В древности не было болезней. Древние знания - путь к исцелению. Медицина в Древней Греции

9675 0

Доисторическая медицина - это медицина того периода, когда человек еще не научился читать и писать, передавая свои знания следующим поколениям.

Антропологи буквально по крупицам воссоздают историю медицины наших предков, собирая древние артефакты.

Иногда ученые исходят из наблюдений, сделанных в некоторых изолированных популяциях людей, которые еще остались в Африке и Океании.

С доисторических времен люди верили в то, что болезни возникают не столько из-за природных, сколько из-за неких сверхъестественных факторов - злых духов и т.д. И «лечение» они выбирали соответствующее.

Практика сравнения эффекта лекарства с плацебо тогда вообще не существовала. А это значит, что люди не могли точно определить, действительно работает лечение или больному в этот раз просто повезло.

Наши предки ко всему приходили методом проб и ошибок, отбирая в процессе те методы, которые казались им наиболее эффективными. Но они не принимали во внимание многие факторы, на которые обращают внимание современные ученые - образ жизни больного, семейную историю, эффект плацебо и др.

Никто не может точно сказать, что знали доисторические люди об устройстве и работе человеческого тела. Мы можем опираться только на ограниченные свидетельства. Раскопки древних захоронений показывают нам, что люди знали достаточно о строении скелета. Найдены захоронения, в которых кости были очищены от плоти, отбелены и сложены в отдельные кучки, в соответствии с частями тела.

Есть также археологические доказательства каннибализма в некоторых доисторических обществах. Поэтому люди должны были издавна знать расположение внутренних органов себе подобных. Конечно, они почти ничего не знали об их функциях и верили, что тело наделяют жизнью духи.

До сих пор во многих уголках планеты аборигены верят, что их болезни связаны с потерей «кусочка души».

Аборигены Австралии, как описывали их колонисты, умели заклеивать свои раны и заключать сломанные конечности в засыхающую грязь, чтобы они срастались правильно. Медицинские историки западных стран уверены, что эти навыки существуют еще с доисторических времен. Тем не менее, в могилах у многих древних народов можно найти скелеты с неправильно сросшимися костями - это говорит о том, что не все владели такими навыками.

В древние времена не было концепции общественного здоровья

Общественное здоровье (public health), то есть здоровье популяции в целом, предусматривает профилактику распространения болезней, надлежащую гигиену, рациональное питание, снабжение людей водой для поддержания чистоты.

Историки уверены, что у доисторических людей не было концепции общественного здоровья. Они очень часто перемещались с места на место в поисках пищи и не имели возможности создать соответствующую инфраструктуру.

В этот период истории люди были наиболее беззащитными перед болезнями. Но из-за совершенно другого образа жизни и небольшой ее продолжительности (20-30 лет) они страдали другими заболеваниями.

Вот некоторые болезни, которые были очень распространены среди доисторических людей:

Инфекции и их осложнения. В те времена люди были охотниками и собирателями, поэтому легко могли порезаться или сломать кости. Из-за отсутствия антибиотиков, вакцин, антисептиков, и даже чистой воды, в раны попадали бактерии, грибки и другие патогены, вызывая серьезные инфекции и осложнения. Люди нередко умирали от раневой инфекции, а контагиозные болезни быстро «выкашивали» целые племена.

Остеоартрит. Людям приходилось часто поднимать и перетаскивать большие и тяжелые предметы, поэтому проблемы с хрящевой тканью были не редкостью.

Микропереломы позвонков, спондилолиз, растяжение связок позвоночника. Наши предки передвигали огромные камни (такие как камни латтэ), которые дорого обходились их спине.

Рахит. Антропологи находят немало свидетельств того, что рахит был очень распространен в большинстве доисторических популяций. Это обусловлено нехваткой витамина D в рационе.

Продолжительность жизни древних людей была очень скромной, и в разные периоды составляла от 20-25 до 40 лет. Причем археологи отмечают, что от 30% до 60% людей не доживали даже до половой зрелости. Они были беззащитными перед силой природы - холодными зимами, потопами, хищниками. Мужчины жили несколько дольше женщин. Возможно, это благодаря тому, что они были охотниками, имели приоритетный доступ к мясу и реже страдали от недоедания.

Чем лечились наши предки?

Антропологи говорят, что древние люди умели пользоваться некоторыми лечебными травами. К сожалению, никто точно не знает, насколько широким был их арсенал на то время.

Антропологи смогли собрать лишь небольшое количество свидетельств, а также результаты наблюдений за изолированными племенами в современном мире. Точно можно сказать, что каждая популяция лечилась только той травой, которая произрастала в родной местности - торговля тогда еще не была развита. Кочевые племена, которые перемещались на сотни километров, очевидно, имели гораздо более разнообразные «аптечки».

Дошедшие до нас археологические памятники на территории Ирака показывают, что более 60 000 лет назад люди широко использовали мальву и тысячелистник.

Были и другие целебные травы:

. Розмарин. Использовался доисторическими людьми в нескольких регионах мира. Причем в разных местах ему приписывалось так много разных медицинских свойств, что перечислить их все будет затруднительно.

Трутовик березовый (Piptoporus betulinus). Этот гриб, характерный для Европейских Альп, мог использоваться в качестве слабительного средства. Остатки гриба были случайно найдены в желудке мумифицированного доисторического европейца. Эксперты говорят, что при приеме внутрь трутовик вызывает диарею.

Тысячелистник (Achillea millefolium). Считается хорошим вяжущим, стимулирующим, потогонным средством. Применялся древними людьми для остановки кровотечений, лечения ран и порезов. Не зря у нас его называют солдатская трава или порез-трава.

Мальва. Это растение могло использоваться для приготовления настоев для очищения кишечника.

Женщины должны были собирать и изучать свойства лечебных трав, и в их обязанности входило лечение болезней и поддержание здоровья членов семьи. Поскольку люди в то время не писали, ценные знания о пользе и вреде трав передавались из поколения в поколение на словах.

Геофагия и трепанация черепа - методы лечения древних людей, которые могут привести в ужас современного человека. Тем не менее, они широко использовались.

Геофагия - это поедание земли, глины или мела. Животные и люди делали это на протяжении миллионов лет. В современных индустриальных обществах геофагия считается нарушением пищевого поведения.

Доисторические люди, вероятно, получали свой самый первый «медицинский опыт» именно путем поедания земли и глины. Возможно, они копировали животных. Некоторые виды глины действительно полезны для лечения ран. Племена аборигенов в разных частях мира до сих пор применяют глину наружно и внутрь при разных заболеваниях.

