сжимать, разжимать кулачки)
Снег кружится, (волнообразные движения руками в стороны)
В конуре неважно спится. (дом руками над головой)
Даже смелый пес Трезор (пальчиками показать собаку, двумя руками)
Стал проситься в коридор. (средние пальчики открываются — закрываются)

5. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка», Р. А. Васильева, Г. Ф. Суворова: «Альбом сюжетных картинок по развитию речи».

Даны три картинки. Их объединяет сюжет: забота о птицах. Составляя рассказ по этим картинкам, кроме задачи по развитию речи детей, развитию творческого воображения, ставится воспитательная задача: формировать заботливое и бережное отношение к братьям нашим меньшим.

Первая картинка: Заснеженный сквер. На одном из деревьев висит кормушка, она занесена снегом. На ветках сидят снегири, синички, ворона.

Вторая картинка: В сквер пришли дети. Они решили помочь птицам. Одни сметают снег с кормушки, другие насыпают корм, развешивают ягоды и кусочки сала.

Третья картинка: Дети отошли в сторонку, к скамейке. Они наблюдают за птицами и улыбаются. На кормушке «птичий обед».

Вводная беседа:

Каких зимующих птиц вы знаете?
- Почему зимой птицы жмутся к жилью?
- Чем можно помочь нашим пернатым друзьям?

Выставляется сразу все три картинки. Детям предлагается рассмотреть их, разложить по порядку, а затем составить рассказ по каждой из картинок, по очереди. В ходе составления рассказа давать подсказки и помощь. Особо выделить описание зимней природы в начале рассказа. Можно опираться на личный опыт: а вы помните, когда проснулись утром, а на улице все белым-бело.

Когда рассказ будет составлен, предложить оценить поступок детей, подобрать слова, характеризующие детей, их действия. Затем дети озаглавливают каждую часть (картинку) рассказа, и рассказ в целом. Если дети хорошо справляются с заданиями, можно предложить озаглавить словами-действиями, словами-признаками. Например:

1. Снег. Засыпало. Помогите! Встревоженные, голодные.

2. Помощники. Выручают. Дружные.

3. Веселое щебетанье. Радуются. Веселые.

Подводится краткий итог составления рассказа. Выводы.

Игровая ситуация: Птицы просили помочь им, найти родственников зиме.

Вспомнить, что такое «родственные слова», подобрать такие слова к слову – зима: (зимушка, зимовать, перезимовать, зимовье, зимние, зимующие, и т. д.)

6. Итог занятия.

Циркунова Нина Ивановна,
учитель-логопед высшей
квалификационной категории
МБДОУ детский сад №10
г. Апшеронск, Краснодарского края

Конспект логопедического занятия по теме

«Зима. Зимние забавы».

(старшая логопедическая группа)

Лакина Алина Владимировна, учитель-логопед МБДОУ

"Детский сад "Малыш"

Коррекционно-образовательные цели:

    Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

    Активизация и расширение словаря за счёт слов-действий, слов-признаков. Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.

    Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы»; установление семантических связей в работе по исправлению деформированного предложения).

    Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словоизменения и словообразования (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец», «-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).

Коррекционно-развивающие цели:

    Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

    Развитие речевого слуха.

    Развитие диалогической речи.

    Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

    Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценки и самоанализу.

    Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные цели:

    Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

    Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Доска магнитная, магниты, конверты с загадками, презентация, картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети входят, здороваются. Занимают свои места за столом.

2. Знакомство с темой. Логопед. Ребята, сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно. «Запорошила дорожки, разукрасила окошки. Радость детям подарила и на санках прокатила». О каком времени года эта загадка? (О зиме.)

И говорить мы сегодня на занятии будем о зиме.

Ребята, назовите мне признаки зимы. (Снег, холод, мороз, вьюга, стужа, пороша).

Молодцы!

3. Образование относительных прилагательных.

Логопед: Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?

