Льготы по налогу на недвижимость для пенсионеров. У кого есть льготы по имущественным налогам и как их получить Льготы по налогу на квартиру

СТАТЬЯ 381. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ

Освобождаются от налогообложения:

1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;

2) религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;

3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;

5) организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

6) организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов;

7) организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения;

8) утратил силу. - Федеральный закон от 11.11.2003 года №139-ФЗ;

9) организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов;

10) организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания;

11) организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;

12) организации - в отношении космических объектов;

13) имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;

14) имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;

15) имущество государственных научных центров;

16) научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) устанавливает перечень льгот по налогу на имущество организаций.

Из всего приведенного в данной статье перечня можно выделить два вида льгот:

Первый вид предполагает полное освобождение от уплаты налога,

Второй вид предусматривает освобождение от налога организаций в отношении отдельного имущества, источника финансирования на содержание или использования данного имущества.

У организаций, для которых предусмотрено полное освобождение от уплаты налога, льготируется все их имущество.

При этом назначение или фактическое использование такого имущества значения не имеют.

К таким организациям относят:

1) Специализированные протезно-ортопедические предприятия.

Льгота по налогу предоставляется организациям, которые специализируются на производстве протезно-ортопедической продукции.

Обращаем Ваше внимание на то, что имущество организаций, занимающихся на основании лицензии терапевтической стоматологией, ортопедической стоматологией (протезированием), ортопедической и медицинской статистикой, облагается налогом на имущество в общеустановленном порядке.

2) Коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации.

Адвокатская деятельность представляет собой квалифицированную юридическую помощь, оказываемую на профессиональной основе гражданами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. Такое определение адвокатской деятельности дано в статье 1 Федерального закона от 31 мая 2002 года №63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Адвокатская деятельность не является предпринимательской, а адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Формами адвокатских образований являются:

Адвокатский кабинет,

Коллегия адвокатов,

Адвокатское бюро,

Юридическая консультация.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет.

Адвокатский кабинет не является юридическим лицом.

Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов.

Коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.

Коллегия адвокатов является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. При этом коллегия адвокатов вправе создавать филиалы.

Два и более адвоката вправе учредить адвокатское бюро.

К отношениям, возникающим в связи с учреждением и деятельностью адвокатского бюро, применяются правила, регулирующие деятельность коллегии адвокатов.

Адвокаты, учредившие адвокатское бюро, заключают между собой партнерский договор в простой письменной форме. По партнерскому договору адвокаты-партнеры обязуются соединить свои усилия для оказания юридической помощи от имени всех партнеров.

В случае если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата по представлению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации учреждает юридическую консультацию.

Юридическая консультация является некоммерческой организацией, созданной в форме учреждения.

Таким образом, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций не облагается налогом на имущество организаций.

Имущество адвокатского кабинета не облагается налогом на имущество организаций по причине того, что адвокатский кабинет не является юридическим лицом, а следовательно, не является плательщиком налога на имущество организаций.

3) Государственные научные центры.

При этом следует иметь в виду, что в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, а также подготовку научных работников.

Если научная организация имеет уникальное опытно-экспериментальное оборудование, располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и такая научная и (или) научно-техническая деятельность получила международное признание, то Правительство Российской Федерации может присвоить ей статус государственного научного центра.

Таким образом, имущество научных организаций, имеющих статус государственного научного центра, освобождается от налога на имущество организаций.

На государственные научно – технические центры данная льгота не распространяется.

Льготы, которые имеют организации в отношении отдельных видов имущества, также можно условно разделить на те, которые установлены на неопределенный срок, и те, действие которых ограничено.

Статья 381 НК РФ предусматривает, что некоторые виды льгот по налогу на имущество организаций действуют только ограниченный период времени.

От уплаты налога на имущество освобождают следующие организации.

а) Организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

К объектам жилищного фонда относят: жилой фонд, гостиницы (за исключением туристских), дома и общежития для приезжих.

Объектами коммунального хозяйства являются:

Объекты внешнего благоустройства;

Улично-дорожная сеть;

Искусственные сооружения;

Объекты инженерной защиты города;

Зеленые насаждения общего пользования;

Уличное освещение;

Сооружения санитарной уборки городов;

Здания и подсобные сооружения дорожно-мостового, зеленого хозяйства и инженерной защиты городов;

Сооружения и оборудование пляжей и переправ;

Элементы простейшего водоснабжения;

Объекты коммунального и бытового водоснабжения;

Очистные сооружения водопровода и канализации со всем оборудованием, механизмами, арматурой и емкостями;

Все виды водозаборных сооружений, артезианские скважины, сети водопровода и канализации с сооружениями на них, насосные и воздуходувные станции, водонапорные башни; объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения и для коммунально-бытовых нужд; районные и другие тепловые сети; районные и другие котельные; участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства.

Обратите внимание на то, что объекты жилищно-коммунальной сферы исключаются из налогообложения только при условии, что их содержание полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Необходимо отметить, что льгота, установленная пунктом 6 статьи 381 НК РФ, действует только до 1 января 2006 года.

б) Организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Организации независимо от организационно-правовой формы, видов деятельности и ведомственной подчиненности вправе исключать из налоговой базы по налогу на имущество находящиеся у них на балансе такие объекты, как санаторий, дом отдыха, оздоровительный лагерь для детей, имущество медсанчасти, клуба, гостиницы, библиотеки, спортивного зала, бани и других аналогичных объектов.

Данной льготой могут пользоваться также и организации, осуществляющие деятельность в области образования, культуры, здравоохранения, физкультуры и спорта, в социальной сфере, а также в непроизводственных видах бытового обслуживания. При этом из налоговой базы у этих категорий налогоплательщиков должны исключаться только объекты, непосредственно используемые по целевому назначению.

в) Отдельно следует отметить льготу по налогу на имущество организаций, предоставляемых медицинским учреждениям.

Небюджетные медицинские организации, в соответствии с пунктом 7 статьи 381 НК РФ, по-прежнему могут не платить с объектов основных средств, которые используются для нужд здравоохранения.

Правда, такой льготный порядок налогообложения будет действовать только до 1 января 2006 года.

А вот со стоимости других объектов основных средств, таких как административные помещения и здания, служебные машины, гаражи, платить налог на имущество придется.

Обратите внимание на то, что организация может не платить налог на имущество с объектов основных средств, которые используются в медицинских целях, если ведет раздельный учет такого имущества. В противном случае налог придется заплатить со всех основных средств.

Бюджетные учреждения, также как и небюджетные, с 01.01.2004 года могут не платить налог на имущество только со стоимости объектов основных средств, которые используют в медицинских целях.

Чтобы воспользоваться льготой, бюджетные медицинские учреждения теперь, также как и небюджетные, должны вести раздельный учет льготируемого имущества.

Объекты основных средств, которые используются как в медицинских, так и в других целях, нужно относить к льготируемому имуществу. И со всей стоимости такого объекта налог на имущество платить не нужно. Данный вывод объясняется следующим:

Во-первых, нормативными документами по бухгалтерскому учету не предусмотрено ведение раздельного учета единого инвентарного объекта, который одновременно используется для разных целей.

Во-вторых, глава 30 НК РФ не требует определять часть стоимости такого объекта, который используется не для медицинских целей.