Трепанация - это высверливание отверстия в черепе человека. Есть свидетельства, что как минимум со времен неолита люди сверлили дырки (причем иногда по 3-4!) в черепах соплеменников, чтобы освободить их от злых духов или вылечить болезнь.

По наскальным изображениям археологи установили, что наши предки пытались таким способом лечить психические болезни, мигрени и эпилептические припадки. Извлеченный кусочек кости пациент мог оставить у себя в качестве талисмана «на удачу».

Есть также доказательства того, что трепанацию использовали для лечения… переломов черепа.

Врач или шаман?

Врачи, которые в то время считались колдунами и шаманами, имели особый статус. Они стояли на страже здоровья своего племени и собирали растительные компоненты для лекарств (травы и коренья), выполняли примитивные хирургические процедуры, делали «лечебные» талисманы и накладывали заклинания. Соплеменники спрашивали у них медицинские советы.

Константин Моканов

При достигнутых современной наукой успехах существование венерических болезней у народов древности уже не может быть оспариваемо. В предшествующих главах мы показали, что сифилис и бленоррагия уже в глубокой древности были известны в Японии, Китае, Индии и в других странах Азии. Мы привели выше несомненные данные, удостоверяющие частоту венерических болезней у евреев и других народов Востока. Эти болезни, появление которых следует приписать венерическим излишествам и противоестественным половым сношениям, роковым образом распространились и среди греков и римлян, которые усвоили себе извращенные нравы азиатских народов и подобно им предались разгулу проституции. В жарком и влажном климате востока этот разгул привел к заболеваниям, причем впервые заболевания появились у женщин, в сфере утеровагинальной; от женщин же стали заражаться и мужчины.

Болезнь представляет собой поражение семенных сосудов, (но не половых органов), которые служат только каналами для выделения спермы. Гален . Болезнь бывает двух родов, в зависимости от того, сопровождается ли она эрекцией члена или нет. Гален . Гонорея с эрекцией называлась то сатириазис, то приапизм . Это нечто вроде спазм, поражающих только половой член . Она является следствием избытка жидкостей, особенно, если они густы и плохо смешаны . Впрочем, Павел Эгинский называет приапизмом это спазмолическое состояние полового члена, тогда как именем «сатириазис» он обозначает воспалительное состояние семенных сосудов.

Бесполезно упоминать, что верны оба эти мнения: спазмолическая и воспалительная гонорея в обоих случаях сопровождается приапизмом. Выделений нет вовсе, или их очень мало, и больные после них чувствуют себя облегченными; но через некоторое время боль возобновляется и продолжается до тех пор, пока исчезнет причина эрекции и тогда половой член уменьшается .

По мнению Павла Эгинского парез семянных сосудов появляется в том случае, если болезнь не ослабевает или если начинаются общие судороги. Больные, у которых появляются судороги, быстро умирают при явлениях холодного пота и тимпанизма в кишечнике. Александр Траллиан наблюдал продолжающуюся эрекцию уже после смерти больного. Эта форма встречается нечасто и главным образом у людей молодых . Часто ее наблюдал Темисон, особенно на острове Крите, где она является обычным последствием педерастии.

Гонорея без эрекции полового члена, или же гонорея настоящая, состоит в постоянном истечении семени . Она аналогична недержанию мочи, и подобно этому последнему, своей обычной причиной имеет слабость или отсутствие энергии в семянных сосудах (Гален).

Истечению часто предшествуют воспалительный период, который сближает одну форму болезни с другой: у больных много горячей спермы, что побуждает их часто освобождаться от нее, а это в свою очередь очень ослабляет их. Но если они избегают половых сношений, то они чувствуют боль головы и желудка и испытывают тошнотные ощущения; ночные поллюции доставляют им такие же тягостные ощущения, как и половой акт. Мочеиспускание дает ощущение боли и жара не только у мужчин, но и у женщин. Так, Гален пишет : «Один из этих больных передавал мне, что не только он, но и женщина, с которой он имел сношение, в момент истечения семени испытывала сильную боль», Аретей , напротив, думает, что зуд в половых органах а ощущение сладострастия при coitus"e имеет место только у женщин. Такое утверждение объясняется тем, что в жарких странах воспалительный период очень короток и остается почти незаметным для больных, тем более, что в это время больные обыкновенно избегают совокупления. Кроме того, врачу большей частью приходится наблюдать хронические формы болезней. Обыкновенно больной замечает свою болезнь тогда, когда начинается истечение; это истечение продолжается и тогда, когда воспаление уже уменьшилось, продолжается беспрерывно и днем и ночью, не сопровождаясь при этом ни эротическими ощущениями, ни сладострастными сновидениями; иногда сам больной даже не замечает этого. Цельз

Истекающая при гонорее жидкость холодная, бледная и лишена живчиков. К концу болезни жидкость становится гуще, потом снова водянистой и, наконец, истечение прекращается (Александр Траллиан) . Во время самой болезни больные, особенно если это люди молодые, становятся похожими на стариков: они ленивы, вялы, лишены мужества, боязливы, неподвижны; они теряют силы, худеют и неспособны к труду. Цвет лица у них портится, они бледнеют, лишаются аппетита, члены их холодны на ощупь, они жалуются на тяжесть во всем теле, а особенно в пояснице. Их кишечник, как и все тело, истощается и сохнет; глаза сидят глубоко в орбитах. (Гален) .

Сама по себе болезнь неопасна, но она может осложниться множеством других заболеваний и имеет тенденцию принимать хроническое течение. Аретей , Целий Аврелиан. Надо отличать гонорею от ночных поллюций, которые иногда являются лишь признаком вторичным. Целий Аврелиан .

Что касается гонореи у женщин, то почти невозможно составить себе ясное представление, что знали о ней древние врачи, так как идея об испорченной менструальной крови и о женском истечении (rous gunarkeios), посредством которого по их мнению, очищается все тело от дурных соков, - эти идеи исключали возможность изучения вопроса древними без предвзятых представлений; это аналогично тому, как в позднейшие времена учение о fluor albus долго препятствовало научному изучению бленоррагии у женщин. Впрочем, Аретей говорит о gonoroia gunaikeia, гонорее у женщин, как об особом белом истечении (allos rous leukos).

Таковы сведения о бленоррагии, оставленные нам медиками древности. Их основная ошибка состоит в том, что они принимают за сперму слизисто-гнойное истечение. Но во всем остальном их наблюдения сделаны с скрупулезной точностью и тщательностью.

