Правила христианской ненависти. Грех гнев

Есть в христианской традиции слова, которые звучат очень правильно и эффектно, словно античный афоризм. Собственно, по этой причине их так часто любят повторять в самых разнообразных обсуждениях и сетевых спорах — сказал, и дальше можешь уже не сомневаться в своей правоте. Посрамленные оппоненты уныло признают свое поражение, а сторонники виртуально аплодируют многочисленными лайками. Вот эти слова: «ненавидь грех, но люби грешника». Что называется — коротко и ясно. Хотя, на самом деле, коротко-то оно, действительно, коротко. А вот насчет ясности — далеко не так просто, как может показаться.

Ну в самом деле, как эту лаконичную заповедь осуществить на практике? Ведь грех не имеет какого-то самостоятельного бытия в отрыве от человека, его совершающего. Не бывает воровства без конкретного человека, укравшего чужую вещь или деньги. Убийство есть лишь там, где вполне определенный субъект прервал чужую жизнь. А ложь невозможна без того, кто уклонился от правды. Грех без грешника — это «сферический конь в вакууме», абстракция, возможная лишь в хорошо развитом воображении. Как же можно эту абстракцию возненавидеть, а человека, своими действиями впустившего ее в мир, давшего ей свою плоть и кровь, предоставившего греху возможность действовать через себя, причинившего страдания другим людям — вот этого самого человека — возлюбить?

Найти теоретическое решение этой противоречивой задачи, наверное, невозможно. Тем не менее великое множество христиан во все времена находили пути и способы практического ее осуществления. И то, что не получается объять умом, вполне возможно воспринять как некий опыт жизни, которому и следует подражать по мере сил. Разумеется, для христиан таким опытом в первую очередь является земная жизнь Иисуса Христа. Примеры из житий святых также могут дать представление о том, как нужно любить грешников, ненавидя при этом грех. Однако святыми Церковь признала их как раз в той мере, в какой они уподобились Христу. Ошибкой было бы «канонизировать» каждое действие каждого святого, предполагая любовь Христову абсолютно во всем, что бы они ни совершали в своей жизни. Образцом для подражания являются лишь те дела святых, в которых они были подобны Господу. Поэтому самым простым и надежным способом найти реальный пример любви к грешникам и ненависти к греху будет все же исследование Евангелия.

Вопрос 1: Если мы хотим быть людьми чистыми, то зачем нам церемониться с «грязными»?

​Иисус Христос — единственный представитель человечества, не имевший в себе даже тени какого-либо греха. Ведь грех — это нарушение Божьей воли. А Богочеловек Иисус полностью подчинил Свою человеческую волю — воле божественной. В Нем не было ни единой мысли, ни единого чувства, слова или действия, нарушавшего волю пославшего Его Отца. И потому абсолютно все люди в сравнении с Иисусом из Назарета являются грешниками, независимо от глубины своего падения или высоты своей праведности. Людям свойственно сравнивать друг друга, выявлять — кто лучше, кто хуже, меряться достижениями, выстраивать различные шкалы ценностей, на которых праведники — где-то на недосягаемом верху, в сияющих эмпиреях, а грешники — в грязи и мраке самых нижних слоев.

Но для безгрешного Иисуса Христа любая такая шкала снизу доверху будет заполнена одними лишь отпавшими от Бога, страдающими от этого отпадения, несчастными, потерявшимися детьми. Среди которых острее всего нуждаются в помощи как раз самые «плохие» по нашим человеческим меркам.
Одна из самых запоминающихся категорий грешников, упоминаемых в Евангелии, — безнадежно больные люди. При чтении эпизодов, где говорится о них, мы обычно проникаемся к ним состраданием и не воспринимаем их как грешников. Однако евангельский текст прямо свидетельствует, что причиной болезни стала их грешная жизнь. Что же делает Иисус, когда видит перед собой такого, искалеченного собственными грехами бедолагу? Гневно хмурит брови? Читает ему нотации о здоровом образе жизни и необходимости следовать заповедям? Призывает соотечественников посмотреть на наглядный пример — до чего грех может довести нормального законопослушного иудея? Нет. Без всяких нравоучений Он исцеляет несчастного и тут же уходит. Лишь при следующей встрече, наедине Иисус говорит исцеленному: — Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин 5:14).

То же самое происходит и при общении Иисуса с блудницами-проститутками, с мытарями — вороватыми налоговыми инспекторами на службе у оккупантов-римлян, с другими отбросами иудейского общества, обозначенными в Евангелии общим словом — «грешники». Этих отверженных своим народом людей Иисус не ругает, не осуждает, но ест и пьет с ними за одним столом, общается с ними, принимает от них знаки уважения. Для благочестивых фарисеев кажется немыслимым такое поведение чтимого народом Учителя. Но для воплотившегося Бога их показное благочестие — лишь побелка на камнях, закрывающих вход в погребальную пещеру, наполненную мертвыми костями. Все люди без исключения поражены грехом, всех пришел спасти Иисус. И тот, кто прикрыл свои язвы красивыми одеждами, в Его очах ничем не лучше того, чьи язвы были выставлены на всеобщее позорище.