Логопед предлагает варианты: Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);

- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная) - Если метет метель, то погода какая? (метельная) - А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная) - Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная) 4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за». Дидактическая игра «Что наделала зима?»

Логопед: Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Что же наделала Зимушка-зима?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела) . Река покрылась льдом и вся… – (заледенела ). Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила). Снежная пороша дорожки все…– (запорошила ).

5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед: Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).

Мороз – ( морозец) . Лёд – ( ледок). Холод – ( холодок). Снежинка – ( снежиночка ). Метель – ( метелица) 6. Дыхательные упражнения.

Логопед: Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.

«Подул зимний ветерок, полетел снежок.

Снег, снег, белый снег, засыпает он вас всех».

Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Раздаёт снежинки). А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.

Дети рассказывают: Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При выдохе щёки не надуваем. (Дети дуют на снежинку. Снежинка лежит на ладони. )

А теперь согреем ручки. Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют» ручки).

7. Образование родственных слов. Игра «Доскажи словечко».

Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».

(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю... (
Снег .) С неба всё скользят пушинки -
Серебристые... (
Снежинки.) На дорожки, на лужок
Всё снижается... (
Снежок. ) Вот веселье для ребят -
Всё сильнее... (
Снегопад.) Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в... (
Снежки .) Словно в белый пуховик
Нарядился... (
Снеговик. ) Рядом снежная фигурка -
Эта девочка - ... (
Снегурка .) На снегу-то, посмотри -
С красной грудкой... (
Снегири .) Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил... (
Снег .)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

8. Физкультминутка. Логопед: Дети все в кружок вставайте, Физкультминутку начинайте. (Дети встают в кружок). «Наконец пришла зима, Дети разводят руки в стороны Стали белыми дома , Складывают руки домиком над головой Снег на улице идёт , Двигают руками сверху вниз Дворник улицу метёт, Имитируют Мы катаемся на санках , Приседают, руки вытягивают вперёд Пишем на катке круги, Руки закладывают за спину, медленно кружатся Ловко бегаем на лыжах, Имитируют И играем все в снежки. Лепят и бросают снежки

9. Загадки

Логопед: Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.

Логопед читает: - Мои новые дружки и блестящи, и легки, И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)

Две новые кленовые подошвы двухметровые: На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи )

Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка. За верёвочку-узду через двор коня веду, С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)

Меня не растили – из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глазки – угольки, ручки – сучки. Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик ) (Слайды).

10. Употребление существительных в родительном падеже . Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговика?

Дети: Снеговика нарисовал художник,

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Но как-то раз художник решил нарисовать братьев снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.

Садитесь за стол и выбирайте картинки.

( Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет…(ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…» (Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.) 11.Заключительная часть.

Логопед: Вот подходит к концу наше занятие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

(Дети передают из рук в руки «Волшебный снежок» и отвечают). Логопед: Вот и закончилось наше занятие. Спасибо за внимание.

Создавать у детей положительный эмоциональный настрой, поощрять отчетливо воспроизводить эмоциональные состояния, учить управлять мышцами лица, выполнять артикуляционные упражнения и с музыкальным сопровождением.

Развивать речевое дыхание, закрепить названия цветов, общую моторику, координацию движений, чувство ритма, умение ориентироваться в пространстве.

Пополнить знания детей об окружающем мире.

Учить выделять и характеризовать особенности внешнего вида животного, способа их жизни.

Тренировать артикуляционный аппарат в точных движениях; развивать речевое дыхание, фонематическое восприятие, слуховое внимание.

Продолжать учить детей регулировать силу голоса, развивать удлиненный речевой выдох.

Формирование навыков связной речи у дошкольников.

Закрепить умение правильно называть диких зверей, строить простые предложения, согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.

Упражнять в построении маленького рассказа по схеме.

Оборудование: наглядный материал по теме «Дикие звери», «Зима в лесу»; опорная схема для описания животного; билеты с изображением цифр от 1 до 5; волшебные ящики с карточками; подарочки от лесных жителей: елки, шишки, снежинки; аудиозапись с песней «Автобус».