Что же касается этиологии, то греческие врачи, правда, не отмечают заражения половым путем, но зато они твердо знают и подчеркивают, что разврат является одной из главных причин болезни, и в частности причиной поражений рта и губ у феллатрис; в этих поражениях Аретей видит явление, аналогичное сирийским язвам и производимое теми же причинами, что и эти последние. Уретриты, происходящие от совокупления через рот наблюдались также современными сифилидологами. Уретриты этого рода, также как и уретриты, происходящие от нормального полового акта, в основе своей, по их мнению, имеют заражение; это явствует из того, что в сопровождающем болезнь истечении наблюдаются гонококки специфической бленоррагии. Наконец, очень вероятно, что бели и менструальные кровотечения у греческих и римских женщин, предававшихся всяким эксцессам любви, вызывали у имевших с ними сношения мужчин припадки, какие и наблюдаются на каждом шагу.


Орхит . Гален называет орхитом воспаление яичек . По Павлу Эгинскому орхит характеризуется болезненностью яичек при сильном надавливании пальцем, тогда как легкое нажатие почти не чувствительно. Краснота и твердость на первый взгляд мало заметны, но исследующий палец находит затвердение в глубине ткани . Иногда к орхиту присоединяется лихорадка . И если воспаление не купировано сразу, то боль распространяется на область паха и поясницы; больные участки вспухают, семяной канатик утолщается и твердеет. Цельз . Затвердение яичек является причиной бесплодия. Цельз . Наконец, Аретей упоминает о невралгии яичек, а Гиппократ о папулезной сыпи на этих органах.


Язвы половых органов . Язвы половых органов наблюдаются часто, потому что занятые ими участки тела сами по себе предрасположены к гнойным процессам как в силу своей природной влажности и обилия всасывающих и волосяных желез, так и потому, что они суть органы выделительные . На появление этих язв имеет влияние время года, а именно, они чаще появляются в жаркие и влажные месяцы . Обыкновенно они имеют форму афт, особенно у женщин. Когда язвы занимают поверхностное положение, то они обнаруживают сильную тенденцию к распространению. Довольно часто к ним присоединяются флегмонозные воспаления и припухлость пораженных участков. Эти язвы часто болезненны и бывают то влажными, то сухими. В огромном числе случаев они принимают характер фагеденический, нередко же обнаруживают склонность к гангренозному распаду. В этом последнем случае имеется обыкновенно только одна язва в форме пустулы, phuma. Часто также они принимают хронический характер и тогда или затвердевают, или покрываются бугорками. В третьей книге «Эпидемий» Гиппократ описывает особый род заразы, поражающей половые органы, но не умеет объединить свои данные в общую картину болезни, - подобно тому, как это сделали современные сифилитологи, особенно Рикор и Гюнтер. Вот что говорит Гиппократ: «Я видел много афт и изъязвлений во рту, припухлости на половых органах, изъязвления, опухоли и вздутия в паху, мокнущее воспаление глаз, мясистые наросты на веках. Равным образом и другие участки половых органов были усажены различными возвышениями. Я наблюдал множеств шанкров (antrax) и других септических заражений, наконец, распространенную пуикулезную сыпь, а также свищи с крупными слизикулами».

В этом перечислении симптомов одни следует принять, другие же подвергнуть толкованию, и тогда мы получим полную картину чисто сифилитических симптомов, особенно если мы сопоставим эти слова с другими сочинениями того же автора и тогда определим истинный смысл, какой этот автор вкладывал в приведенные выше замечания. Так, в главе «Афоризмы», он излагает в одном и том же параграфе нагноение половых частей (sepedones aidoion), изъязвление рта (stomaton elkosies) и поражения глаз, и таким образом как бы хочет связать их одним и тем же болезненным процессом. В главе XIV, «О жидкостях», он снова возвращается к «мокнущим язвам на половых частях и во рту», а в «Природе женщины» останавливается на «автозных участках половых органов, на язвах, сопровождаемых зудом… на разращениях и дурном запахе этих участков».

Трещины и щели встречаются часто на крайней плоти, когда она сужена или насильственно оттянута; тоща появляются боль и воспалительные явления, и если заживление не наступает быстро, то края раны становятся затверделыми и их приходится удалять посредством ножа. Но и вообще раны крайней плоти заживают с трудом. Гиппократ . Если крайняя плоть становится гангренозной, то нужно циркулярным разрезом удалить ее и остановить кровь посредством палочки раскаленного железа. Павел Эгинский . Иногда язвы появляются и на внутреннем листке крайней плоти, что довольно часто ведет к фимозу и парафимозу. Некоторые язвы принимают черноватую окраску, на других появляются наросты и кондиломы. Цельз .

Сухие язвы головки надо отличать от мокнущих и гнойных изъязвлений которые становятся причиной фимоза и парафимоза. Выделяющаяся жидкость бывает или прозрачной или гнойной; иногда она издает дурной запах. Эти язвы распространяются в глубину и в ширину и разрушают самую головку под крайней плотью, так что она отпадает и приходится прибегнуть к ножу. Цельз .

Существует род язв circa corona glandis и cancer collis, которые вялы и изъедены и выделяют прозрачную, кровянистую жидкость. Аэций . Другой род - это язвы фагеденические (у греков), которые растут со страшной быстротой. Antrax половых частей, шанкр, представляет собой язву, которая дает себя знать покалыванием и появлением одной или нескольких везикул, которые имеют вид ожога, а величиной с просяное зерно; они лопаются и оставляют после себя ulcus cristaceum в форме струпа. Актуарий.

Antrax является следствием нечистого совокупления, как это утверждает Палладий в своей Lausiaka historia: «Один пустынник, по имени Эрон, пришел в Александрию и часто посещал театр, конские бега и низкопробные таверны. Таким образом он впал в разгул и пьянство и погрузился в тину разврата.

Он вошел в сношение с одной актрисой и развязал ее пояс. После того, как он окончил этот акт, он с помощью божественной воли наслал Antrax на головку своего полового члена и в течение шести месяцев так тяжко болел, что его половые части сгнили и отпали сами собой. Потом он умер. «Не есть ли это прекрасный пример фагединизма?» прибавляет Палладий.

Несмотря на неясность некоторых слов этого рассказа, Розенбаум, который рассматривает этот случай, считает ясным и несомненным, что Эрон схватил Antrax при совокуплении с актрисой, и оговорки, которые делает при этом Палладий, не в состоянии уменьшить значение факта; недаром Беке возразил однажды скептически настроенным немецким комментаторам: «каких вы еще хотите доказательств сифилиса в древности, если вам мало этого?».

В заключение небезынтересно отметить, что еще и поныне Antrax и шанкры рассматриваются в Индии как болезни тождественные и, по свидетельству Вилльяма Джонса, индийские врачи, кабирайя, обе эти болезни описывают под общим именем Nar Farsi или Ateshi Farsi.

Антракозис - язва; подобно вышеописанной, сопровождается бубонами; Гиппократ считает ее эпидемической. Гален.