Женщину, которую хотели убить за измену мужу, Иисус защищает от толпы одной лишь фразой: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин 8:7). И при этом даже не поднимает головы, изображая на песке какие-то знаки.

В церковном предании есть интересная трактовка этого евангельского эпизода. Согласно ей, Иисус писал на песке пальцем тайные грехи каждого из обвинителей. Писал кратко, но до одури страшно для обличаемого, потому что за любой из этих грехов по иудейскому закону полагалась смерть. Святитель Николай Сербский рассказывал об этом в форме художественного рассказа:

«Мешулам — похититель церковных сокровищ, — писал Господь перстом по земле;
Ашер совершил прелюбодеяние с женой брата своего;
Шалум — клятвопреступник;
Елед ударил отца;
Амарнах присвоил имение вдовы;
Мерари совершил содомский грех;
Иоиль поклонялся идолам…

И так обо всех по порядку писал по земле перст праведного Судии. А те, о ком он писал, склонившись, читали написанное с невыразимым ужасом. Все их искусно скрываемые беззакония, которые нарушали закон Моисея, были известны Ему и вот сейчас перед ними объявлены. Уста их вдруг умолкли. Дерзкие гордецы, гордящиеся своей праведностью, и еще более дерзкие судьи чужой неправедности стояли неподвижно и немо, как столбы в храме. Они дрожали от страха, не смея смотреть друг другу в глаза, о женщине-грешнице они уже не помнили. Они думали только о себе и своей смерти. Ни один язык больше не мог произнести это надоедливое и лукавое — Ты что скажешь? Господь не сказал ничего. Он не сказал ничего. Ему было гадко Своим пречистыми устами объявить их грехи. И потому писал по пыли, то, что так грязно, заслуживает написания на грязной пыли. Другая причина, по которой Господь писал в пыли, еще удивительнее. То, что написано на пыли, быстро исчезает, не оставляя следа. А Христос не хотел объявлять их грехи всем и каждому. Ибо, если бы этого хотел, все-таки сказал бы о них перед всем народом, обличил бы их, и народ, согласно закону, побил бы их камнями. Но Он — беззлобный Агнец Божий, не желал ни мести, ни смерти тем, кто постоянно замышлял Его убить и кто больше хотел Его смерти, чем себе вечной жизни.

Господь только хотел, чтобы они задумались о собственных грехах. Хотел напомнить им, чтобы они под бременем собственных беззаконий не были жестокими судьями чужих; чтобы прокаженные грехом не спешили лечить чужую проказу; чтобы, будучи преступниками, не расталкивали других, чтобы быть им начальниками. Это все, чего хотел Господь. И когда Он закончил писать, Он снова разровнял пыль, и написанное исчезло».
Грешники «праведные» оказались на поверку ничем не лучше грешницы, которую они с гневом обличали в ее грехе.
И снова все тот же финал, все та же тихая, исполненная любви фраза: Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин 8:10-11).

Вопрос 2: Кого Иисус хлестал бичом в храме и почему перевернул столы меновщиков?

Иисус любит и жалеет грешников, как добрый врач любит своих страдающих пациентов. Но и ненависть Его ко греху несомненна. Подтверждением тому — изгнание торгующих из храма, описанное у всех четырех евангелис-тов. Наиболее яркую картину дает Евангелие от Иоанна:

Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. (Ин 2:13-16).

Описания эти в некоторых деталях существенно разнятся между собой, поэтому, Иоанн Златоуст полагал, что речь в разных Евангелиях идет как минимум о двух различных эпизодах. По его мнению, Иисус дважды устраивал в Иерусалимском храме подобную «ревизию» с переворачиванием столов.

Часто эти эпизоды читатели воспринимают не совсем верно, полагая, будто гнев Иисуса был вызван самим фактом торговли в святом месте. На самом деле все обстояло несколько сложнее. Храмовый комплекс в Иерусалиме состоял из святилища и окружавших его дворов. Самым просторным из них был двор язычников — единственная территория храмовой горы, где могли находиться не-евреи. Именно здесь и производились все коммерческие операции с деньгами и животными, причем на вполне законных основаниях, не оскверняя святилище.

Дело в том, что ежегодный налог на Иерусалимский храм и вообще любое денежное пожертвование в храмовую сокровищницу можно было принести только специальными «храмовыми» деньгами — сребрениками, или, как их еще называли, — сиклями. Поэтому паломникам, пришедшим издалека, сначала нужно было поменять свои деньги на храмовые сикли. В этом им помогали менялы (меновщики), которые ставили свои столы во дворе язычников. За свои услуги они брали комиссию, которая составляла почти две трети от обмениваемой суммы. Но на этом изъятие денег у паломников не заканчивалось. Далее на полученные сребреники они должны были тут же, во дворе язычников, приобрести животных для принесения в жертву. Этот мычащий и блеющий товар стоил здесь намного дороже, чем в городе, но паломники все же покупали животных по завышенной цене. Причина тому была проста. Храмовые служители проверяли все принесенные жертвы на отсутствие дефектов (а за проверку, между прочим, также приходилось платить). Волы и овцы, купленные в другом месте, после такой экспертизы крайне редко получали положительное заключение. Чтобы избавиться от этой процедуры, люди вынуждены были покупать животных при храме, но уже втридорога.