Обращаем Ваше внимание на то, что не всем бюджетным учреждениям придется платить налог на имущество. Дело в том, что в соответствии с пунктом 2 статьи 372 НК РФ, региональные органы власти могут вводить дополнительные льготы по этому налогу.

В некоторых регионах от уплаты налога на имущество бюджетные учреждения освобождены. При этом не важно, как они используют имущество.

г) С 1 января 2005 года отменена льгота по налогу на имущество для организаций, у которых есть объекты мобилизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве испытательных полигонов, снаряжательных баз, аэродромов, объектов единой системы организации воздушного движения, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к объектам особого назначения.

д) Научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Указанные организации могут применять льготу в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

Под научной (научно-исследовательской) деятельностью понимается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе:

Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

Прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Список академий является закрытым.

Льготы по налогу на имущество вправе применять следующие организации:

1. Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации включает в себя:

Учреждения, исполняющие наказания;

Территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

Центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года №89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему».

Таким образом, организации учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе центральные базы и базы материально-технического обеспечения и сбыта и другие организации), вправе использовать льготу по налогу на имущество предприятий, если они входят в уголовно-исполнительную систему МВД России.

2. Религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.

Указанная льгота распространяется на предприятия, имеющие статус некоммерческих организаций согласно Федеральным законам от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее Федеральный закон №125-ФЗ) и от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон №7-ФЗ).

В соответствии с Федеральным законом №7-ФЗ, к некоммерческим относят организации, которые не ставят в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Кроме того, не распределяют полученную прибыль между участниками.

Сами некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей.

Также в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов и тому подобного.

1). Памятники. Отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями, в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений. Кроме того, мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (объекты археологического наследия).

2). Ансамбли. Четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятники и сооружения религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья). В том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. А также произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи.

3). Достопримечательные места. Творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов. Кроме того, центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки. Памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов.

При этом объектами культурного наследия федерального значения являются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры России.

Необходимо отметить, что в России ведется Единый государственный реестр памятников истории и культуры народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.

Собственнику объекта культурного наследия, включенного в реестр, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.

Паспорт объекта культурного наследия является одним из обязательных документов, представляемых в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении сделок с объектом культурного наследия либо земельным участком или участком водного объекта, в пределах которых располагается объект археологического наследия.

Таким образом, организациям для получения указанной льготы необходимо иметь паспорт от органа охраны объектов культурного наследия, который подтверждает, что данный объект признан памятником истории и культуры федерального значения.

6. Организации - в отношении ядерных установок, используемых ими для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов.

7. Организации - в отношении ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания.

8. Организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года №504 утвержден Перечень имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям электропередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций.

Обратите внимание, пунктом 2 данного Постановления установлено, что данный перечень применяется к правоотношениям, касающимся обложения налогом на имущество организаций, возникшим с 1 января 2004 года.

9. Организации - в отношении космических объектов.

В соответствии со статьей 130 ГК РФ космические объекты относятся к категории недвижимых вещей и соответственно права собственности на эти объекты подлежат государственной регистрации.

Статьей 17 Закона Российской Федерации от 20 августа 1993 года №5663-1 «О космической деятельности» определено, что космические объекты Российской Федерации подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность Российской Федерации.

Следует отметить, что в соответствии с новыми экономическими условиями ГК РФ предоставил гражданам и их объединениям право иметь в собственности любое, не изъятое из оборота имущество, в том числе и космические объекты, а также заниматься предпринимательской деятельностью. Однако Российская Федерация сохраняет юрисдикцию и контроль над зарегистрированными в ней космическими объектами во время нахождения этих объектов на Земле, на любом этапе полета в космос или пребывания в космосе, на небесных телах, а также после возвращения на Землю за пределами юрисдикции какого-либо государства.

Таким образом, если организации имеют в собственности космические объекты, право собственности на которые подтверждено государственной регистрацией, то такие объекты не облагаются налогом на имущество.

Следует отметить, что перечень льгот, установленных статьей 381 НК РФ, не является исчерпывающим.

Вводя налог на своей территории, законодательные органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Это право им предоставлено пунктом 2 статьи 372 НК РФ.

Например, в Москве налог на имущество бюджетные учреждения, которые финансируются из городского или муниципального бюджета, платить не должны. Это установлено пунктом 1 статьи 4 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года №64 «О налоге на имущество организаций».

Налогообложение организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции, с 1 января 2004 года претерпело значительные изменения.

Эти изменения связаны прежде всего с принятием Государственной Думой в новой редакции главы 26.1 НК РФ о едином сельскохозяйственном налоге, а также главы 30 НК РФ о налоге на имущество организаций.

Законодательные органы многих субъектов Российской Федерации воспользовались предоставленным им пунктом 2 статьи 372 НК РФ правом и своими законодательными актами установили льготы в виде полного или частичного освобождения от уплаты налога на имущество названных организаций.

Полного освобождения от уплаты налога на имущества организаций, занимающихся производством, переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции, а также предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность по выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов.

При этом выручка от указанных видов деятельности должна составлять не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). В Кировской же, Новгородской областях и ряде других субъектов Российской Федерации законодательством объем такой выручки установлен в размере 50%. Эта льгота предоставляется в Амурской, Астраханской, Архангельской, Вологодской, Ленинградской, Кировской, Новгородской областях и во многих других регионах Российской Федерации;

Освобождения организаций, осуществляющих указанные выше виды деятельности, от уплаты налога не на все имущество, а только на ту его часть, которая непосредственно используется в этих видах деятельности. Выручка от реализации продукции при этом также не может быть менее 70 (50)%. В таком виде предусмотрена льгота по налогу на имущество законодательством Астраханской, Оренбургской, Рязанской, Самарской, Тверской областей и ряда других субъектов Российской Федерации;

Освобождения от уплаты налога на имущество, используемое при производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции. Однако удельный вес выручки от реализации сельскохозяйственной продукции или услуг по ее переработке и хранению в общем объеме выручки от реализации при этом вообще не учитывается.

Однако из-за отсутствия в региональном законодательстве детально прописанных условий, необходимых для получения льгот, вполне возможно различное толкование соответствующих положений предприятиями и налоговыми органами. Поэтому большое значение имеет сложившаяся арбитражная практика по применению налоговых льгот. Тем более что вводимые в регионах льготы по налогу на имущество принципиально не отличаются от ранее предоставленных федеральным законодательством.

В ряде случаев можно воспользоваться разъяснениями, содержащимися в Методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью применения налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий, изложенных в Письме МНС Российской Федерации от 11 марта 2001 года №ВТ-6-04/197 «О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля над правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий». Но использовать их нужно с учетом сложившейся арбитражной практики. Тем более что они разъясняли порядок применения льгот, установленных Законом о налоге на имущество предприятий, который уже не действует с 1 января 2004 года.

Основные проблемы, связанные с предоставлением льгот по налогу на имущество , можно объединить в следующие группы.

1. Определение выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, продуктов ее переработки или услуг по их хранению.