Ход логопедического занятия в средней группе

I. Организационный момент

Логопед. Дети, сегодня мы совершим путешествие в зимний лес. Но сначала нужно размять наш язычок, чтобы он случайно не замерз в лесу, не растерялся во время путешествия, а нам помогал. Поэтому сейчас поможем ему, а потом и он нам поможет.

II. Артикуляционная гимнастика

Язычок в лес собрался.

Он умылся («Маляр»), причесался («Расческа»),

На прохожих оглянулся («Вкусное варенье»),

Вправо, влево повернулся («Часики»).

Вниз упал, наверх поднялся («Качели»).

Раз — и в ротике спрятался!

Логопед. Ну что, дети, готовы вместе с язычком отправиться в путешествие в лес?

Ответ детей. (Готовы!)

III. Путешествие в лес

Логопед. А поедем мы с вами в лес на автобусе. Сначала нужно приобрести билетики.

1. Отгадывание загадок

Логопед. Для того, чтобы получить билеты на автобус, вам нужно отгадать загадки.

В теплой шубе он лежит,

Всю зиму крепко спит,

А проснется ото сна —

Вот и началась весна!

(Медведь)

У меня маленький рост,

Зато большой имею хвост.

Классно может вскачь бежать

И орехи разгрызать.

(Белка)

2. Повторение цифр от 1 до 5

Логопед. Теперь можете занять свои места, согласно купленным билетам.

IV. Упражнение на развитие дыхания

Логопед. Дети, посмотрите, что это у нас тут в лесу? (Снег, снежинки) Возьмите каждый себе снежинку.

1. Развитие силы выдоха.

Упражнение «Снежинка»

Логопед. Прислушайтесь. Ветер дует. Сильно дует!

Дети дуют на снежинку.

Логопед. Тихо дует! Совсем тихонько дует!

2. Развитие длительного выдоха.

Упражнение «Заблудились»

Логопед. Ладонь поставили на уровне пояса, произносим тихо слово ау, поднимая ладонь к голове, при этом повышаем голос. И наоборот, поставили ладонь на уровне головы, начинаем громко произносить ау, опуская ладонь, голос звучит тише.

V. Развитие мелкой и общей моторики

Упражнение «Сцепили пальчики»

Сцепили пальчики малыши

И ручки протянули,

А потом ими от земли

Снежинку оттолкнули!

Упражнение «Согреем ладони»

Логопед. Наверное, замерзли наши пальчики в зимнем лесу? Давайте согреем их.

(Потереть ладони друг о друга)

VI. Основной этап

1. Беседа с дошкольниками по теме: Животные зимой

Логопед. Дети, садитесь на свои места. Посмотрите, пожалуйста, на доску, кто это?

Назовите, одним словом. (Животные)

А где живут эти животные? (В лесу)

Кто изображен на этом рисунке? (Медведь)

Что зимой делает медведь? (Спит)

Где он спит? (В берлоге)

А это кто? (Белочка)

А белочка зимой спит? (Нет)

Кто это? (Волк)

Что вы знаете о волке? (Он зимой не спит, а охотится на зайцев)

На этом рисунке кто изображен? (Зайчик)

Что он поделывает зимой? (Убегает от хищников. Ищет под снегом пищу)

А какое чудо случается с зайчиком зимой? (Он меняет цвет шубки. Был серый, стал белый)

Почему? (Чтобы было легче бежать, спрятаться от хищников)

А кто мне расскажет стишок про зайчика?

Какого зверя вы видите на этом рисунке? (Лиса)

Чем занимается зимой лисичка? (Охотится на зайчика)

2. Физкультминутка «Две лисички»

Логопед. Давайте нашей лисичке расскажем вместе стишок о ней! Становимся в круг.

Две лисички, две подружки (приседаем, ручки на поясе)

Умывались на речушке (имитируем движения умывания).