Система, задуманная для того, чтобы помогать паломникам, из-за человеческого греха превратилась в инструмент грабежа и бессовестной наживы храмовых служителей. Поэтому Иисус и назвал меновщиков и продавцов скота разбойниками, обирающими богомольцев. Не сама торговля во дворе язычников, а лихва, которую брали служители с пришедших людей, стала причиной Его гнева, как об этом пишет блаженный Иероним Стридонский: «…как будто не об этом проповедовал Иезекииль, говоря: Не берите лихвы и сверхдолжного (Иез 22:12) Господь, видя в доме Отца Своего такого рода сделки, или разбойничество, побуждаемый пылом духа, — согласно тому, что написано в 68-м псалме: Ревность по доме Твоем снедает меня (Пс 68:10), — сделал себе бич из веревок и выгнал из храма большую толпу людей со словами: «Написано: Дом Мой назовется домом молитвы, а вы сделали его пещерой разбойников». В самом деле, разбойник — тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками».

Однако даже здесь, столь жесткими методами наводя порядок во дворе язычников, Иисус разделяет грех и самих грешников. Упоминания о биче вызывают у многих соблазн подумать, будто воплотившийся Бог способен был избивать провинившихся перед Ним людей специально изготовленным для этого орудием.

Чтобы оградить читателей Евангелия от подобных предположений, Евфимий Зигабен — один из авторитетнейших толкователей Священного Писания — более детально пояснил это место: «Следует заметить, что, сделавши бич, Иисус Христос не бил людей, но только устрашил их и удалил, а овец и волов, конечно, ударял и выгнал».
Бич — пастушеский инструмент. Вполне разумно соорудить его из подручных материалов там, где нужно прогнать скот со двора. Но полагать, будто этим же бичом Иисус бил и грешников, наживавшихся на сборе денег с богомольцев, было бы по меньшей мере странно. Двадцать седьмое Правило Святых Апостолов однозначно утверждает, что Иисус никогда, ни при каких обстоятельствах Своей земной жизни не поднимал руку на человека: «…Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал».

Вопрос 3: Чьи грехи следует ненавидеть прежде всего?

Иисус не имел в Себе никакого греха, но с милосердием относился к грешникам, как бы низко они ни пали. Кем же будем выглядеть в Его очах мы, если вдруг решим, будто кто-то из людей по своим грехам оказался ниже нас и теперь мы имеем право говорить или пускай даже только думать о таких грешниках с пренебрежением?

Неужели со своими грехами мы настолько уже разобрались, что пришла пора обратить внимание на чужие?
Ведь именно о них, о совершивших явный грех людях, об этих тростинках надломленных и едва тлеющих клочках льна, заботится Господь более, чем о ком-либо. Ради каждой из таких заблудших овец готов Он оставить послушное стадо и отправиться на поиски в смертельно опасное путешествие. Страшную смерть на кресте принял Он за согрешивших, а не за праведных. И каждому из нас в любой момент может напомнить о наших собственных грехах — так же, как в тот раз, когда, склонив голову, Он писал на песке имена обуянных праведным гневом обличителей.

Грех нужно ненавидеть. Но ненависть к чужому греху может оказаться духовно опасной даже для святых людей. В древнем патерике упоминается поучительный случай подобного рода: «Один старец святой жизни, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: „О, худо он сделал“. Через некоторое время Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал: „Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же прикажешь поместить его — в Царство или в муку?“ Потрясенный этим, святой старец все оставшееся время своей жизни провел в слезах, покаянии и безмерных трудах, молясь, чтобы Бог простил ему этот грех». Старец осудил не брата, а лишь его грех, но Господь показал ему недопустимость даже такого, казалось бы, благочестивого и праведного суда.

Грех достоин ненависти. Но каждому, желающему своего спасения, необходимо научиться ненавидеть грех прежде всего в себе самом. А ко всем прочим людям относиться так, как относился к ним Господь наш Иисус Христос — с любовью и состраданием. Конечно, сказать это гораздо проще, чем сделать. И все же вряд ли получится найти какой-либо иной практический способ исполнения этого парадоксального правила: ненавидь грех и люби грешника.

Спрашивает Сергей
Отвечает Виктор Белоусов, 20.01.2016


Мир Вам, Сергей

Процитирую материал Кайла Батта по этому вопросу:

Большинство верующих людей соглашаются с тем, что Бог ненавидит грех. Неоднократно Библия подчёркивает тот факт, что Богу противно нечестие. Бог сказал пророку Иеремии сообщить израильтянам об их грехе следующее: «не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу» (44:4). Автор книги Притчей назвал семь грехов, которые ненавидит Господь (6:16-19). Пророк Захария объявил, что Бог ненавидит ложные клятвы и зло совершаемое против ближнего человека (8:17). Сам Иисус сказал, что ненавидит дела Николаитов (). Библия подчеркивает тот факт, что Господь ненавидит грех.