При определении объемов выручки, дающих право на применение льгот по налогу на имущество, нужно иметь в виду, что:

Показатель выручки определяется по правилам бухгалтерского учета, поскольку иное региональным законодательством не установлено;

При исчислении выручки от реализации продуктов переработки сельскохозяйственной продукции учитывается технологический процесс ее производства;

Перечень сельскохозяйственной продукции определен Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30 декабря 1993 года №301.

Поэтому от уплаты налога на имущество могут освобождаться заводы по переработке молока, пивоваренные заводы и другие организации, использующие при производстве конечной продукции сельскохозяйственное сырье.

Напомним, что объем выручки от реализации конечной продукции должен составлять не менее 70 (50)% в общем объеме продаж. Кроме того, выход такой продукции должен быть обусловлен единым технологическим процессом.

Именно на это обращают внимание при рассмотрении конкретных дел федеральные окружные арбитражные суды.

Так, например, ФАС Центрального округа в Постановлении от 8 декабря 2003 года по делу №А68-АП-134/14-03 отмечает следующее. Если организация приобретает сельскохозяйственную продукцию с целью ее дальнейшей переработки и изготовления нового продукта в рамках единого технологического процесса, то показатель выручки, учитываемый при применении льготы по налогу на имущество, может быть определен только при реализации конечного произведенного продукта покупателю. Причем не может считаться реализацией передача продукта от одного подразделения (цеха) другому подразделению с целью его дальнейшей переработки в рамках одной организации.

При этом не имеет значения, у кого приобретается сельхозпродукция, служащая сырьем для производства конечного продукта (непосредственно у сельхозпроизводителя или у посредника).

Поэтому суд признал обоснованным применение льготы ОАО «Тульский хладокомбинат», которое производит мороженое из молока, относящегося к сельхозпродукции согласно ОК 005-93, поскольку выручка от его реализации превысила 70% в общем объеме продаж хладокомбината.

Но далеко не всегда арбитражные суды занимают сторону налогоплательщиков.

К примеру, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 13 октября 2003 года по делу №А 55-1363/03-5 указывается на необоснованное получение льготы по налогу на имущество ЗАО «Тольяттинский мясокомбинат «Лидер», производящим колбасные изделия из мяса в тушах, закупаемого у организаций. Это объясняется тем, что используемое при производстве колбас сырье в соответствии с ОК 005-93 относится к продукции мясной промышленности (код 92 0000), а не к сельскохозяйственной продукции (код 98 0000).

Налогоплательщики могут воспользоваться Методическими рекомендациями МНС России в части включения в объем реализации сельхозпродукции стоимости товаров, произведенных давальческим способом.

Если же продукт переработки сельскохозяйственной продукции на давальческих началах организация-давалец использует для производства других товаров, то стоимость этих товаров не должна включаться в объем выручки от реализации сельхозпродукции, позволяющий применять льготу по налогу. Это объясняется тем, что к продукции сельского хозяйства относятся продукты, включенные в ОК 005-93 под кодами 97 0000 и 98 0000, то есть продукция, не прошедшая вторичную переработку (зерно, молоко, шерсть, крупный рогатый скот и другие животные в живом весе и тому подобное). Товары, полученные в результате переработки сельхозпродукции, к таковой не относятся.

Пример 1.

Организация передала сторонней организации зерно для производства на давальческих началах муки. В дальнейшем часть муки была реализована, а часть - использована для производства хлебобулочных и кондитерских изделий, предназначенных для продажи.

Выручка от реализации за I полугодие составила:

Муки - 200 000 рублей;

Хлебобулочных и кондитерских изделий - 100 000 рублей;

Зерна - 300 000 рублей;

Покупных товаров - 100 000 рублей.

В данном случае выручка от реализации товаров по льготируемым видам деятельности составит 71,4% ((300 000 рублей + 200 000 рублей): (300 000 рублей + 200 000 рублей + 100 000 рублей + 100 000 рублей)).

Следовательно, организация вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество.

Окончание примера.

При использовании указанной льготы нужно также иметь в виду, что согласно статье 56 НК РФ льготы предоставляются категориям налогоплательщиков, а не отдельным плательщикам налогов.

К налогоплательщикам, согласно статье 19 НК РФ относятся организации, на которые возложена обязанность по уплате налога. Поэтому льгота не может предоставляться филиалам организаций, даже если они имеют отдельный баланс и расчетный счет в банке. Вопрос о праве организации на освобождение от уплаты налога на имущество может рассматриваться только исходя из показателей ее финансово-хозяйственной деятельности в целом.

Пример 2.

Организация имеет филиал, осуществляющий производство и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Выручка филиала от реализации сельскохозяйственной продукции за I полугодие составила 1 000 000 рублей.

Выручка от реализации товаров по организации в целом составила 2 000 000 рублей.

В данном случае удельный вес льготируемого вида деятельности в общем объеме реализации составляет 50% (1 000 000 рублей: 2 000 000 рублей) х 100%.

Следовательно, организация не имеет права на льготу по налогу на имущество.

Не имеет права на льготу и ее филиал.

Окончание примера.

2. Определение состава имущества, освобождаемого от налогообложения

В регионах, законодательными актами которых предусмотрено освобождение от налогообложения не организаций в целом, а только конкретного имущества, используемого в производстве, переработке и хранении сельскохозяйственной продукции, могут возникнуть проблемы, связанные с определением состава льготируемого имущества.

Опыт прошлых лет свидетельствует о неоднозначном подходе к имуществу организаций, передаваемому в аренду предприятиям, использующим его для льготируемых видов деятельности.

По мнению налоговых органов, стоимость имущества, предназначенного для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, сдаваемого в аренду другим организациям без его передачи на баланс арендаторам, должна учитываться при налогообложении в общеустановленном порядке. Аргументируется эта позиция тем, что данное имущество используется арендодателем не по целевому назначению. Однако у арбитражных судов по этому вопросу сложилась иная точка зрения.

Так, например, в Постановлении ФАС Центрального округа от 3 июля 2003 года по делу №А35-4041/02-С3.

Суд указал, что ОАО «Красная поляна», передававшее в аренду имущество предприятию, которое его использовало для производства сельскохозяйственной продукции, имело право на льготу по налогу на имущество.

По мнению суда, данная льгота не связана с использованием имущества для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции непосредственно балансодержателем. Для ее получения достаточно того, чтобы это имущество применялось по целевому назначению у арендатора.

Однако нужно упомянуть и Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 2 февраля 2004 года по делу №Ф08-182/2004-79А и ФАС Западно-Сибирского округа от 11 июня 2003 года по делу №Ф04/2659-567/А03-2003, в которых отражена противоположная точка зрения.

По мнению этих судебных инстанций, арендодатель при передаче имущества в аренду утрачивает право на льготу по налогу на имущество независимо от целей его использования арендатором.

По имуществу, сдаваемому в лизинг с передачей его на баланс лизингополучателя и используемому им по целевому назначению, по мнению налоговых органов, льготу по налогу имеет право заявить . Поскольку налогом облагаются основные средства, учитываемые на балансе организации.

От налогообложения не освобождаются также административные здания организаций, осуществляющих производство и реализацию сельскохозяйственной продукции. В то же время на имущество вспомогательных производств, обслуживающих льготируемую деятельность, эта льгота распространяется.