В этих случаях также, как и при язвах крайней плоти, появляются на язвах грибовидные возвышения, а иногда и затверделости по краям, которые оставляют после себя рубец, называемый греками clos, а римлянами Clarus. Цельз .

Не нужно особенно сильного воображения для того, чтобы увидеть в этих местных поражениях фагаденические шанкры, сопровождаемые баланитом и происшедшие вследствие соприкосновения головки с сифилитическими язвами. Цельз не забывает прибавить, что нередко наступает гангрена органа, что она захватывает весь половой член и что в этом случае приходится делать надрез, резать в живых частях, удалять гангренозные участки и делать сильные прижигания из извести и индийского перца. О язвах на женских половых органах писали очень много греческие и римские авторы; среди них отметим Аэция, Аретея, Павла Эгинского и Архигена. Аэций пишет: «В толще срамных губ мы наблюдаем иногда абсцессы, которые, если они идут по направлению к заднему проходу, не могут быть открыты ножом, так как при этом легко может произойти фистула, - опасность, которой не существует, если абсцессы направлены к уретре. Влагалище и ход в матку покрыты язвами, pustulae skabiae, оставляющие после себя чешуйчатые пластинки, а также милиарные бугорки, которые легко можно нащупать рукой или исследовать посредством маточного зеркала. Эти язвы вредно отзываются на менструации и плодовитости женщин. Аэций .

Некоторые язвы у входа в матку имеют форму трещин и с течением времени или затвердевают, или приводят к образованию наростов. Выделяют они обыкновенно прозрачную сукровицу и при совокуплении болезненны. Гален .

Самые язвы поверхностны и представляются простыми экскориациями. Они широки и выделяют небольшое количество густого гноя без запаха; сюда же относятся афтозные язвы Гиппократа. Но существуют и другие язвы, глубокие, болезненные, выделяющие злокачественный гной. Эти последние в некоторых случаях проникают очень глубоко внутрь и затвердевают по краям; они выделяют зловонную сукровицу, сопровождаются невыносимыми болями и приводят к разрушению ткани матки. Язвы этого рода носят название фагедении; они очень опасны и оканчиваются смертью. Гиппократ . Язвы половых органов женщины опасны для входящих с нею в сношение мужчин. Цедрен . Эта заразительность была известна римлянам, как об этом свидетельствует следующий, приводимый Палладием, факт

Во время преследования христиан, по приказу Диоклетиана, одна молодая девушка редкой красоты была обвинена в принадлежности к христианству. Привлеченная к суду, она не пыталась скрывать свою веру и отвергала предложения, которые настойчиво, с различными угрозами делал ей Диоклетиан. Ее обвинили в занятии проституцией и отвели в лупанарий, где «leno» предложил ее всем развратникам города. Чтобы избегнуть насилия, девушка сказала им, что у нее есть язва (ulcus) в глубокой части тела и что она отдастся им, когда выздоровеет. Эта уловка спасла ее от притязаний мужчин; отсюда ясно видно точное знание заразительности язв на женских половых органах, так называемое morbus indecens или Lues venerea, - болезнь, которой в высшей степени боялись тогдашние развратники обоего пола.


Рагады . Язвы и трещины заднего прохода были обычным явлением у пассивных педерастов. Гален дал этой болезни название жгучих болей, а Цельз называл ее «ragada». Аэций, который много писал о болезнях заднего прохода, отмечает, что эти повреждения сопровождаются нарывами с фистулезными ходами; в этом случае они принимают характер номы или фагедении. Довольно часто образуются слипания отдельных частей язвы и разращения. Цельз отметил еще одно поражение заднего прохода, являющееся результатом разврата: это выпадение anus"a и образование грибовидной язвы вокруг заднего прохода и вблизи влагалища. Наконец, существуют еще кондиломы, наросты и другие разращения, о которых мы поговорим в специальной главе.


Бубоны . Древние врачи под бубонами (bubo) разумели всякое воспаление лимфатических желез, но так как эта болезнь появляется обыкновенно в паховой области, то бубоном называли воспаление паховых желез, так же, как и самую эту область. Римляне употребляли также слово inguis для обозначения самой области и болезни. Позднее стали различать два понятия, и бубоном называли воспаление, сопровождаемое припухлостью a phyma - воспаление, которое быстро протекает и быстро переходит в нагноение. Гален обозначал именем «phugethlon» припухлость желез, при которой имеется рожистое воспаление кожи, получившее название «koiras» или, если она отвердевает, «struma». Согласно этому автору , железы эти в силу своей мягкой структуры вообще легко поддаются аденитам, reuma. Вот почему железы паховые, подмышечные и шейные подвергаются воспалению, тогда как голова и ножные и ручные пальцы склонны к изъязвлениям. Бубоны, прибавляет автор, труднее поддаются лечению в том случае, если организм обременен дурными соками. Когда бубоны имеют склонность к нагноению, Гален рекомендует делать насечки, но предо стерегает от насильственного раскрывания их. Только тогда, когда не удается достигнуть разрешения процесса, он рекомендует операцию, именно, горизонтальный надрез, который ведут параллельно паховой области, а не к бедру, так как в противном случае края раны сближаются с трудом.

Современные сифилитологи, как и врачи древности, отличают простой бубон, который нагнаивается редко и оканчивается раной или язвой, от бубона злокачественного, являющегося результатом распространения ядовитого начала шанкра и его локализации в одном или нескольких лимфатических узлах.


Экзантемы (сыпи). Герпест половых органов, сопровождаемый изъявлениями, (esthiomenos Гиппократа) согласно комментариям Генслера, передается половым путем. Относящиеся сюда слова Галена могут быть истолкованы в том же смысле: он принимает заразительность, но нельзя определить с точностью, имеет ли он в виду «herpes» или какую-нибудь другую сыпь влагалища .

Аеций в своем Tetrabiblon описывает pustulae spontanae in pudendis, которые вызывают образование фимоза; в той же главе он дает описание scabies scroti, имеющей тенденцию переходить в чешуйчатую язву и оставлять после себя очень мучительный зуд мошонки. Гален описывает psoriasis scroti как затвердение мошонки, сопровождающееся зудом, а иногда язвами.


Кондиломы . Это - возвышение, в большем или меньшем числе образующееся в заднем проходе и половых частях. Термин «кондилома» принадлежит Галену. Другие же греческие авторы называют sucon, sucosis, uscoma, sucodes образования, наблюдаемые на половых частях. Римляне называли кондиломы «phicus».