Однако некоторые говорят, что Бог Свою ненависть распространяет несколько дальше. Они считают, что Бог ненавидит грешников, так же как и совершаемый ими грех. Говорят также, что Бог любит тех, кто повинуется Ему и ненавидит всех, кто непослушен. Те, кто учат этой идее, используют различные библейские стихи, чтобы «доказать» своё. К примеру, в котором говорится, что Бог «ненавидит всех, делающих беззаконие». И , в которых говорится, что Бог ненавидит «лжесвидетеля, наговаривающего ложь и сеющего раздор между братьями». Правда ли, что Бог ненавидит грешников вместе с их грехами?

Всякий, кто читал Библию, понимает, что одной из величайших тем в ней является любовь. Библия говорит, что Бог есть любовь (). В ней так же поясняется, что Бог проявил к нам Свою любовь ещё тогда, когда мы были грешниками:

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. ()

Интересным моментом в этом отрывке является то, что в нём подчеркивается, что погибшие грешники не были «праведными» или «хорошими», когда Христос проявил к ним Свою любовь.

В истории с богатым молодым начальником Иисус объяснил, что юноше чего-то не хватало, чтобы быть угодным Богу. При этом, несмотря на то, что молодой человек имел недостаток и был духовно потерян, Библия говорит, что Иисусу он «полюбился» (). Когда Иисус оплакивал погибший Иерусалим, Он воскликнул:

Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! ()

Иисус сказал, что Его чувства к заблудшим жителям Иерусалима были похожи на любовь птицы к своим птенцам. Подобное заявление определённо говорит о любви к иерусалимским грешникам.

В одном самом знаменитом библейском «стихе о любви» Иисус сказал: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (). Божья любовь к погибшему миру была показана прежде, чем грешники поверили в Иисуса. Иоанн подробнее поясняет это, когда пишет: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1-е ). Из этих стихов ясно, что Бог любит потерянных грешников и подтверждает эту любовь тем, что послал для их спасения Иисуса.

Тогда как совместить те стихи, которые, похоже, указывают на то, что Бог ненавидит грешников, и в то же время любит их? Одним из наиболее подходящих объяснений может быть то, что авторы библейских книг используют фигуру речи, называемую метонимией, когда пишут, что Бог ненавидит грешников. Метонимии дают такое определение: «Оборот, посредством которого одно название, или существительное, используется вместо другого, к которому оно имеет какое-либо отношение» (Буллингер, 1898 г., стр. 538). Буллингер ещё поясняет, что метонимия может быть «метонимией причины», когда действующее лицо может ставиться на место того, что им совершается (стр. 539). К примеру, в говорится, «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их». В действительности у них не было «Моисея» или «пророков», но у них были их писания. Имя Моисея, которое выступает вместо его писаний, является метонимией, поскольку Моисей был причиной появления этих книг. В наше время, это можно было бы изобразить фразой: «Я ненавижу Шекспира». Выражает ли говорящий такое, свою ненависть лично к Шекспиру? Нет. Мы понимаем, что он хочет сказать, что ему не нравится творчество Шекспира, и это никак не касается личности драматурга.

Если мы применим ту же фигуру речи к отрывкам о Божьей «ненависти к грешникам», мы сможем увидеть, что грешник ставится на место своего греха. Таким образом, когда Бог говорит, что Он ненавидит «лжесвидетеля наговаривающего ложь» (), если тут используется метонимия, тогда Бог ненавидит ложь, и тот, кто лжёт (причина) ставится на место лжи (следствия). Любопытно посмотреть, насколько явна эта особенность в других контекстах. К примеру, говорит, что Бог ненавидит «лживый язык». Означает ли это, что Бог ненавидит буквальный язык, состоящий из мышц и тканей? Нет. Это значит, что Бог ненавидит грех, который язык может совершать. В том же контексте мы узнаём, что Бог ненавидит «ноги, быстро бегущие ко злу» (6:18). Опять, значит ли это, что Бог ненавидит физические ноги? Нет. Это просто означает, что Бог ненавидит грех, который может быть совершён при помощи этих ног. Любопытно, что лишь немногие, если вообще найдутся таковые, готовы утверждать, что Бог ненавидит буквальные языки или ноги, но эти же люди будут настаивать на том, что Бог ненавидит самих грешников, а не грех совершаемый ими.

При исследовании Библии очень важно не забывать, что писатели Библии часто использовали фигуры речи. Когда мы размышляем над идеей того, что Бог ненавидит грех, но любит самих грешников, фигура речи, известная как метонимия, помогает устранить любую путаницу. Так же как Бог не испытывает ненависти к физическим ногам и языкам, Он не испытывает ненависти и к грешникам. Другими словами, эти понятия используются вместо того, что в действительности они производят – т.е. вместо греха.