Статья 377 НК РФ предусматривает, что в рамках договора простого товарищества каждый его участник определяет налоговую базу по имуществу, переданному в совместную деятельность. Соответственно, участники простого товарищества, в рамках которого осуществляется производство, переработка или хранение сельскохозяйственной продукции, имеют право на освобождение от налогообложения стоимости имущества, используемого в совместной деятельности.

По мнению МНС России, организации, оказывающие услуги другим предприятиям с использованием сельскохозяйственной техники (подготовку почвы, уборку урожая, заготовку кормов и тому подобное), не вправе воспользоваться указанной налоговой льготой, так как они не производят сельскохозяйственную продукцию.

Их деятельность относится к оказанию услуг, предусмотренных кодом 0141 Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 6 августа 1993 года №17. В то же время деятельность, связанная с производством сельхозпродукции, отражается по кодам 011 - 013 упомянутого Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД). Однако суды придерживаются иной точки зрения.

Министерство не рекомендовало предоставлять льготу по налогу на имущество, если организации, закупающие сельскохозяйственную продукцию, передают ее для промышленной переработки на давальческих началах другим организациям. У организации-давальца в этом случае отсутствует льготируемое имущество. Предприятие, принявшее сельхозпродукцию в переработку, не может воспользоваться льготой по налогу на имущество, поскольку оно занимается не производством товаров из сельскохозяйственной продукции, а оказанием услуг по переработке сырья, принадлежащего другой фирме.

Если же организация-давалец передает стороннему предприятию для переработки на давальческих началах сельскохозяйственную продукцию собственного производства, то она имеет право на льготу в части стоимости имущества, которое было использовано для выпуска переданной на переработку сельхозпродукции.

Следует отметить, что освобождение от налогообложения имущества, использованного при производстве, переработке и хранении сельхозпродукции, возможно только в случае ведения его учета раздельно от иного имущества организации.

При его ведении возможны проблемы с определением имущества, используемого как для производства, переработки и хранения сельхозпродукции, так и для иных видов деятельности. Объясняются они тем, что ни ранее, ни в настоящее время не разработана единая методика учета такого имущества. По нашему мнению, если в законодательном или ином нормативном акте субъекта Российской Федерации не предлагается механизм такого раздельного учета, организации вправе его разработать самостоятельно и утвердить в своей учетной политике для целей налогообложения.

В этом случае претензии налоговых органов по поводу правомерности применения льготы по такому имуществу можно будет оспорить в судебном порядке.

Более подробно с вопросами, касающимися особенностей исчисления и уплаты налога на имущество организаций, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Налог на имущество организаций».

Финансовые послабления для представителей преклонного возраста разработаны в ограниченном количестве. Дополнительное число отпускных дней, бесплатный проезд в общественном транспорте и налоговые льготы - 3 кита, на которых держится система материальных привилегий пенсионеров. После внесения изменений, касающихся налога на имущество физлиц: льготы пенсионерам и порядок их предоставления, — остаются открытыми вопросами для многих налогоплательщиков.

Вид налога Фото
Транспортный
Земельный
Налог на имущество

Последний - налог, пречисляющийся в местный бюджет по адресу регистрации объекта. Предметами налогообложения считаются дома, гаражи, квартиры, дачи и прочая недвижимость подобного типа.

Из этой статьи вы узнаете, освобождены ли пенсионеры от налогов, какие существуют послабления по транспортному и земельному налогу для граждан на пенсии и видах социальной помощи государства в этой сфере.

Региональные льготы носят избирательный характер, так как находятся в ведении местных властей.

Размер территориальных льгот обусловлен 2 причинами:

  • благополучием либо убыточностью региона;
  • позицией региональных органов по отношению к нуждам пенсионеров.

Большинство субъектов РФ относятся к неприбыльным, и губернаторы направляют финансовый поток преимущественно в коммерческую сферу, обходя стороной малоимущие слои населения.

Имущественные налоговые бонусы относятся к федеральным и полагаются следющим категориям лиц:

  • неработающим и работающим пенсионерам;
  • мужчинам от 60 лет и женщинам от 55 лет, получающих ежемесячное пособие, предусмотренное, например, для судей.

Пенсия по инвалидности также дает право на освобождение от оплаты имущественного налога.

Объекты, неподлежащие налогообложению

Налоговая льгота задействуется в отношении следующих объектов:

  • жилых построек;
  • гаражей;
  • квартир;
  • комнат;
  • строений, предназначенных для организации творческой деятельности профессионального характера;
  • хозяйственных сооружений, построенных на участках, площадью более 50 м 2 ;
  • автомобильных стоянок.

Недвижимое имущество не подлежит налогообложению при совпадении 2 слагаемых:

  • числится в собственности физлица;
  • не эксплуатируется в коммерческой деятельности.

Льгота не применяется к дорогим объектам, кадастровая стоимость которых свыше 300 000 000 рублей. Остальная недвижимость облагается налогом на общих основаниях.

В связи с изменениями в НК РФ льготой можно воспользоваться в отношении одного объекта, при условии что он не эксплуатируется в ходе предпринимательской деятельности. Выбор объекта зависит исключительно от решения пенсионера. Если в собственности находится квартира и гараж, претендовать на освобождение от налога допускается по обеим видам недвижимости. Если комната и квартира -необходимо выбирать более дорогостоящий объект, так как они принадлежат к одной категории объектов налогообложения.

Налоговый вычет на имущественные объекты

Налоговые льготы - не единственный приятный бонус от закондательства РФ. Помощь пенсионерам предусмотрена и в виде налоговых вычетов, которые применяются автономно, в результате чего физлицо получает двойную выгоду. Помимо этого пенсионерам рарешено переносить остаток имущественных вычетов по подоходному налогу на прошлые налоговые периоды.

Ситуации, при которых возможно применение имущественного вычета:

  • постройка или покупка жилого дома, квартиры, комнаты;
  • долевое участие в этих объектах недвижимости;
  • приобретение земельного участка под индивидуальное строительство или с уже построенным домом.

Претендовать на налоговый вычет можно в течение 3 лет после покупки либо строительства перечисленных объектов.

Размер вычета обусловлен суммой расходов, связанных с приобретением жилья или процентной ставкой по кредиту. Предельная сумма не должна быть выше 2 000 000 и 3 000 000 рублей соответственно.

Определение льгот, предусмотренных в конкретном регионе

Чтобы выяснить какие налоговые послабления разработаны для отдельных субъектов РФ, нужно предпринять следующие действия:

  • открыть сайт Федеральной налоговой службы ;
  • выбрать разновидность налога и период;
  • ввести наименование региона;
  • после нажатия кнопки «Найти» появится таблица с нужным регионом, описание которого находится под кнопкой «Подробнее»;
  • в открывшемся окне следует активировать окошко «Региональные (местные) льготы»;
  • в центре экрана появится список, дифференцированный по категориям налогоплательщиков.

Эта таблица содержит информацию о предусмотренных льготах и основаниях для их предоставления.

Порядок предоставления льготы

Согласно НК РФ налоговые льготы считаются правом, а не обязанностью налогового резидента и носят заявительный характер. Налогоплательщик самостоятельно принимает решение об использовании льготы.

Чтобы воспользоваться налоговой имущественной льготой, необходимо обратиться в по месту прописки или по месту нахождения объекта с соответствующим заявлением. Если на 31.12.2014 г. подобная льгота была уже «активирована», повторное заявление предоставлять не нужно.