Две лисички, две подружки (приседаем, руки на поясе)

Мыли лапки (поочередно моем руки от локтя до ладони),

Мыли ушки (поочередно моем ладонью каждое ухо).

Затем хвостики помыли (руки на поясе, двигаем бедрами вправо-влево)

И на солнышке сушили (разводим руки в стороны, поднимаясь вверх)

3. Описание животного по схеме

Логопед. Сели, детки, на места. Сейчас мы поиграем в игру «Угадай зверя». Кто-то один выходит ко мне и по схеме описывает животное, не называя его, а все остальные детки должны отгадать кого вы описывали.

(Он живет в лесу. Шубка у него серая. Любит охотиться на зайца. (Волк))

4. Воспроизведение ритмического рисунка

Логопед. Дети, посмотрите кто это? (Зайчик) Ему нужна ваша помощь. За ним гонится лиса. Зайчику нужно быстро от нее убежать. А что может делать зайчик? (Бегать, прыгать). Как он прыгает? (Скок-скок). Давайте поможем ему! Приготовили ладони, повторяем после меня ритмический рисунок. Скок-скок-скок-скок-скок!

VII. Итог занятия

Логопед. Как хорошо вы все сегодня поработали и лесные жители приготовили вам вот такие подарочки!

Дети. Спасибо!

Логопед. Дети, а что вам наиболее запомнилось во время нашего путешествия? Что вы маме дома расскажете?

Что вам понравилось?

Спасибо за ваши улыбки, за ваши умные, добрые глаза!

Цели:

  • Коррекционно-образовательные: различение звуков на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; закрепление навыков звукового анализа и синтеза, закрепление представлений о зиме и её приметах, уточнение, совершенствование грамматического строя речи.
  • Коррекционно-развивающие: развитие фонематического восприятия, развитие зрительного и слухового внимания, мышления; связной речи; артикуляционной, мелкой и крупной моторики, координации речи с движением, развитие речевого дыхания, развитие лексического словаря по теме «Зима».
  • Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Презентация , запись музыки Чайковского, мячик, вата, зеркала, ручки, тетради, полоски для составления схем предложений.

Ход занятия

I. Оргмомент

Психогимнастика. Укрепление эмоционального контакта.

Логопед:

Раз, два, три, четыре, пять
Становитесь в круг играть.

(Дети встают с логопедом в круг, звучит спокойная тихая музыка).

Наступил новый день.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А через ротик выдохните все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох)

А теперь, давайте пожелаем, друг другу доброе утро, а поможет нам это сделать воздушный шарик. (Дети передают шарик, обращаясь, друг к другу по имени и желая доброго утра)

Дети: Доброе утро, Дима! Доброе утро, Алина!

II. Сообщение темы занятия.Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам .

Загадка.

Логопед: Ребята, отгадайте загадку:

Наступили холода
Обернулась в лёд вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает
Когда это бывает?

Дети: зимой

Слайд 1. Зима.

Логопед: Скажите, какой звук слышится в начале слова зима?

Звук [з] .

Дайте характеристику звуку [з] . Скажите, как произносится звук [з] ?

Губы тянутся, язычок за нижними зубками.

Значит он какой?

Согласный.

А теперь закроем ушки и определим звонкий он или глухой?

А теперь определим, как слышится звук [з] в слове зима – твёрдо или мягко? Мягко.

В каком из зимних домиков живёт звук [з] ?

III. Развитие фонематического слуха. Произношение звуков в словах.

Слайд 2.

В зелёном.

Логопед: А теперь произнесите слоги так, как произношу их я.

За-За-за
Зо-зо-Зо
зу-Зу-Зу
ЗЫ-зы-зы

Логопед: А теперь поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить слоги с твёрдым звуком, а вы с мягким звуком.

Зы – … зи
За – … зя
Зо – … зё
Зу – … зю

Сегодня мы с вами будем произносить слова со звуком [з] и отправимся на прогулку в зимнюю сказку.