Благословений Божьих,

Читайте еще по теме "Бог есть любовь!":

29 ноя В Коране сказано: Убей неверного. Как у мусульман, так и у христиан по-разному трактуют понятие неверный. Что подразумевает Иисус когда говорит род неверный? (Василий)

Нижеследующий список не должен рассматриваться как "инструкция", а как помощь к общему пониманию того, какие существуют грехи и наклонности, и из них ощутить настрой, к которому мы призваны, пройдя путем покаяния.

Грехи тяжкие, могущие лишить надежды на спасение
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.
2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.

Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие небу об отмщении за них
Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего.
Как правило, происходят от недостатка любви, от злобы, ненависти или бесчувствия к нему и его спасению (перечень грехов, из которого вы выбираете вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

Согрешил неимением любви к ближнему, которые проявляются: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, непостоянством в отношении к ближним, подозрительностью нрава. Подозрительность - тяжелый грех, указывающий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить всех других выше себя, и рассматривать поступки людей и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух.
- Согрешил неимением дел любви и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих, не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить. Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению –«самодельный крест», а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает.
- Согрешил нерадением о спасении ближнего . К этому греху относятся хладность и забывчивость в молитвах за ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, что бы способствовать укоренению его души в вечной жизни.
- Согрешил непочитанием родителей . Не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д. Непочитание родителей - нарушение пятой заповеди закона Божия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. 5, 16. Но это не должно отодвигать на второй план почитание Бога: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» Мф.10,37.
- Согрешил непочитанием старших .
- Согрешил невоспитанием детей в Православной вере . По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей - это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в Церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное - своей душой, своим примером, «иерархией ценностей» в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души.
- Согрешил тем, что не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях.
- Согрешил вольным или невольным убийством , в том числе абортами. Сюда относятся грехи членовредительства. Членовредительство - это вольное или невольное нанесение себе или другим увечий и рукоприкладства, в том числе действия, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода. Аборты - это смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь - зародыша или плода, ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия. Для Суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу «делать операцию» или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, особенно в старости. По канонам Церкви причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью - церковный наказ во искупление сего смертного греха.
- Согрешил жестокостью к животным . Человек творит грех, если жестоко бьёт и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни.
- Согрешил страстной привязанностью к животным . Страстная привязанность к животным нарушает естественное, Богом заповеданное отношение между человеком и животными, о которых надо заботиться и жалеть их, и повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, да и вредна для самих же животных.
- Согрешил ненавистью и злобой, зложелательством, зловоздаянием т.е. мстительностью, злорадством.
- Согрешил гневом , вспыльчивостью.
- Согрешил проклинанием (проклятием). Проклятие - грех призывания на ближнего сатанинских сил. При этом наносится великий ущерб ближнему особенно в том случае, когда этот ближний находится в духовной зависимости от проклинающего его - как, например, ребенок от родителей. Но проклинающий и сам неизбежно попадает в зависимость от нечистой силы, становится ее «законной» жертвой, ибо сам её призвал.
- Согрешил непримиримостью , злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним.
- Согрешил нанесением оскорблений , поношением, злословием.
- Согрешил раздражительностью , прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю.
- Согрешил пристрастностью . Пристрастность - это предвзятость, необъективность, «двойная мерка» в отношениях с людьми.
- Согрешил клеветой , сплетнями.
- Согрешил завистью .
- Согрешил ложью в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством.
- Согрешил осуждением . Осуждение - чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмирщвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на всё суждение, как правило, носящее осудительный характер. При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» Мф.7,1 - 2. В осуждении сплетаются несколько грехов. Грех гордости (несмирения), грех нелюбви к ближнему и, наконец, похищение Божественного права суда. Ибо только Творец имеет право судить Свое творение. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?»Иак.4,12.
- Согрешил лицеприятием , человекоугодием, лестью. Человекоугодие - корыстное желание угодить кому-либо с целью получения каких-либо благ или привилегий, это преклонение или страх перед «сильными мира сего».
- Согрешил соблазняющим окружающих поведением , в том числе желанием страстно нравиться. Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения. О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит»Мф.18,6-7.
- Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством.
- Согрешил страстным любопытством , подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны.

Грехи против себя.
Как правило связаны со страстями чревоугодия, сребролюбия и блуда. (перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