Помимо личного посещения налоговой допускается передача заявления через представителя, по почте или через Личный кабинет налогоплательщика. Заявление следует подкрепить подтверждающими документами в виде пенсионного удостоверения, например.

Если платится налог за 2017 г., подать соответствующее уведомление о налоговом освобождении выбранного имущественного объекта следует до 1 декабря 2017 г. После этой даты поменять наименование объекта будет невозможно.

Видео - Освобождены ли пенсионеры от уплаты налога на имущества

Льготы по налогу на имущество физических лиц предусмотренные согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (смотри пункт 2 статьи 399 и статьи 407 НК РФ) условно делятся на три вида. Во-первых это льготы, установленные федеральными законами для отдельных категорий граждан, во-вторых, это льготы по налогу на имущество, установленные федеральным законодательством для отдельных категорий имущества, и в-третьих, льготы, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и местными органами власти.

В этой публикации мы разберемся, какие существуют льготы по налогу на имущество для физических лиц, и в первую очередь льготы , а именно на земельные участки и жилые дома на них.

Федеральные налоговые льготы на имущество для отдельных категорий граждан

Согласно Письму ФНС РФ № БС-4-21/48@ от 09 января 2017 г. и пп. 1 – 13 п. 1 ст. 407 НК РФ, налоговая льгота по налогу на имущество в размере 100% (то есть фактически освобождение от налога) предусмотрена для следующих категорий граждан:

  • Для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и кавалеров ордена Славы трех степеней;
  • Для участников Великой Отечественной войны, гражданской войны, участников боевых операций, связанных с защитой СССР в составе действующих воинских частей и штабов, для ветеранов боевых действий и бывших партизан;
  • Для инвалидов I и II групп и инвалидов с детства;
  • Для лиц, которые имеют право на получение социальной поддержки как подвергшиеся радиации вследствие участия в ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС, как участники ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и аварии на ПО «Маяк» в 1957 году (см. Закон № 175-ФЗ от 26 ноября 1998 г. (ст. 1), Закон № 2-ФЗ от 10 января 2002 г. (ст. 1) и Закон № 1244-1 от 15 мая 1991 г. (ст. 4));
  • Для лиц вольнонаемного состава Советской Армии, ВМФ, органов внутренних дел и госбезопасности, которые в период ВОВ входили в состав действующей армии или занимали штатные должности в воинских частях, учреждениях и штабах армии и флота, а также для лиц, которые в указанный период войны участвовали в обороне городов, в результате чего этот период был засчитан им в выслугу лет для назначения льготной пенсии для военнослужащих действующих частей армии;
  • Для граждан, выполнявших интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия;
  • Для членов семей военнослужащих, потерявших кормильца;
  • Для военнослужащих, имеющих общую продолжительность службы от 20 лет и более, которые были уволены с военной службы по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или по оргштатным мероприятиям;
  • Для пенсионеров, получающих пенсии на основе законодательства РФ и другого государства, для мужчин, достигших возраста 60 лет и женщин 55 лет, получающим пенсию по законодательству РФ;
  • Для супругов и родителей военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении своих служебных обязанностей;
  • Для лиц, непосредственно принимавших участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, в ликвидации аварий на ядерных установках на кораблях и военных объектах в составе подразделений особого риска.

Федеральные налоговые льготы для отдельных категорий имущества

Согласно налоговому законодательству России (пп. 14 и 15 п. 1 ст. 407 НК РФ), налогоплательщики могут быть полностью освобождены от уплаты федеральных налогов на следующие виды имущества:

  • В отношении специально оборудованных помещений и сооружений, которые используются в качестве творческих мастерских, студий или ателье лицами, осуществляющими творческую деятельность на профессиональном уровне – на период использования помещений в этом качестве;
  • В отношении жилых помещений, которые используются для организации негосударственных музеев, галерей и библиотек, открытых для посещения, также на период использования их в этом качестве;
  • В отношении сооружений или хозяйственных построек площадью не более 50 квадратных метров, расположенных на участках земли, имеющих предназначение для ведения ЛПХ, садового хозяйства, а также ИЖС.

Налоговые льготы, устанавливаемые органами местного самоуправления

Налоговые льготы устанавливаются не только на федеральном уровне, так на уровне муниципальных образований представительные органы могут принять нормативные правовые акты, которые устанавливают налоговые льготы, актуальные для конкретного города, например для городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Для Москвы, согласно пп. 1 – 13 п. 1 ст. 407 НК РФ для льготных категорий граждан предусматривается освобождение от уплаты налога на имущество для одного гаража или машиноместа. Льгота действует при определенных условиях, перечисленных в Законе г. Москвы № 51 от 19 ноября 2014 г. (ч. 1 ст. 1.1) и в п. 2 ст. 399 НК РФ:

  • Если площадь гаража или машиноместа не больше чем 25 м2;
  • Если налоговая льгота на основании ст. 407 НК РФ в отношении указанных объектов не была использована за налоговый период;
  • Если объект недвижимости располагается в здании, которое входит в перечень недвижимого имущества согласно п. 7 ст. 378.2 НК РФ с учетом указанных в абзаце 2 п. 10 ст. 378.2 НК РФ условий.

Понятие машино-места было введено в законодательство начиная с 1 января 2017 г. Соответственно, право собственности на такие объекты до 2017 года оформлялось как на долю в нежилом помещении или как на часть нежилого помещения. Назначение объекта не указывалось, соответственно, налогообложение таких объектов недвижимости не подпадало под установленные льготы для гаражей. Для того, чтобы воспользоваться установленной законодательством налоговой льготой, собственник может написать заявление в Росреестр об изменении типа и свойств своего объекта недвижимости, отвечающего требованиям и характеристикам машино-места. После изменения наименования объекта ФНС рассчитает налог на имущество с применением льготы, согласно Письма ФНС РФ № БС-4-21/23301@ от 07 декабря 2016 г и Информации ФНС РФ от 08 декабря 2016 г.

Поскольку в различных регионах Российской Федерации могут быть установлены разные налоговые льготы, рекомендуем искать информацию по льготам, установленным в вашем регионе на официальном сайте ФНС РФ в разделе «Электронные сервисы» - «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам».

Как оформить налоговые льготы на имущество физлиц?

Порядок оформления налоговой льготы подразумевает составление заявления в налоговый орган и предъявление документов, подтверждающих право на получение налоговой льготы. Это может быть, например, справка из МСЭ о наличии у льготника определенной группы инвалидности. Также необходимо представить документы о виде и разрешенном виде использования недвижимого имущества, поскольку такая информация принимается во внимание налоговым органом при предоставлении льготы по налогу на имущество физлиц, согласно Приложения № 1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ №1031н от 24 ноября 2010 г., Письма ФНС РФ № БС-4-21/6426 от 06 апреля 2017 г. и п. 6 ст. 407 НК РФ.

В дополнение к заявлению и вышеуказанным документам, подтверждающим право на льготу, Гражданский Кодекс РФ (п. п. 1, 2 ст. 31 и ст. 185) и НК РФ (п. 2 ст. 27, п. 3 ст. 29) требуют представления дополнительных документов, например:

  • Нотариально удостоверенной доверенности, если заявление подается не лично, а через представителя;
  • Документа о подтверждении факта установления опеки, если в заявлении указано лицо, в отношении которого установлена опека и попечительство.