IV. Подбор сравнений.

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Посмотрите в окно, у нас на самом деле зима. Когда я смотрю в зимнее окно на метель, кружение снежных вихрей, их чарующий танец, я представляю театр и вижу танцующую балерину. Давайте вместе придумаем такие красивые сравнения: Я вам буду называть какое-либо действие, а вы будете называть похожее действие, происходящее в природе зимой: например: кружится балерина – кружатся снежинки

Слайд 3.

Летит птица – летит … снег

Слайд 4.

Дует человек – дует … ветер

Слайд 5.

Кружится балерина – кружатся … снежинки

Слайд 6.

Завывает волк – завывает … вьюга

Слайд 7.

Злится злодей – злится … мороз

Слайд 8.

Скажите ласковые слова о зиме (зимушка, зимка, зимонька). Зимушка-зима предлагает нам погулять в зимнем лесу. В какой лес мы пойдём?

Слайд 9.

В зимний.

Какую одежду мы оденем?

Какие сапоги мы оденем?

Какую шапку мы оденем?

По какой дороге мы поедем?

Слайд 10.

По зимней.

Логопед: гуляя по зимнему лесу, можно легко заболеть. Но нам простуда не страшна. Почему? (Мы делаем дыхательную гимнастику, принимаем витамины, едим чеснок, лук, обливаем руки прохладной водой). А ещё мы делаем массаж «Неболейка».

V . Массаж биологически активных точек «Неболейка».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело (поглаживание ладонями шеи сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать (указательным пальцем растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком (прикладываем ко лбу ладони и растираем)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею (растираем точки впереди и сзади ушей и шею)
Знаем, знаем, да-да-да, нам простуда не страшна (потираем обе ладони).

VI . Произношение звуков [з], [з] в словах и словосочетаниях.

Наконец, мы в лесу. Посмотрите, какой он красивый. Зимой лес выглядит сказочно. В какой лес мы попали?

Слайд 11.

Чувствуете, какой мороз? Представим, что у нас сильно замерзли руки и нам нужно их согреть.

VII. Дыхательное упражнение .

Погреем ручки, подышим теплым воздухом на ладошки: «Х-х-х» и потрём ладошки.

Каким воздухом мы дышим зимой?

Зимним, морозным воздухом.

А теперь выполним пальчиковую гимнастику «Мальчик – пальчик».

VIII. Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик».

Пальчик-мальчик, где ты был (поочерёдно загибаем пальцы, начиная с большого пальца)
Где ты с братцами ходил
С этим я в снегу валялся
С этим с горочки катался
С этим по лесу гулял
С этим в снежки играл
Все мы пальчики друзья
Где они, там и я!

IX. Подбор глаголов, прилагательных и причастий к существительным.

Слайд 12.

Логопед: «Ах ты, зимушка-зима! Все дороги замела!» что сделала зима с дорогами?

Замела, забросала, закидала. Что сделала зима с лесом?

Заколдовала, запорошила.

Каким стал лес?

Заколдованный, сказочный, заснеженный

А теперь мы выполним упражнение «Летят снежинки» с ватой.

X. Физкультминутка «Зима».

Звучит музыка Чайковского «Времена года. Ноябрь».

Логопед: Мы с вами долго гуляли и устали. Давайте немного отдохнём.

Наконец пришла зима , встать, руки в стороны
Стали белыми дома, руки над головой, ладони вместе
Снег на улице метёт, встать, движения руками сверху вниз
Дворник улицу метёт, изобразить
Мы катаемся на санках, изобразить
Пишем на катке круги, руки за спину, повороты кругом
Ловко бегаем на лыжах, изобразить
И играем все в снежки! наклон, присесть, встать, изобразить бросок вдаль

XI. Звукобуквенный анализ слова «Зима».

Логопед: Итак, ребята, мы с вами побывали в зимнем лесу, увидели много интересного. А теперь, посмотрите на эти разбросанные буквы и попробуйте составить слово.