Гален описывает sucon или phicus как язвеный бугорок, выделяющий жидкость (loc.cit.). Согласно Орибазу, он круглой формы, красного цвета, твердоватый и болезненный. Он образуется не только в заднем проходе и половых частях, по и на губах и подбородке, и на волосистых частях тела. Гиппократ описывает кондиломы под именем «kion» и говорит, что они издают дурной запах . Аэций определяет их следующим образом: Condyloma est rugosa eminentia. Rugae circa os uteri existentes dum inflammantur, attolluntur et indurantur, tumoremgue ac crassitudinen quandum in locis efficiunt .

Кондиломы встречаются чаще всего в заднем проходе, особенно у мужчин. Цельз их приписывает педерастии. Но нельзя разобрать, идет ли речь о первичных или вторичных кондиломах, что, впрочем, не дает нам права отрицать существования этих последних в древности. Розенбаум. Лечение кондилом, которые Цельз рассматривал как разращение, вызываемое местным воспалительным состоянием anus"a, tuberculum quod ex quadam inflammatione nasci solet, - было аналогично лечению трещин, тоже являющихся результатом распутства. Это лечение состояло в разрешающих пластырях и энергичных прижиганиях. В настоящее время кондиломы лечат вырезыванием и прижиганием и рассматривают их как раздражение, вызванное бленоррагическим или сифилитическим ядом. Нельзя допустить, чтобы кондиломы в те времена имели другую причину, чем теперь, так как установлено, что эти возвышения - продукт разврата и встречались только у занимавшихся развратом лиц обоего пола и у людей, имевших с ними общение. Наросты «phicus», столь часто встречавшиеся у римлян, были просто кондиломами заднего прохода, причину которых вполне основательно видели в противоестественных половых отношениях; недостаточное лечение этой болезни позволяло им переходить в нагноение и делало их почти наследственными. Нередко целые семьи бывали поражены ею. Эти наросты встречались в различных формах, которые различные авторы описывали, как отдельные патологические категории, несмотря на внутреннюю близость их между собою.

Таков thymus, описанный Цельзом , как варикозное расширение, безболезненное, красноватое, суженное в своем основании и твердое и морщинистое на верхушке; таково akrochordon, гладкое, круглое, мясистое возвышение с слабым и круглым основанием, безболезненное и затверделое. Эти последние или отпадают сами собой, воспаляются и нагнаиваются; после срезывания они не оставляют корней. Цельз , Гален и Аэций наблюдали akrochordon в заднем проходе и на половых частях женщин. Согласно этим авторам, их удаляют ножом или посредством прижиганий. Другая, очень бурная форма разращений, murmekiasis древних греческих врачей, очень похожа на предыдущую форму и описана Цельзом под именем «formioa», она ниже и тверже, чем thymus, имеет более глубокие корни и более болезненна; у нее широкое основание и гладкая поверхность верхушки. При дотрагивании она дает больному ощущение муравьиного укуса, откуда и само название. Таковы в общем венерические болезни, которые древние врачи наблюдали на половых органах мужчин и женщин.

Хотя в этих наблюдениях и немного такого, что говорило бы об их знакомстве с заразным началом, - тем не менее в виду установленной ими этиологии и клинически изученных симптомов, отрицать о знакомство нам кажется невозможным .


Лепра и элефантиазис (проказа и слоновая болезнь). Венерические болезни, распространенные в Египте и во всех странах Малой Азии, где проституция имела религиозный характер, получили одно время особенно сильное значение в Сирии и Иудее. Именно здесь привилась проказа, неизменно носившая печать конституциональных болезней; быть может это была не более, как особая модификация конституционного сифилиса Индии и Дальнего Востока. Эта смешанная форма, под влиянием нечистоплотности и незнания элементарных предписаний гигиены, обусловила развитие многочисленных болезней половой сферы, именно lues venerea, локализующаяся на коже и на слизистых оболочках. Некоторые древние авторы оставили очень подробные описания этой последней.

Лечение ее было самое разнообразное; большей частью больные обращались к шарлатанам: продавцам любовного напитка и амулетов, волшебникам, жрецам и магикам, которые все в большей или меньшей степени жили на средства проституции, религиозной и мирской. И только в виде исключения больные обращались к помощи врачей: кроме того, последние очень мало интересовались такого рода больными, как это отмечает Цельз в предисловии к своей 6-ой книге: «Для того, чтобы изложить лечение подобного больного, на латинском языке нет приличных выражений; - в подобном случае трудно исполнять требования благопристойности, тем не менее это соображение не должно остановить мое перо, потому что я, прежде всего, не хочу оставить неразъясненным ни одного из тех полезных сведений, какими я обладаю; кроме того, следует распространять в народе медицинские сведения, относящихся к лечению этих болезней, о которых чужие узнают только против воли больного. «Dein, quia in vulgus eorum curatio etiam proecipue cognoscenda, quae invitissimus quisque alteri ostendit».

Эти поражения и были так называемые секретные болезни времен Августа.

Проказа, как известно, появилась из Египта и Малой Азии, этих постоянных очагов эпидемий всякого рода. Евреи, сирийцы, финикияне и египтяне уже издавна были знакомы с проказой. У этих народов она приняла форму хронической, конституциональной и наследственной болезни; она проявлялась различно в зависимости от условий климата, возврата и темперамента больных; - она давала симптоматические возвраты и ожесточения под влиянием проституции и половых эксцессов. Только в 650 году после основания Рима она впервые появляется в Италии под именем слоновой болезни греков и придает венерическим болезням особый отпечаток.

Так, мы видим, что Цельз, основываясь на нескольких отдельных наблюдениях приходит к заключению, что «эта болезнь производит особое состояние во всем теле, так что даже кости изменяются». Но еще до него один греческий врач, Аретей Каппадокийский, исчерпал уже описание этой болезни, и рассматривает ее как огонь, который только тогда выходит наружу, когда он уже уничтожил все внутренние части тела. В начале болезни кожа лица и некоторых частей тела становится блестящей. Один за другим появляются не сколько толстых, шероховатых, не одинаковых между собой бугорков.

Промежуточная же между ними поверхность покрывается трещинами, как на коже слона. Вскоре все тело покрывается подобными бугорками, волосы погибают и выпадают, голова, а вслед за нею лицо и лонное соединение лишаются волосяного покрова. Лицо испещряется твердыми остроконечными бородавками, лишаи покрывают пальцы, колена и подбородок, скулы припухают и краснеют, глаза темнеют и принимают медный оттенок, брови сближаются и на них вырастают широкие, синеватые бородавки. Бурые разращения появляются также на щеках и на носу; губы припухают, нижняя губа становится отвислой и постоянно покрыта слюной, зубы также чернеют, появляются язвы вокруг ушей, из которых течет гнойная жидкость. Все лицо становится изрезанным шероховатыми морщинами и черными трещинами; отсюда название «элефантиазис». Появляются борозды на пятках и подошвах ног до середины больших пальцев. Если болезнь усиливается, то то бугорки на щеках, подбородке, пальцах и коленях превращаются в зловонные неизлечимые язвы. Одни поднимаются над другими, как бы поглощаются одни другими.