НК РФ (п. 3 ст. 407) устанавливает, что право на льготу налогоплательщик имеет только в отношении одного объекта недвижимости каждого вида. Таким образом, если у налогоплательщика – льготника есть в собственности дом, гараж и квартира, то он может получить налоговую льготу на недвижимое имущество и на дом, и на гараж, и на квартиру, но если у него две квартиры, то он имеет льготу по налогу на недвижимое имущество только на одну из них. Налогопалетельщик-льготник может выбрать, в отношении какой из квартир он хочет использовать льготу. Для этого он подает уведомление о той квартире, относительно которой он выбирает налоговую льготу. Уведомление, согласно п. 7 ст. 407 НК РФ, должно быть подано в территориальное отделение ФНС по месту нахождения недвижимости до 1 ноября того года, который является налоговым периодом, начиная с которого налоговая льгота применяется к выбранному объекту.

В случае, если уведомление налогоплательщик не представит, согласно п. 2.9 Рекомендаций, направленных Письмом ФНС РФ № БС-4-11/5594@ от 06 апреля 2015 г, налоговая льгота будет предоставлена в отношении того объекта, по которому исчисленная сумма налога будет больше.

Если налогоплательщик в течение налогового периода теряет право на получение налоговой льготы, то налог на этот объект исчисляется с учетом специального коэффициента, который равен отношению числа полных месяцев, в течение которых льгота не действует, к числу месяцев в налоговом периоде. При таком способе исчисления, согласно п. 6 ст. 408 НК РФ месяцы, в которые налогоплательщик получает право на налоговую льготу и в которые данное право заканчивается, принимаются за полный месяц.

Как вернуть переплату по налогу на имущество физических лиц?

Согласно п. 6 ст. 408 НК РФ, если налогоплательщик подает заявление о предоставлении льготы по уплате налога позднее, чем право на льготу у него возникло, налоговый орган производит перерасчет суммы налогов за прошедший период, но не более чем за 3 налоговых периода, предшествующих году обращения. Перерасчет налогов проводится не ранее того момента, когда возникло право на льготу.

Чтобы вернуть переплату по налогу на имущество физических лиц, налогоплательщик должен подать письменное заявление в налоговый орган. В течение 10 дней после поступления заявления принимается решение о возврате средств, уплаченных излишне в счет налога. После этого в течение пяти дней в адрес налогоплательщика направляется сообщение о решении, принятом налоговым органом. Срок для возврата средств, уплаченных излишне без учета налоговой льготы, согласно п. 6 ст. 6.1, п. п. 6, 8 и 9 ст. 78 НК РФ – один месяц с момента получения заявления.

Оплата налогов является обязанностью всех налогоплательщиков. При наличии у гражданина в собственности недвижимого имущества он должен ежегодно вносить налоговый сбор, размер которого зависит от типа объекта и его стоимости. При этом возможно получение льготы. Она может быть предоставлена как на весь объект в целом, так и на его часть.

Практически у каждого физического лица имеется в собственности имущество. Согласно российским законам за объект недвижимости следует ежегодно вносить налоги. Данная обязанность возложена на налогоплательщиков (статья 19 НК РФ ).

Налоговый сбор взимается со следующих видов собственности (401 статья НК РФ ):

  • дом, предназначенный для проживания;
  • жилая комната или целая квартира;
  • объект незавершенного строительства;
  • гаражный бокс;
  • машино-место.

Данный вид налогового сбора является местным, и все собранные денежные средства перечисляются на пополнение муниципального бюджета. Именно поэтому в каждом регионе разрешено устанавливать собственные налоговые ставки.

Как рассчитывается имущественный налог

С января 2015 года принято нововведение при расчете налога на имущество. Постепенно до 2020 года производится переход от инвентарной стоимости к кадастровой.

Налоговая база

Инвентарная стоимость обычно присваивается в момент сдачи дома или сооружения в эксплуатацию. В нее включаются цены материалов, работ и услуг, затраченных на строительство объекта недвижимости. В инвентарной стоимости не учитываются все изменения, которые происходят во время эксплуатации здания. Не затрагивают ее и инфляционные процессы, и рыночные скачки стоимости недвижимости.

Кадастровая стоимост ь устанавливается в результате проведения государственной оценки сооружений специальной службой кадастра и картографии, при которой используются специальные методы, позволяющие точно установить стоимость недвижимости на определенный момент времени. Переоценка производится каждые 5 лет.

Для того, чтобы переходный период при расчете налога на имущество происходил как можно более безболезненно, было принято решение в течение этого времени учитывать и инвентаризационную и кадастровую стоимость недвижимости.

Налоговые ставки

В НК РФ установлены специальные ставки для налогообложения имущества. Они зависят от того, какая база принимается для расчета:

  • инвентаризационная стоимость;
  • кадастровая цена.

Размер налоговой ставки зависит от величины инвентаризационной стоимости объекта:

  1. Если дом или квартира стоять согласно оценке инвентаризации менее 300 тыс. рублей, то ставка соответствует 0,1%.
  2. При установленной инвентаризационной стоимости от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей процент варьируется в пределах от 0,1 до 0,3%.
  3. Если объект был оценен свыше 500 тыс. рублей, то для расчета берется коэффициент от 0,3 до 2%.

При принятии в качестве налоговой базы инвентаризационной цены применяет коэффициент-дефлятор (404 статья НК РФ ).

Для определения налога от кадастровой стоимости используется 3-х уровневая градация ставки:

  • 0,1% применяется для всех жилых помещение и гаражных боксах.
  • 2% берется с элитной недвижимости, стоимость которой превышает 300 млн. рублей.
  • 0,5% начисляется со всех иных объектов.

Налоговый период

Для всего недвижимого имущества установлен один налоговый период – календарный год (406 статья НК РФ ).

Все льготы, предоставляемые собственникам недвижимости, можно разделить на 3 вида:

  • федеральные для отдельных категорий населения;
  • федеральные под определенные объекты недвижимости;
  • местные.

Федеральные льготы для отдельных категорий

При наличии определенных официальных бумаг получить федеральную льготу на имущественный сбор могут следующие категории граждан ():

  1. Граждане пенсионного возраста имеют право на скидки при начислении налога при наличии у них удостоверения пенсионера.
  2. Лица, имеющие инвалидность I и II групп, должны подтвердить свой статус справкой ВТЭК.
  3. Инвалиды детства должны подтвердить право на льготу при предъявлении документа об инвалидности.
  4. Участники различных боевых действий, в том числе в Великой Отечественной войне, при предъявлении книжки участника освобождаются от уплаты имущественного сбора.
  5. Герои Советского Союза и России при предоставлении орденской книжки получают возможность использовать льготное налогообложение.
  6. Граждане, участвовавшие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, а также проходивших службу в подразделениях с повышенной степенью риска (испытание ядерного и термоядерного оружия), при наличии документов могут рассчитывать на льготы по имущественному налогу.

  • на одну квартиру или комнату;
  • на один дом для проживания;
  • на один гараж или место под стоянку автомобиля.

Важно! При наличии у федерального льготника еще какого-либо имущества за него придется платить налоговый сбор в полном размере.