Согрешил небрежением Божьими дарами : жизнью, талантами, временем. Пустой мечтательностью, бессмысленным времяпрепровождением, пустословием, праздностью.
- Согрешил пристрастием к телевизору, компьютеру, коллекционированию, спорту, чтению неполезной для души литературы и другим зрелищам и занятиям.
- Согрешил небрежением о своем здоровье или чрезмерной попечительностью о своем здоровье.
- Согрешил сластолюбием, ленью , расслаблением тела и чувств, многоспанием, негою, люблением телесного покоя, тунеядством. Тунеядство - это «дармоедство». Апостол Павел учит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2 Фес.3,10. Сластолюбие-любовь к сладостям жизни, желание жить в наслаждениях.
- Согрешил неисполнением своих повседневных обязанностей , нехранением совести относительно вещей – это нерадение о сохранении вещей, о разумном и экономичном их использовании, о качественном выполнении работы, не повредить что-либо. Сюда же относится небрежное отношение к своим обязанностям по принципу «Как-нибудь, да обойдется», «Тяп-ляп», «На скорую руку» и т.п..
- Согрешил сребролюбием , любостяжательностъю, мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам лишающим душу свободы, расточительностью или, наоборот, ущемлением себя и ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству, корыстолюбием. Сребролюбие-это страсть, при которой кумиром становятся деньги, имущество, всякое материальное богатство. Корыстолюбие - по церковно-славянски – мшелоимство.
- Согрешил злоприобретением , лихоимством, хищением, воровством, выманиванием, попрошайничеством. Злоприобретение - приобретение денег, материальных благ или имущества нечестными, недостойными христианина средствами, например хитростью. Лихоимство - взятки, вымогательство и т.п. Хищение - кража государственного имущества. Воровство – присвоение себе не принадлежащего чего-бы то ни было (имущества, денег, вещей, похвалы, имени и т.д.) Святотатство – присвоение себе взятого в Церкви.
- Согрешил блудом . Блуд - плотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»Еф.5,5.
- Согрешил прелюбодеянием . Прелюбодеяние - плотская связь мужчины и женщины в том случае, если один из них или оба находятся в супружестве и при этом имеют связи с другим лицом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, ибо в этом случае кроме духовного ущерба самим этим людям наносится оскорбление их близким, а также подвергается поруганию Церковь как совершительница законного брака.
- Согрешил противоестественными блудными отношениями , к таким относятся: кровосмешение - близкородственные связи, а также мужеложство, скотоложство и пр.
- Согрешил рукоблудием . Рукоблудие - в любых видах удовлетворение плотского разжения.
- Согрешил блудными разжжениями и всяческим сладострастием: чтением развратных книг рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ.
- Согрешил ночными осквернениями . Ночное осквернение может быть вольным, т.е. следствием невоздержанности в жизни: чревоугодия, многоспания, услаждения блудными помыслами и т. д. Также - следствием осуждения ближнего, таковое требует особого покаяния в Таинстве Исповеди. И может быть невольным физиологическим явлением без явных греховных причин. Таковое не является грехом. Но в любом случае и это не следует скрывать на исповеди. Если же случится - омыться, прочесть специальный канон или молитву от осквернения по молитвослову.
- Согрешил невоздержанием в супружеской жизни , нехранением постов и праздников. Церковь возбраняет супружеские отношения в кануны праздников, воскресных дней и накануне среды и пятницы, а также в течение многодневных постов.
- Согрешил нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, сладострастными прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях; плясаниями и телодвижениями, вызывающими сладострастные чувства, похоть, душевное и психическое помрачение, соблазнительными разговорами и песнями, неумеренным смехотворством. Участием в страстных мирских развлечениях, в том числе игрой в карты и другие азартные игры.
- Согрешил душевной нечистотой : блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств.
- Согрешил курением, пьянством и употреблением препаратов и средств , вызывающих наркотическое опьянение, эйфорию, противоестественно возбуждающих, расслабляющих и одурманивающих. Это - услаждение действием наркотиков, начиная от собственно наркотических препаратов, лекарств и токсичных веществ до концентрированного чая, слушания одурманивающей музыки и т. п.. Употребление наркотических средств - смертный грех, ибо относится к греху самоубийства. Церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться, как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие.
- Согрешил чревоугодием , тайноядением, чревобесием, гортанобесием, многоядением, невоздержанностью в пище и питии, недовольством пищей и питием. Чревоугодие - страсть насыщения пищей и питием, когда это становится жизненным кумиром. Тайноядение - употребление пищи тайком из жадности, стыда или нежелания делиться. Чревобесие - страстное желание заполнить поплотнее желудок (чрево), съесть как можно больше. Гортанобесие - страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями.
- Согрешил употреблением в пищу крови животных . Неупотребление в пищу крови - одно из древнейших установлений церковного устава См.: Быт.9,4; Исх.34,15; Деян.15,20. Кровь - носитель души. Употребляя в пищу кровь животных, человек проникается животными инстинктами, помрачает душу.

Известная максима «любить грешника, но ненавидеть грех» нуждается в небольшой поправке: там должно стоять не противопоставление «но», а следование – «любить грешника и поэтому ненавидеть грех». Ненависть Бога по отношению ко греху (а Писание несколько раз говорит, что Бог ненавидит грех) – проявление Его любви к сотворённому им миру, который этот грех оскверняет, разрушает и уродует.

Ненависть ко греху следует из любви к творению – и к творению вообще, и к вот этому конкретному сотворённому существу. Поэтому ненависть ко греху не противостоит, а вытекает из этой любви. Грех – это то, что лишает творение жизни; то, что разрушает его жизнь здесь и отторгает от жизни вечной и блаженной.