Бывает также, что члены умирают вместе с больным: они отделяются от остальной части тела, которое таким образом постепенно теряет нос, пальцы, ноги, целиком обе руки, половые органы; болезнь только тогда оставляет больного и избавляет его от ужасной жизни и необыкновенных мучений, когда отнимает у него все члены один за другим.

Такова симптоматология лепры. Она заметно отличается от кожных поражений современного сифилиса. Но можно ли отрицать что значительно изменяясь у лиц скрофулозных, - сифилис под влиянием ртути и йодистого калия дает в периоде маразма и кахексии процесс, аналогичный описываемому выше?

Архиген также высказал свое мнение относительно элефантиазиса. По его мнению, эта болезнь не только заразительна, но и кожные поражения при ней суть явления вторичные. Причина этих последних ему неизвестна, но болеют обыкновенно лица очень сладострастные, а евнухи не подвержены ей. Это обстоятельство могло бы быть лишним доказательством венерического происхождения лепры, тем не менее некоторые авторы не видят достаточных оснований сделать заключение о том, что болезнь эта первично поражает именно половые органы. Но высококомпетентный комментатор греческих и латинских текстов в своем труде «История сифилиса в древности», вместе почти со всеми современными сифилидологами совершенно определенно утверждает, что лепра и венерические болезни, различно комбинируясь, производят одно и то же действие. Он находит что также как mentagra может переходить в psora, так и элефантиазис, если его рассматривать в связи с «финикийской болезнью», может возникнуть половым путем, причем этого положения нисколько не колеблет то обстоятельство, что первично болезнь появляется на лице, ибо кожные железы лица имеют очень тесную связь с половыми органами. Кроме того, многочисленные случаи, описанные авторами средних веков, доказывают, что лепра распространялась половым путем, а это дает повод заключить, что сифилис в XV веке был именно этой болезнью, измененной каким-то особо-эпидемическим началом, болезнью, которая за XV веков до этого свирепствовала под именем «элефантиазиса» и имела своим источником нечистые события и распутство проституции.

Примечания:

В музее Брока имеется очень много относящихся сюда анатомических препаратов; назовем некоторые из них: две женские tibiae с типичными сифилистическими экзостозами (по Брока, Царро, Лансеро и пр.) Они добыты при раскопках в Солютрэ, принадлежат женскому скелету и найдены среди стертого камня, относящегося к каменному периоду, как это показывают найденные здесь же реберные кости и отточенные куски кремня. Сифилитические экзостозы на обломке лобной кости из кургана в Меласси; множество экзостозов на внутреннем крае tibiae и на нижней artic. peronae-tibialis, детский череп с зубами, носящими следы детского сифилиса в виде горизонтальных борозд; правая половина затылочной кости с прободениями, образованными сифилитическим craniotabec; детская затылочная кость из Буйасака с многочисленными следами костного сифилиса и пр.

Пример того, как религиозная проституция постепенно превращалась в проституцию легальную (общественную).

Путем целого ряда изменений брамины из идеи обожествления жизни и деторождения сделали самую сущность религии. В настоящее время индусы делятся на две большие секты; поклонники Сивы, которые носят на левой руке перстень с Lingam-yoni - род амулета, изображающего соитие мужского и женского органов (Verenda utriuspue sexus in actu copulationis), и поклонники Вишну, которые носят на лбу Hahman, нечто вроде трезубца, начинающегося от переносицы. Средняя вертикальная линия его красная и отображает менструальную жидкость. Боковые линии серо-пепельные и символизируют мужское семя. Индусская теология. Kama Soutra (перев. Ламерес).

В Камбодже ежегодно происходили церемонии в честь Чин-Тана, во время которых великий жрец лишал невинности девушек. Он получал за это даже определенное награждение. В Малабаре сам король был подчинен закону; три первые после свадьбы ночи королева принадлежала верховному жрецу. Tilleir (Lemariage).

Изучение болезней и причин смерти людей, живших сотни и тысячи лет назад, представляет не только исторический интерес. Оно помогает ученым понять происхождение и эволюцию заболеваний, которые широко распространены и в наше время.

Сравнивая древние формы таких болезней с современными, исследователи получают информацию об их развитии, изменении степени опасности. Ученые рассчитывают, что в будущем накопленная информация может помочь в борьбе со многими патологиями.

Палеопатология, изучающая болезни древности — постоянно развивающаяся наука. Сегодня в ней широко используются компьютерная томография (КТ), магнитно-резонансная томография (МРТ) и анализ ДНК, что позволило ученым достичь существенного прогресса. Палеопатологические исследования помогли много узнать о врождённых, травматических, алиментарных (питательных), сердечно-сосудистых, инфекционных, дегенеративных и других болезнях древности.

Важнейшими источниками информации для палеопатологов являются мумии и кости. Обычно после смерти тело не сохраняется долго. Но мумификация обеспечивает сохранение тканей и органов в течение тысячелетий. Мумиями называют сохранившиеся от разложения тела. Целостность тканей и органов не всегда обеспечивается методиками бальзамирования — при определенных условиях возможна и естественная мумификация тел.

Для большинства слово «мумия» ассоциируется с Древним Египтом. Однако известно немало мумий из других эпох и регионов: «соляные люди» в Иране, «болотные люди» торфяных болот севера Европы, мумии инков в Перу, мумии гуаначей на Канарах и другие.

Чем болел Рамсес V

Отцом палеопатологии считается сам Рудольф Вирхов. Но популяризировал эту науку и одним из первых взглянул на египетские мумии врачебным взглядом сэр Марк Арманд Раффер (Sir Marc Armand Ruffer). В своей книге «Исследования палеопатологии Египта», выпущенной в 1921 году, он описал три мумии с признаками натуральной оспы. Наиболее древние из этих мумий датировались 1580 годом до нашей эры, самой молодой была мумия Рамсеса V, умершего в 1157 году до нашей эры.

Мумия Рамсеса V

После собственного исследования мумии Рамсеса V Дональд Р. Хопкинс (Donald R. Hopkins), участвовавший в программе Всемирной организации здравоохранения по борьбе с натуральной оспой, писал: «Осмотр мумии выявил сыпь в виде выступающих пустул, каждая в диаметре примерно от 2 до 4 мм, наиболее выраженную на нижней части лица, шее и плечах, но также заметную на руках».
Диагноз Рамзеса V до сих пор не является окончательным, но его косвенные подтверждения выглядят убедительными, считают современные эксперты.