Слайд 13.

А З И М

Что получилось?

З И М А

Скажите, сколько звуков в слове ЗИМА , а сколько букв?

Прохлопайте слово ЗИМА по слогам, сколько слогов?

Два слога.

На какой звук падает ударение в слове ЗИМА ?

На [а] .

А теперь составьте предложение по теме ЗИМА .

Ответы детей.

XII. Анализ и синтез предложения.

Слайд 14.

Мы гуляли по зимнему лесу.
/____________________.
/_ _____ _ _____ ____ .
/_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

XIII. Итог занятия.

Логопед: Итак, ребята, о чём говорили на сегодняшнем занятии?

Что нужно делать, чтобы не заболеть зимой?

Что происходит зимой в природе?

Молодцы, вы все хорошо отвечали. На этом на урок закончен.

Используемая литература:

  1. Волкова Л.С. Логопедия. – Москва, Просвещение, 1989.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – Москва, Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  3. Ткаченко Т.А. Речь и моторика. – Москва, ЭКСМО, 2007.
  4. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – Москва, ВЛАДОС, 2002.

Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.

  • Закреплять представления о зиме и её приметах.
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  • Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
  • Учить согласовывать слово с движением.
  • Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
  • Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.

Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;

морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;

метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.

Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас), предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.

Предварительная работа : Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.

2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»

Логопед: Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:

Что и почему зимой бывает;

Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?

Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:

День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)

Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)

И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)

До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)

Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)

Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)

Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)

3. (демонстрационная таблица)

Дети подходят к доске и рассматривают картинку.

Логопед: Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?

Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?

Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.

Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.

Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т.д.

4. Физминутка «Зимушка»

Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.

Логопед: Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.

Мы погреемся немножко,

Мы похлопаем в ладошки,

Ножками потопаем

И себя похлопаем.

5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»

Логопед: Все предметы зимними скорее называй,

С этими словами в игры поиграй.

Игра «Жадина»

Игра «Один - много»

Игра «Назови ласково»

Игра «Чего не стало»

Игра «Наоборот»

Игра «Спрячь слоги в ладошки».

Логопед начинает игру:

Буду я сейчас водить,

Слова вслух произносить,

Слово нужно повторить

И на части разделить.

Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.

6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)

Логопед: Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.

Без отрыва линию веди

Все сугробы быстро обведи.

(Дети голубым карандашом проводят линию.)

7. Игра «Снежная страничка»

Логопед: Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.

Почему вы выбрали эту картинку.

Предметы из снега найди

И указкой обведи.

(Снежок, снеговик, снежная (горка),

Снегурочка, снеговая... (туча)…)

8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)

Логопед: Расскажите Лилу о снеге.

Какой бывает снег? Скажи не торопясь.

И за каждый признак треугольничек раскрась.

Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.

Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…

9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)

Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.

Логопед: Что делает снег? Попробуй сказать,

Все стрелочки-действия прошагать.

Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…

10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)

Логопед: Растаяли снежинки – дорисуй картинки.

Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.

11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)

Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова(приставочные глаголы к слову шёл ):

Логопед: Строил Ваня крепость, так старался,

Что в снежном лабиринте оказался.

Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.

Ваня направо вы(шел), налево по(шёл), повернул направо и вдоль стены про(шёл), долго вперед шёл, через проём в стене про(шёл), налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.

12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)

Логопед: Закончи предложение одним из этих слов.

Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.

На улице...
Мы ждали...
Белый цвет у...
Мы рады...
Мы любуемся...
Мы думаем о...

13. Игра «Расскажи и дорисуй»

Логопед: Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.

Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».

Логопед: Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.

Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.

Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!

Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!

14. Итог занятия

Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.

Сделаны задания без ошибки?
Молодец, раскрашивай улыбку!

Литература:

  1. Киселёва Г. А. «Книжка-учишка», Издательство «Книголюб», 2007.
  2. Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов», Изд.: Мозаика-Синтез, 2010.