Поэтому для того, чтобы ненавидеть грех пьянства, надо любить пьяниц, чтобы ненавидеть воровство – надо любить воров, а чтобы ненавидеть разврат – надо любить развратников. И ужасаться их греху именно потому, что он их губит. Не экономику, не нацию, не страну (хотя их тоже) – а вот именно их, людей, созданных по образу Божию, предназначенных для вечной жизни и искуплённых для этой вечной жизни драгоценной кровью нашего Спасителя.

Поэтому не надо стараться возгревать в себе ненависть ко греху – когда Вы по-настоящему полюбите людей, ненависть ко греху произойдёт сама собой. Ужас греха становится ясен на фоне того величия, той любви, той славы, к которой человек – каждый человек – призван. Вы не ужаснётесь уродству, если не знаете, что такое красота, или извращению, если не знаете, что такое норма, или неправедности вообще, если не знаете, что такое праведность.

Этот несчастный, который ищет утешения в водке или скоротечных случках по общественным туалетам, мог бы быть великим святым – сияющим существом, исполненным красоты, славы, радости и мудрости. Более того, он ещё может им стать. Этот грешник, как и другие грешники, драгоценен в очах Бога, Христос умер за него. Именно поэтому то, что он делает, так ужасно.

Родные, которые хотят помочь наркоману, ненавидят наркотики – именно потому, что они его любят и отчаянно желают спасти. Вы не можете возненавидеть грех человека, который не дорог Вам по-настоящему. Если вы ненавидите грехи людей, которых Вы не любите – это совсем не ненависть ко греху, это что-то совсем другое – чаще всего это ненависть к людям. Хулиганы, которые избивают этого же наркомана потому что «торчков надо убивать, из-за них нация вырождается», ненавидят именно человека.

Ненависть к людям может притворяться ненавистью к греху (и для дьявола особенная радость притворяться благочестивым) но это нечто прямо противоположное, и ведущее в прямо противоположном направлении. Те, кто любят бедного наркомана и пытаются спасти его от одурманивающего яда, направляются в рай; те, кто в порядке «борьбы с наркоманией» бьют его ногами – в ад.

Наше общество полно ненависти, причём эта ненависть выражает наглые претензии на то, что именно она, ненависть, есть критерий нравственности, порядочности, иногда даже благочестия. Порядочный человек – это не тот, кто выполняет свои обещания, вовремя возвращает долги и проявляет надёжность в отношениях. Это тот, кто ненавидит жуликов и воров, часто зачисляя людей в таковые просто на основании перепостов, носящихся в интернете.

Нравственный человек – это не человек добрый, честный и воздержанный, а человек, бурно выражающий ненависть к безнравственности. Лучше всего кидаться камнями, но зубовный скрежет в интернете тоже подойдёт. Благочестивый человек – это не человек, который хотя бы ходит в Церковь каждое воскресенье, а человек, бурно выражающий желание пасть порвать и моргалы выколоть всем, кто неблагочестив.

Ненависть объявляет себя нравственным долгом. Те, кто уклоняются от ненависти, совершают предательство, перебегают на сторону врага. Эта же ненависть ищет просочиться в церковные стены – тем же гопникам, которые избивают наркомана, хочется почувствовать себя Пересветом и Осляблей. И мордовать человека не просто так, безыдейно и бездуховно, а с благословения высших сил.

Как диавол обычно и делает, он предлагает и зеркальное заблуждение – такую «борьбу с ненавистью», которая представляет собой продвижение разрушительного греха, причем нередко – в дополнение к нему – и всё той же ненависти. Любое несогласие с активным навязыванием греха, или хотя бы нежелание в этом грехе соучаствовать, объявляется проявлением «ненависти». А «ненавистников», «фанатиков-изуверов» можно и должно травить, ненавидеть, избивать, и там где это возможно преследовать силами государства.

На одном англоязычном форуме мне выдали чеканную фразу: It is tolerant to hate intolerance. Ненавидеть интолерантность есть проявление толерантности. Недавнее избиение христианских проповедников на очередном «марше против ненависти» в городе Сиэттле – яркий, но не единственный пример.

Ненависть к тому, что человек (обоснованно или нет) воспринимает как зло, немедленно переходит в ненависть к людям. Ненавидеть вообще легко – как легко катиться под откос. Рай и ад – духовные реальности, но в том, что рай изображается вверху, а ад внизу, есть глубокий смысл. Мы падшие существа, гравитация греха тащит нас вниз. Чтобы обрести вечное спасение, надо задуматься над своей жизнью, над своими мыслями, словами и поступками, внимательно поразмыслить над тем, во что мы верим и почему, и что из этого следует, и как нам должно себя вести. Надо внимательно смотреть за своими порывами – не тащат ли они меня в грех.

Чтобы погибнуть, ничего этого не нужно – нужно просто бездумно следовать склонностям своей падшей природы, из которых едва ли не самая сильная – склонность ненавидеть ближнего своего. Как пели пираты в «Острове сокровищ», «пей, и дьявол доведёт тебя до конца». Поддайся ненависти – и дьявол доведёт тебя до конца ещё надёжнее.