Палеопатологи описывали натуральную оспу и на территории нашей страны. Группа ученых из России и Франции обнаружила ДНК возбудителя у трехсотлетней мумии, найденной на северо-востоке Сибири. Считается, что случай болезни связан с эпидемией 1714 года, болезнь могла проникнуть в Якутию вовремя покорения Сибири.

Атеросклероз — бич Древнего Египта

В 2011 году исследование 51 мумии в Каирском египетском музее обнаружило у половины из них тяжелый атеросклероз. Сегодняшнее широкое распространение этой болезни, приводящей к инфарктам и инсультам, ученые связывают в первую очередь с характером питания людей. В чем была причина такой заболеваемости в Древнем Египте, эксперты затрудняются сказать.

Среди исследованных была и мумия египетской принцессы Яхмес Меритамон, жившей 3500 лет назад и умершей в возрасте около 40 лет. У нее была обнаружена закупорка пяти крупных артерий, в том числе питающих головной мозг и сердце.

Вечные инфекции

Малярия и туберкулез — инфекции, которые вызывают наибольшие опасения в условиях роста устойчивости к противомикробным препаратам. Их изучению в историческом аспекте уделяется большое внимание.

Германские ученые в 2008 году в тканях мумий возрастом 3500 лет обнаружили ДНК плазмодиев - возбудителей малярии. Было исследований 90 мумий, найденных в древнем городе Тебес.

«Эти знания могут помочь нам выработать стратегии профилактики возникновения новых инфекций и повторного появления древних штаммов микробов», — прокомментировали авторы свои результаты.

Ученые из Университетского колледжа Лондона нашли туберкулезные поражения костей у скелетов, насчитывающих 9000 лет - женщины и ребенка, обнаруженных на израильском побережье, где в древности располагалась деревня Атлит-Ям. Это самый старый известный науке случай туберкулеза.

Эра болезней

Интересные данные были получены при исследовании 200 мумий из захоронения около египетского Асуана. У большинства из них были обнаружены признаки неполноценного питания и желудочно-кишечных инфекций, вызванных употреблением загрязненной воды из Нила. Средняя продолжительность жизни этих людей была около 30 лет. Многие из них относились к высшим слоям общества, вплоть до градоначальников, но очевидно, что и им приходилось находиться на грани выживания.

«Несмотря на то что культурный уровень эпохи был экстраординарным, анализ человеческих останков говорит о том, что их здоровье всегда находилось в опасности», — сделали вывод исследователи.

В 2011 году в Египте была найдена мумия мужчины, которая каким-то образом попала в женскую гробницу. В возрасте около 20 лет этот человек умер от очень редкой болезни Ханд-Шулера-Кристиана. При ней в организме развиваются множественные опухоли, ее распространенность — 1 случай на 560 тысяч человек. Ученые изучили мумию при помощи рентгеновских лучей, КТ и МРТ.

«Последствия болезни были очень мучительны, они могли сильно повлиять на внешность молодого человека, особенно в финальной стадии», — рассуждают авторы.

Кроме того, мужчина мог страдать от несахарного диабета — его турецкое седло (часть черепа, в которой расположен гипофиз), было расширено. Это говорит об опухоли гипофиза, которая приводит к чрезмерной потере жидкости с мочой и сильной жажде.

У мумии более зрелого мужчины, относящейся к периоду Эллинистического Египта, был обнаружен рак предстательной железы с метастазами. Интересно, что признаки рака у египетских мумий находят редко. По всей видимости, заболеваемость раком в древние времена была ниже, чем сейчас, но это до сих пор является предметом споров медицинских историков и палеопатологов.

В черепе мумии, относящейся к периоду 664-525 году до нашей эры, были найдены трепанационные отверстия. Ученые предполагают, что трепанация черепа была выполнена в попытке облегчить симптомы абсцесса (скопления гноя) под глазницей. Его причиной мог быть синусит или болезнь кошачьих царапин. Другой патологией, приведшей к таким последствиям, могла быть опухоль Потта или метастазы.

Язва желудка также не является эксклюзивным достоянием нашего времени. ДНК хеликобактера (Helicobacter pylori), вызывающего эту болезнь, были найдены в ткани желудка мексиканских мумий, относящихся примерно к 1350 году нашей эры. Таким образом было показано, что эта инфекция появилась у местных жителей еще до открытия Америки Колумбом.

Трахома — тяжелое инфекционное заболевание глаз, вызываемое хламидиями. Со временем хроническое воспаление и рубцевание наружной оболочки глаза приводит к слепоте. Известно, что трахомой болели Гораций и Цицерон, она описана Гиппократом. Но ученые нашли более ранние случаи заболевания в Австралии. У черепов аборигенов, живших примерно в 8000 году до нашей эры, найдены характерные для этой болезни поражения черепа вокруг глаз — с мягких тканей инфекция переходит и на кости. Такие дефекты могли появиться и при некоторых других болезнях, но эти скелеты были найдены в части континента, где трахома наиболее распространена и сегодня.

Крупное исследование более 23 тысяч скелетов из различных мест археологических раскопок Великобритании показало:

В некоторых регионах до 80% жителей болели синуситами. Предполагается, что это связано с вредными производственными условиями при пивоварении, дублении кож и обжиге извести.

Некоторые из них страдали от туберкулеза, лепры (проказы) и недостатка питательных веществ.
Была обнаружена и другая современная проблема. В XII веке в Британии появился сахар, что вызвало резкий рост в заболеваемости кариесом.

У людей, живших ближе к побережью, было меньше кариозных поражений, ученые связывают это с более высоким содержанием фтора в диете.

Палеопатология постоянно представляет много интересных фактов. Например, в этом году ученые сообщили, что в древности люди с синдромом Дауна, вероятно, не подвергались стигматизации, а Шекспир неправильно описал Ричарда III.

Судя по следам на их костях, люди исторического прошлого страдали множеством заболеваний. При изучении костей и скелетов древнего человека сердобольные люди готовы всхлипнуть. Чего-чего только у них не было! Полиартрит, радикулит, полиомиелит, остеохондроз, рахит, всевозможные воспаления, в том числе гнойные, самые разнообразные отклонения в развитии.

Фото: фото с profi-forex.org

Добавьте к этому еще следы множества ранений. Практически у всех шестисот людей, умерших до отступления Великого Ледника, сломаны кости рук и ног, ребра и ключицы, на костях выросли костные мозоли, повреждены кисти рук и пальцы. Иногда на переломах видны следы попыток лечить раненого: зачистить рану, вынуть осколки кости, наложить лубки. А очень часто нет никаких признаков, что человека вообще лечили: срослось, как срослось.