Федеральные льготы под определенные виды недвижимости

Скидки могут получить собственники следующего недвижимого имущества:

  1. Предоставляются скидки на помещения, используемые гражданами, под мастерские, студии, ателье, а также при размещении в объектах недвижимости негосударственных библиотек или музеев. Воспользоваться льготным налогообложением можно в течение всего периода использования помещений под данные цели.
  2. Граждане, которым принадлежат небольшие строения (до 50 м²) на участках, имеющих категорию личного подсобного хозяйства, или на землях, предназначенных для садоводства и огородничества, имеют право на льготы (407 статья НК РФ).

Видео – Изменения по налогу на имущество организаций с 1 января 2018 года

Местные льготы

Каждый регион может самостоятельно устанавливать льготное налогообложение на объекты недвижимости граждан. Узнать о конкретных скидках по налогам можно на сайте ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/), где следует задать год налогообложения и выбрать субъект РФ.

Например, для Москвы имеется следующая градация процентных ставок для расчета налога.

Вид объектаСтоимость налогооблагаемого объекта (кадастровая)Налоговая ставка (%)
Жилые помещенияДо 10 млн. руб.0,1
От 10 до 20 млн. руб.0,15
От 20 до 50 млн. руб.0,2
От 50 до 300 млн. руб.0,3
Свыше 300 млн. руб.2,0
Гаражи 0,1
Прочие объекты 0,5

Льготы могут зависеть не только от величины кадастровой стоимости, но и от вида недвижимости: дом или квартира. Для Санкт-Петербурга установлено такое различие:

  • для домов имеются ограничения по кадастровой стоимости в 5 млн. рублей;
  • для квартир и комнат – 7 млн. рублей.

Видео – Как оформить льготу по налогу на имущество физических лиц

Налоговые вычеты

Все собственники недвижимости могут воспользоваться при исчислении имущественного сбора его уменьшением за счет установленных законодательством вычетов (403 статья НК РФ ). Их размер зависит от типа недвижимого имущества:

  1. При нахождении в собственности комнаты ее владельцу предоставляется возможность из общей площади помещения вычесть 10 м². Расчет осуществляется от величины уменьшенной площади.
  2. Если в собственности находится квартира, то сокращается ее площадь на 20 м² при определении величины налогового сбора.
  3. Гражданин, владеющий целым жилым домом, может воспользоваться налоговым вычетом, приходящимся на уменьшение площади на 50 м².
  4. Для недвижимого комплекса, в котором имеется хотя бы одно жилое помещение (дом), применяется скидка в размере 1 млн. рублей. На эту величину происходит снижение кадастровой стоимости недвижимости.

Если находящаяся в распоряжении физического лица недвижимость имеет незначительную кадастровую стоимость, что после применения льготы рассчитанный налог получается в виде отрицательного значения, то он приравнивается нулю и оплачивать его не нужно.

Важно! Данный налоговый вычет предоставляется собственнику только на один объект недвижимости. Причем владелец может сам определить то имущество, на которое он хотел бы получить уступки. Если этого сделано не будет, то льгота рассчитывается с недвижимости, по которой сумма налога получается максимальной.

Как получить льготу по налогу

Льгота на имущественный налог – заявительная . Для ее получения потребуется составить заявление. Если этого не сделать, то налог будет рассчитан для физического лица в полном объеме.

Заявление на предоставление скидки имеет установленную форму и заполняется на специальном бланке. Подать документ можно:

  • при посещении отделения налоговой службы;
  • через личный кабинет налогоплательщика в электронном виде, заполнив заявление на сайте: требуется пройти регистрацию на портале;
  • письмом по почте России: все документы, подтверждающие льготы, должны быть нотариально заверены.
заявление на предоставление налоговой льготы.

Заявление состоит из 4-х листов:

  1. Титульный лист заполняется всегда. В него вносятся сведения о налогоплательщике: ФИО, данные паспорта, место и дата рождения. Обязательно указывается ИНН.
  2. 2-ой лист используется только при наличии в собственности транспортного средства.
  3. 3-ий нужно оформить при оплате налогового сбора на земельный участок. Если земли в собственности нет, то лист остается незаполненным.
  4. Для получения льготы по налогу на имущество следует заполнить 4-ый лист. Обязательно делается отметка о виде объекта имущества, на которое оформляется скидка (дом, комната, квартира, гараж). Вписывается его кадастровый номер. Вносится наименование, номер и дата документа, предоставляющего налоговую льготу. Записывается срок, на который распространяется скидка.

К заявлению следует предоставить копию документа, указанного в нем. Потребуются также следующие бумаги:

  • паспорт;
  • свидетельство ИНН;
  • документ о праве собственности.

После получения и проверки документов налоговым инспектором гражданин будет проинформирован о способе уведомления о принятом решении.

Имеются ограничения по срокам. Для предоставления налоговых скидок нужно подать заявление до 1 ноября того же года, который считается налоговым. Например, для предоставления льготы по имущественному налогу в 2017 году гражданин должен успеть подать заявление и документы до 01/11/2017 года.

Важно! Если заявление на получение льготы не было оформлено в установленный срок (до 1 ноября), то скидка не будет предоставлена.


Условия предоставления льготы

Получить льготу можно только при соблюдении определенных условий:

  1. Скидки по налогу предоставляются только на один объект недвижимости. Если даже гражданин имеет право на льготный расчет по нескольким основаниям (например, ветеран и инвалид), то скидка на имущественный налог оформляется только на один вид имущества.
  2. Недвижимость должна быть оформлена в собственности у физического лица, претендующего на льготу.
  3. Скидка не предоставляется, если объект недвижимости используется для предпринимательской деятельности.

Порядок исчисления налога на имущество

На время переходного периода применяется особая формула для исчисления налога на имущество.

Н = (Нк – Ни) * К +Ни ,

где Нк – налог, рассчитанный по кадастровой цене объекта;

Ни – налоговый сбор, полученный при расчете от инвентаризационной стоимости;

К – коэффициент для переходного периода.

Применять или нет данный вид расчета зависит от решения местного органа управления. Некоторые власти предпочитают производить расчет налога только по инвентаризационной стоимости. Следует учесть, что для таких регионов будет более болезненным переход с 2020 года на расчет имущественного сбора по кадастровой стоимости.

Расчет налога от инвентаризационной стоимости (Ни)

Для расчета налога применяется установленная в каждом регионе налоговая ставка. Она может зависеть от вида объекта недвижимости и от величины инвентаризационной стоимости.

Для расчета применяется коэффициент-дефлятор, который в конце каждого года устанавливается на следующий годовой период. Он учитывает изменение потребительских цен.

ГодКоэффициент Документ
20161,329Приказ Минэкономразвития № 772 от 20/10/2015 года
2017 1,425Приказ Минэкономразвития № 698 от 03/11/2016 года
2018 1,481Приказ Минэкономразвития № 579 от 30/10/2017 года

Если инвентаризационная стоимость квартиры составляет 280 тыс. рублей, то сумма налога за 2017 год, исходя из инвентаризационной стоимости, равна:

Расчет налога от кадастровой стоимости (Нк)

При расчете налогового сбора от кадастровой стоимости следует обязательно учитывать величину помещения. Например, если имеется квартира общей площадью 65 м², то применяя налоговый вычет, расчет будет производиться только для 45 м² (65 м²-40 м²).