Но любить людей очень трудно – это как карабкаться вверх по скользкому склону. Это требует покаяния, то есть признания того, что я тоже грешник. Я не тот человек, который по закону может бросить камень; я тот человек, в которого по закону можно бросить камень. Я виновен и достоин осуждения, и моя единственная надежда – в том, что за меня умер Невиновный. Но я знаю, что у меня есть надежда – Христос любит меня, и меня тоже, и не бросит. Как не бросит и других бедных грешников, если только они обратятся к Нему. Бог любит и их, и меня, и хочет привести нас к вечной радости, от которой мы раз за разом отказываемся грехом. Именно поэтому грех так ненавистен.

Ненависть ко греху

Чтобы одержать полную победу над грехом, необходимо, подобно Иисусу Христу, возненавидеть грех. Наш Господь мог противостоять всем дьявольским искушениям, потому что Он «…возлюбил правду и возненавидел беззаконие…» (Евреям 1:9).

Ненависть к греху дает силу устоять в любом искушении и победить всякий грех. Даже сама мысль о грехе противна тому, кто ненавидит грех. Он просто мерзок для человека.

Но проблема христиан в том, что они привыкли больше думать о любви, и потому многим из них чувство ненависти совершенно не знакомо. Печально об этом говорить, но некоторые из них становятся настолько «любвеобильными», что грех совершенно незаметно поселяется в их сердцах. Не имея к нему ненависти, они не могут полностью избавиться от него, а это означает, что они не смогут одержать над ним полную победу.

Каждому из нас необходимо научиться ненавидеть грех, иначе мы не сможем обрести полную свободу от него. Если мы желаем во всем быть похожими на Христа, что должны всей силой и крепостью своих сердец возненавидеть это мерзкое «изобретение» дьявола. Нужно вспомнить, что больше всего мы ненавидели когда-то в жизни, что более всего было противно нам, и спроецировать всю силу этого чувства на грех, который разделяет нас с Богом.

Грех должен стать такой же мерзостью для вас, какой он является для святого и праведного Бога. Только в этом случае мы сможем одержать окончательную победу над грехом.

Самый сильный способ

Стратегия победы над грехом включает в себя различные направления и способы борьбы с ним. Но самый сильный и действенный из них нам открывает великий муж Божий – апостол Павел, который в своем Послании к Евреям говорит:

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою...

Евреям 6:13

Самое сильное средство в сражении с грехом – клятва. Если не срабатывает ни один из вышеперечисленных способов – поставьте себя под клятву. Иисус Христос однажды сказал Своим ученикам, что лучше без ног или рук попасть в рай, чем с обоими ногами и руками попасть в ад. Конечно, он говорил иносказательно, но при этом Он хотел подчеркнуть огромную важность чистоты и святости нашей земной жизни – жизни в победе над грехом.

Клятва способна удержать вас от совершения греха, ведь это самый высший уровень нашего обещания Богу навсегда покончить с грехом.

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

Дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду…

Евреям 6:16–18

Клятва всегда полагает конец всякому спору. Ваш спор с грехом придет к концу в тот день, когда вы поклянетесь. Вашему длительному сражение с грехом наступит конец, когда вы произнесете клятву. Нет средства сильнее этого!

Всякое желание грешить умрет в вас навсегда, когда вы произнесете клятву перед Богом. И тогда вы сможете праздновать победу – победу над грехом, так долго разделявшим вас с Небесным Отцом, даровавшим вам жизнь!

Золотые истины

Сражение с грехом должно иметь наступательный характер.

Грех никак не может господствовать над человеком, который сознательно почитает себя мертвым.

Ваша идентичность с Иисусом Христом позволяет вам жить без греха.

В своей «мертвости» нужно упражняться ежедневно.

Не разобравшись со своими грехами, мы будем снова уловлены дьяволом.

Концентрация мысли рождает мощную энергию творения.

Для полной победы над грехом необходимо выработать в себе новые привычки, закрепив новый образ действий в своем подсознании.

Став детьми Божьими, нам необходимо упражняться в благочестивом поведении.

Если мы всегда будем выполнять указания духа, то перестанем подчиняться желаниям плоти и тогда сможем победить всякий грех.

Чтобы выработать иммунитет против греха, необходимо как можно больше размышлять над Словом Божьим.

Твердое решение противостоять греху подобно стене, отделяющей нас от греха.

Выбрав Бога, мы тем самым выбираем Его принципы и правила жизни – жизни в святости и праведности Божьей.

Избегайте всего, что может соблазнить вас.

Страх Господень вынуждает нас быть в постоянной боевой готовности, сражаясь с грехом.

Если дьявол убежит от нас, то вместе с ним убежит и грех.

Ненависть ко греху дает силу устоять в любом искушении и победить всякий грех.

Грех должен стать такой же мерзостью для вас, какой он является для святого и праведного Бога.