Если учесть, что все это делалось без наркоза и самыми примитивными каменными орудиями, неандертальцу не позавидуешь. Почти столько же ранений и у людей более поздних эпох; вот лечили их все же получше.

Скифо-сибирская эпоха (VII век до Р.Х. — I век по Р.Х.) хорошо изучена благодаря огромному количеству курганов. Из 20 тысяч скелетов этой эпохи нет НИ ОДНОГО, на котором не было бы следов прижизненных ранений. Но у многих в эту эпоху уже сращивали кости, положив их в лубок, или даже делали трепанацию черепа.

Но и в скифскую эпоху люди страдали от остеохондрозов , радикулитов, полиомиелитов . Эти заболевания никто не лечил, и они тянулись годы, десятилетия, отравляли людям жизнь и в конце концов сводили их в могилы.

Очень много скелетов молодых людей, даже детей и подростков, по которым невозможно определить причину смерти. Умер человек, а на его костях нет никаких повреждений. Самый ранний такой скелет — это погребение мальчика лет 12 в пещере Тешик-Таш в Узбекистане (порядка 40 тысяч лет назад). Тогда сразу предположили почему-то, что мальчика укусила змея . Странно… Почему именно укусила змея?! Гораздо логичнее предположить, что ребенок умер от какой-то болезни, не оставившей следов на костях. Какой именно? Да какой угодно, от чумы или оспы и до гриппа или пищевого отравления.

Может быть, взрослые древние люди были даже здоровее нас — слишком много больных детей и подростков умирало до 15 лет. Возможно, болезни приходят к нам чаще, чем к древним. Но от нас болезни как пришли — так и уходят, потому что мы их умеем лечить. В древности почти всякая хворь или проходила сама, или так и оставалась навсегда.

( )

Возьмем всего один пример: эти люди без страха входят в кабинет зубного врача. На их памяти лечить зубы никогда не было больно. Мы-то до сих пор внутренне поджимаемся: первые тридцать пять лет жизни мы лечили зубы совсем не так , как это делается теперь. Частота вращения бора в бормашине была в несколько раз медленнее, чем у современного, работа бора причиняла довольно сильную боль. А обезболивания при лечении зуба (в том числе при сверлении) не полагалось. То есть «блатным» обезболивали, но вообще-то по правилам полагалось только при удалении. Да и «брал» новокаин хуже современных обезболивающих препаратов, действовал недолго; порой и вынимать из больного зуба «нерв»-пульпу, и рвать зуб оказывалось очень болезненным.

Нет-нет! Я слышал про травки, массажи, про народную медицину. Была она и у первобытного человека. Но опять же, одно дело — пить чай с малиновым вареньем, зная про антибиотики , помня про сульфамиды. Пока болезнь не тяжелая, можно и поберечь почки, не принимать сильных лекарств. Но если прихватит грипп посильнее , бронхит , воспаление легких , мы как-то все же переходим на антибиотики.

Совсем другое — не иметь вообще ничего, кроме малинового варенья или корня горного цветка. Если ВМЕСТО — не только велик шанс помереть, но и последствия обязательно будут. Человека в прошлом жестоко мучили нелеченные болезни и их последствия. Хворь пришла и ушла, последствия тянутся годами.

Очень много людей в прошлом погибали, но от болезней умирали еще чаще. В погребениях оседлых земледельцев всех времен — от бронзового века до Средневековья — только у третьей части покойников можно проследить причины насильственной смерти: переломы костей, следы оружия на костях, наконечники стрел, намертво застрявшие в грудине, и так далее. Две трети умерших не погибли насильственной смертью; но они умерли, и далеко не старыми, даже по понятиям того времени.

На кладбищах Древней Руси X—XVII веков только 2—3% погребенных старше 70 лет . 30—40% — между 40 и 50 годами, 20—30% — между 20 и 30 годами.

Для людей 40—50, тем более 20—30 лет трудно предположить тихое угасание от дряхлости. Эти люди уносили множество людей. Ведь делать даже простенькую и короткую полостную операцию без хотя бы местного наркоза — невозможно.

Для людей прошлого это были самые обычные, наиболее частые причины смертности — болезни и голод. На третьем месте стояла насильственная смерть.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Люди болели во все времена. Наши предки обладали знаниями, которые в определенных аспектах превосходили современную медицину или были наравне с ней. Но некоторые методы лечения были, мягко говоря, странными.

1. Зубы лечили дымящейся смесью жира козла

Уже в древности люди научились ставить зубные пломбы и изготавливать протезы. В Северной Италии группа археологов нашла при раскопках зуб человека с вылеченным кариесом. Возраст находки - около 14 тыс. лет.

Но некоторые способы вводят в недоумение. Например, Авиценна советовал лечить кариес окуриванием пациента дымящейся смесью из жира козла, белены и лука. А Плиний Старший считал, что при зубной боли нужно в полнолуние поймать жабу, плюнуть ей в рот и сказать «лечебные» слова.

2. Рожали сидя на корточках или стоя

Любопытно, что в древности во время родов женщина принимала не горизонтальную позу, как принято сегодня, а приседала или рожала стоя.

В Древней Индии умели перевернуть плод, если ребенок находился в неправильном положении, а в африканских племенах иногда знахари были способны сделать кесарево примитивными инструментами.

В Египте для этого готовили экстракт из фруктов мандрагоры. В Индии и Китае в качестве анестезии при операции использовали ладан, каннабис и аконитум. Неизвестно, было ли эффективным такое обезболивание.

4. Хронические болезни лечили физкультурой и святой водой

Во времена Гиппократа (460–370 год до н. э.) считалось, что эпилепсия вызвана божественной волей. Древний целитель был убежден, что эта болезнь возникает из-за ветра, холода и солнца. В Средние века считалось, что больные этим недугом одержимы демонами, и лечили несчастных молитвами и святой водой.

Лекари Античности и Средневековья лечили диабет физическими упражнениями и лекарственными травами, но это было малоэффективно, и пациенты умирали.

В Античности были задокументированы кожные заболевания вроде псориаза. Но их считали неизлечимыми. Поэтому в Средние века больным этим недугом вешали колокольчик, чтобы другие знали, что они приближаются.

5. Почти все болезни лечили кровопусканием

На протяжении многих столетий кровопусканием лечили все болезни. Такой метод лечения был популярен в Индии и арабских странах, а первые письменные упоминания относятся к Древней Греции и Египту.

Считалось, что в крови содержится «вредная жидкость», которую нужно выпустить, тогда человек исцелится. В Средние века кровопусканием занимались брадобреи. Популярен этот способ был вплоть до XIX века. А одному из основателей США Джорджу Вашингтону лечили ангину кровопусканием, после чего он умер.