Кадастровая стоимость квартиры составляет 3,2 млн. рублей. Требуется на первом этапе определить цену 1 м²:

3200000 рублей / 65 м² = 49231 рубль

Затем следует умножить полученную цену за 1 м² на количество подлежащих налогообложению метров:

49231 рубль * 45 м² = 2215395 рублей

На завершающем этапе полученную налогооблагаемую базу нужно умножить на ставку, определенную для данного вида объекта (0,1%)

2215395 рублей * 0,1%/100% = 2215 рублей

Расчет переходного налога

При расчете используется специальный понижающий коэффициент.

Н = (2215 рублей – 399 рублей) * 0,4 + 399 рублей = 1125 рублей

Новости по налогу на имущество с физических лиц

Переход на новый расчет имущественного сбора происходит постепенно. В 2015 году на него перешли 29 регионов, среди которых Москва, Татарстан, Бурятия. В 2016 году к ним добавился еще 21 округ, в том числе Санкт-Петербург. В 2017 году ряды тех, кто перешел на новый расчет, пополнились 14 субъектами РФ. С 2018 года к определению по новой формуле суммы налога на имущество присоединились следующие регионы: Калужская, Липецкая, Ростовская, Саратовская, Тюменская, Ульяновская области и Пермский край.

Имущественный налог – ежегодный сбор, выплачиваемый за недвижимость, находящуюся в собственности физического лица. Определенные категории граждан имеют льготы: они либо освобождаются полностью от уплаты в местный бюджет, либо оплачивают только часть налога. Для получения льготы следует обязательно подать заявление на имеющеюся недвижимость, приложив к нему в подтверждение соответствующий документ. Сделать это нужно до 1 ноября того года, за который вносится налог. При отсутствии заявления или подачи его после установленного срока льгота предоставлена не будет.

Содержание

Одним из источников доходной части бюджета страны является налог на имущество. С 2018 года предусмотрен поэтапный переход к расчету размера причитающихся налоговых выплат, исходя из высокой кадастровой (близкой к рыночной) стоимости недвижимости. Такая методика расчета значительно увеличивает сумму начислений, поэтому для граждан пожилого возраста актуальным считается вопрос – платит ли пенсионер налог на имущество в 2018 году или ему полагается налоговая льгота на имеющуюся собственность.

Должны ли пенсионеры платить налог на имущество в 2018 году

Порядок освобождения от уплаты имущественного налога не изменен в следующем году. Не претерпел изменения перечень категорий граждан, которым законодательными актами предусмотрена льгота по налоговым выплатам. Люди пожилого возраста входят в число льготников, поэтому налог на имущество физических лиц пенсионерам в 2018 году можно не платить, но не по всем объектам.

Кому предоставляется

Налоговая льгота предоставляется всем гражданам, получающим пенсионные выплаты. Освобождение от имущественных начислений полагается трудоустроенным и неработающим лицам. Не начисляется в 2018 году налог на недвижимость для пенсионеров всех категорий:

  • достигших пенсионного возраста (для женщин после 55 лет и мужчин после 60 лет);
  • которые вышли на пенсию досрочно, по выслуге лет (для военнослужащих, учителей, медработников, шахтеров и других).

Условия получения льготы пенсионерам по налогу на имущество

Налоговые льготы предоставляются всем без исключения получателям пенсионных выплат, а к объектам недвижимости выдвигаются требования. Не начислят налог на имущество пенсионерам в 2018 году при условии, что недвижимость:

  • является собственностью льготника;
  • не используется для получения доходов (для предпринимательской деятельности);
  • кадастровая стоимость собственности не превышает 300000000 рублей.

По каким объектам пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество

Пенсионеры не платят имущественные начисления по нескольким объектам недвижимости, если они относятся к разным видам имущества. Льготное налогообложение применяется к:

  • приватизированной комнате или квартире;
  • частному дому;
  • гаражу;
  • даче;
  • помещениям, которые используются для творчества (к художественным или столярным мастерским, библиотеке, музею);
  • нежилым сооружениям возле частного дома или на дачных участках, предназначенным для ведения подсобного хозяйства, если их площадь не превышает 50 квадратных метров.

Размер льготы в 2018 году

Не платят имущественные начисления пенсионеры, которые владеют квартирой, гаражом, дачей, но в единственном числе. Льготное налогообложение применяется только для одного из объектов, если право собственности оформлено на несколько единиц одного вида, а за все остальные следует платить. Граждане вправе самостоятельно выбрать имущество для льготного налогообложения.

Всегда выгоднее платить меньший налог на квартиру для пенсионеров, поэтому лучше из всех имеющихся объектов одного вида выбрать самый дорогой для получения налоговой льготы. Налог на имущество для военных пенсионеров в 2018 году начисляется на общих основаниях – они освобождаются от уплаты начислений на один объект недвижимости по всем видам зарегистрированной собственности.

Применение налоговых вычетов на второй объект

Скидка в размере до 50% от начисленных имущественных выплат может применяться ко второму объекту недвижимости при выполнении требований к нему (наличие права собственности, использование для жилья, стоимость ниже 300000000 рублей). При расчете имущественных платежей пенсионерам из общей жилой площади вычитается ее часть в таких размерах:

  • 10 кв. м для комнаты;
  • 20 кв. м для квартиры;
  • 50 кв. м для частного дома.

Как получить освобождение по налогу на имущество в 2018 году

Законодательством предусмотрено, что воспользоваться правом освобождения от уплаты имущественных начислений могут пенсионеры в заявительном порядке. Граждане, оформившие пенсию раньше и уже владеющие льготой, автоматически продолжают пользоваться этим правом в последующих периодах. При оформлении пенсионных выплат в 2018 году, чтобы не платить имущественные начисления, необходимо предоставить налоговой службе заявление.

Заявление по месту жительства

Обратиться с заявлением, чтобы не платить имущественные начисления, необходимо до 1 ноября 2018 года следует лицам:

  • которые оформили пенсию;
  • купили новую недвижимость;
  • хотят изменить объект для применения льготного налогообложения.

Получатели пенсионных выплат пользуются на общих основаниях правом возврата подоходного налога при покупке недвижимости. Вернуть из бюджета можно уплаченные взносы, поэтому возвращают деньги только трудоустроенным лицам. Неработающие получатели пенсионных выплат тоже могут получить средства, если оформили пенсию недавно, а в предшествующие 3 года перед регистрацией покупки были трудоустроены. Максимальная сумма вычета составляет 260000 рублей. Ее возвращают после полного оформления собственности.

После оформления гражданином пенсии при отсутствии заявления налоговики продолжают проводить имущественные начисления и их нужно платить. За несвоевременное внесение платежей или их отсутствие налагается штраф. После подачи заявления делается перерасчет за период, длительность которого не превышает 3 лет. Предоставить документ следует налоговой службе по месту регистрации собственности. Заявление можно подать:

  • при посещении государственного учреждения;
  • путем почтового уведомления;
  • с помощью электронного сервиса на сайте ФНС РФ.

Законодательством не закреплены требования к оформлению документа. Заявление должно содержать четкое изложение желания гражданина и необходимо внести следующую информацию.